• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Крупнейший в мире деревянный алтарь в Кракове вновь открыт для служб после шестилетней реставрации

Резной алтарь в готическом стиле украшен фигурами 200 святых угодников

 

КРАКОВ. Крупнейший в мире резной деревянный алтарь в готическом стиле, украшенный фигурами более 200 святых угодников, вновь восхищает посетителей католической базилики Святой Марии в Кракове после шестилетней реставрации, сообщает catholicnewsagency.

Огромный алтарь, изображающий Успение и Вознесение Пресвятой Девы Марии, был создан баварским мастером художественной резьбы Вейтом Штоссом (Veit Stoss) с1477 по 1489 год. Духовенство базилики объявило о снятии реставрационных лесов и завершении работ на своем веб-сайте. Благодарственное богослужение состоится в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. «Этот алтарь, несомненно, является ценнейшим культурным наследием страны и мира, но для нас, верующих, он, прежде всего, являет собой великие духовные моменты в житии Пресвятой Девы Марии, известные нам из Евангелия, – отмечает отец Дариуш Раш (Dariusz Raś), пастор базилики Святой Марии. – Это еще и прекрасное произведение искусства периода поздней готики, в котором уже прослеживаются первые признаки эпохи Возрождения».

Алтарь Вейта Штосса (в народе известный под именем «Вит Ствош») представляет собой пентаптих, то есть состоит из пяти частей: центральной панели с изваяниями, пары открывающихся внутренних створ («крыльев) и пары неподвижных внешних створ. В полностью открытом состоянии он достигает более 12 метров в высоту и около 11 метров в ширину. Центральная сцена показывает Успение и Вознесение Богоматери с предстоящими двенадцатью апостолами. Центральная панель увенчана сценой коронации Святой Марии с предстоящим святым Станиславом и святым Адальбертом Пражским. При создании алтаря резчик использовал дуб в несущей конструкции, лиственницу для фона и светлую липу для резки фигур. В закрытом состоянии алтарные створы являют сцены из жития Иисуса и Девы Марии.

Отец Раш сообщил, что алтарь удалось восстановить после шести лет «кропотливых исследований и реставрационных работ». Экспертная оценка запрестольного образа в 2011-2012 годах показала, что он находится в стабильном состоянии, с минимальным риском повреждения древоточцами и влагой. В 2013 году Академический институт консервации и реставрации произведений искусства провел скрупулезное лазерное трехмерное сканирование алтаря. Проект тонкой реставрации начался в 2015 году. В ходе работ на основной группе фигур была обнаружена надпись мастера, подтверждающая, что она была завершена в 1486 году – то есть на три года раньше, чем предполагалось ранее. Рабочие также обнаружили памятную записку резчика, трудившегося над реставрацией алтаря в 1957 году.

За более чем 500 лет своей духовной службы алтарь несколько раз подвергался реставрации. На нем сказалась и бурная история Польши. Так, во время нацистской оккупации Кракова алтарь был разобран и отправлен в Германию. По окончании войны его нашли в 1946 году в подвале Нюрнбергского замка. Он был возвращен Польше, прошел тщательную реставрацию и был вновь установлен в церкви. Базилика Святой Марии расположена на главной площади Кракова и широко известна своим ежедневным трубным сигналом, внезапно обрывающимся в память о трубаче, раненом в горло в тот миг, когда он трубил тревогу, извещая горожан о приступе врагов на город.

Базилика также хранит память святого Иоанна Павла II, который служил в ней духовником перед тем, как был назначен вторым епископом Краковским. «У нас сохранилась исповедальня, в которой выслушивал исповеди отец Кароль Войтыла, – с гордостью говорит отец Раш. – Мы используем ее по назначению только по большим праздникам, всячески бережем и почитаем как безмолвную свидетельницу жития и духовного восхождения святого Иоанна Павла II. Мы приглашаем всех желающих в церковь Святой Марии, как только исчезнут неудобства, вызванные пандемией. Это уникальный памятник духовности и культуры, который производит огромное впечатление».

 

Форумы