Будущее католических школ в Испании под вопросом из-за нового закона

Новый закон угрожает жизнеспособности поддерживаемых государством католических школ в Испании

МАДРИД. Будущее католических школ в Испании под вопросом из-за нового закона, отмечает журнал Ордена иезуитов «Америка» (americamagazine.org).

Когда иезуиты открыли образовательный центр Padre Piquer в Мадриде 55 лет назад, его окрестности считались трущобами. С годами инфраструктура общины резко улучшилась, но район по-прежнему оставался очагом бедности среди более благополучной части испанской столицы. На протяжении всего времени школа оставалась верной своей миссии по предоставлению качественного образования людям с ограниченными возможностями. Теперь директор школы Альберто Родригес де Ривера беспокоится о том, как долго это продлится.

Как и большинство католических школ Испании, Padre Piquer — это консертада, получастная школа. Она принадлежит и управляется Обществом Иисуса, но получает государственное финансирование и открыта для всех студентов. Она должна предлагать бесплатные базовые образовательные услуги. По сути, школа является частью государственной системы образования Испании.

«Если бы мы не были получастными, родители не смогли бы [позволить детям обучение в частной школе]», — сказал Родригес де Ривера.

Двадцать шесть процентов школ Испании организованы как консертады, и 76 процентов из них — католические. В concertadas учатся разнообразные учащиеся, многие из которых не могли позволить себе частное образование. Католические школы составляют почти 20 процентов всех испанских школ.

Но новый закон угрожает жизнеспособности поддерживаемых государством католических школ в Испании.

«В консертаде вы можете встретить ребенка уборщицы и ребенка государственного министра», — сказал священник-иезуит Хуан Хосе Томильо, директор Мадридской школы Богоматери Памяти, которая обслуживает учащихся от начальной до средней ступени. «Даже многие мусульмане ходят в католические школы», — отмечает иезуит.

Теперь новый закон ставит под угрозу жизнеспособность таких поддерживаемых государством католических школ в Испании. В зависимости от того, как это реализуется региональными властями, многие школы вскоре могут столкнуться с трудными решениями о том, как восстановить себя, чтобы они могли продолжать служить своим ученикам.

Согласно предыдущему закону об образовании, принятому в 2013 году правоцентристской Partido Popular, общественный спрос на доступ к отдельным школам был ключевым фактором при распределении учащихся и соответствующем финансировании школ, получающих государственные деньги.

Но когда в 2019 году к власти пришла левоцентристская Partido Socialista Obrero Español (PSOE), идея реформы образования стала приоритетной. 23 декабря мера, известная как Закон Селаа, названная в честь министра образования Изабель Селаа, прошла через парламент PSOE и была одобрена Сенатом.

Закон отдает приоритет в финансировании государственным школам. Многие опасаются, что закон призван постепенно вообще отказаться от частных консертад, таких как Padre Piquer.

Закон предполагает, что государственные школы получат льготы при планировании и финансировании. Правительство будет иметь право постепенно лишать финансирования католические школы, направляя зависимых от них учеников в светские государственные школы.

Хотя закон создает еще одно препятствие для распространения Христианской веры в Испании, католические школы пока не ожидают непосредственного изменения методов преподавания религии.

Хесус Муньос де Приего, юрист, который часто представлял католические школы в Испании, отмечает, что католические школы исторически играли значительную роль в обеспечении общего образования, потому что Испания медленно развивала современную государственную систему государственного образования.

Когда иезуиты, которые основали Padre Piquer, увидели необходимость создания школы в бедном районе с ограниченной инфраструктурой, город предоставил им землю для строительства школы. Кредитный союз оказывал финансовую поддержку и родители платили, сколько могли за обучение детей. Как и многие другие католические школы, Padre Piquer продолжал получать гранты от правительства. В 1986 году система грантов была изменена на структуру консертада, по сути, контракт между правительством и школой на обучение определенного числа детей.

Все иезуитские школы в Испании, которых сегодня чуть больше 60, являются консертадами . Хуан Хосе Томильо объяснил, что иезуиты сделали осознанный выбор и продолжили предлагать свои школы в качестве государственной услуги. Новая структура не препятствовала религиозному образованию, поскольку государственные школы в Испании всегда предлагали религиозное обучение для людей всех вероисповеданий.

По словам Муньоса де Приего, в регионах, где управляли PSOE и имели большее влияние небольшие крайне левые партии, такие как Unidos Podemos, католические школы обнаружили, что при возобновлении контрактов на консертады муниципальные власти резко сократили количество учащихся, которые могли быть выделены им, несмотря на постоянный спрос со стороны общественности. Но после того, как критерии общественного спроса были установлены законом об образовании 2013 года, у Муньоса де Приего не было проблем с восстановлением финансирования и выделением мест ученикам католических школ через судебные иски.

По новому закону такой исход представляется менее вероятным.

В основе конфликта по поводу консертад лежат конкурирующие идеи о роли правительства и семьи в образовании и о месте религии в испанском обществе. Различия в ожиданиях стали очевидны в январе 2020 года, когда региональное правительство региона Мерсия, которым управляет Partido Popular, приняло закон, требующий от школ уведомлять родителей о содержании того, что будет освещено на предстоящих гостевых презентациях. Закон давал родителям возможность отстранять детей от лекций, оскорбляющих их убеждения. Оппоненты назвали закон формой цензуры учителей и нарушением права ребенка на образование.

«Мы ни в коем случае не можем думать, что дети принадлежат своим родителям. Мы говорим об интересах ребенка и их конституционных правах», — заявила г-жа Селаа, выступая против закона 2019 года. Закономерно, что ее интерпретация того, сколько свободы дает родителям испанская конституция в выборе школ, в какие школы ходят их дети, еще больше разозлила родителей-католиков и педагогов.

«Мы знаем, что за законом стоят идеологии и сектора, которые очень заинтересованы в исключении религии из школы, но мы не хотим вдаваться в подробности», — сказал Франсиско Ла Монеда Диас, юрист Национальной юридической комиссии за свободу в образовании. «Наша борьба является законной, — добавил он, — но было невозможно организовать юридическую дискуссию».

Не было проведено вообще никаких дебатов. Закон был принят без разрешения экспертов, и левое большинство, контролирующее испанский парламент, отклонило все поправки, предложенные правыми партиями и Mas Plurales, которая выступает за уменьшение государственного контроля над образованием. Президент Педро Санчес также проигнорировал просьбу оппонентов нового закона о личной встрече, несмотря на демонстрации против закона, которые заблокировали улицы в городах по всей Испании в ноябре прошлого года.

По словам Муньоса де Приего, Закон Селаа представляет собой злоупотребление властью в ущерб родительским правам и свободе создавать различные модели образования, гарантированные конституцией Испании. «Правительство может монополизировать образование», — сказал он. «Они пытаются обмануть нас, заставляя думать, что право на образование может быть обеспечено только в государственных школах», — считает Муньос де Приего.

«Нам нужно больше школ разных типов, — сказал Муньос де Приего. — В плюралистическом обществе должно быть множество моделей образования».

Он указывает, что в отличие от других европейских стран, таких как Франция, Испания не считает себя светским государством. Согласно конституции государство обязано сотрудничать со всеми религиями, особенно с Католической Церковью. В соответствии с соглашением со Святым Престолом все испанские школы должны предлагать уроки католической религии, хотя их посещение не является обязательным. Также предлагается параллельный неконфессиональный класс, но большинство учеников традиционно выбирают религию.

Согласно Закону Селаа, уроки религии теперь не будут засчитываться в средний балл учащихся, и, по словам Муньоса де Приего, не потребуется предлагать параллельные классы, не относящиеся к конфессии, что превратит религиозное обучение во внеклассный предмет, который, вероятно, будет предлагаться вне обычных школьных часов. Для оппонентов нового закона это не только нарушение духа конституции Испании и конкордата со Святым Престолом, но и «решение конфликта, которого не существует». «Более 3 миллионов учащихся ежегодно без каких-либо проблем принимают уроки религии добровольно. Это не точка конфликта», — отмечает Муньос де Приего.

Какой структурный ущерб новый закон может нанести католическим школам, станет более очевидным по мере его реализации региональными правительствами. Там, где у власти находятся правые партии, они пообещали максимально смягчить его последствия. Католики надеются, что время и новая политическая волна могут быть на их стороне.

«Мы надеемся, что политики одумаются»,— заявил священник-иезуит Хуан Хосе Томильо.

Форумы