Предполагаемый автопортрет зодчего или каменщика, спрятанный в капители колонны, найден в соборе Сантьяго-де-Компостела

Открытие сделано при исследовании романской архитектуры собора 11 в.

 

САНТЬЯГО-ДЕ-КОМПОСТЕЛА. Резная фигура, которая может быть автопортретом зодчего или каменщика, обнаружена на капители колонны в нефе собора Сантьяго-де-Компостела в Испании, сообщает Тhe history blog.

Открытие сделано искусствоведом доктором Дженнифер Александер во время детального исследования романской архитектуры собора 11 века.

Дженнифер Александер проводила поэтапный анализ, чтобы определить последовательность строительства, в рамках проекта, финансируемого правительством области Галисия. Она вспоминала, что когда она изучала капители на высоте 13 метров над полом, вдруг «выскочила эта маленькая фигурка».

«Прекрасный образ юноши, который держится в центре капители, как будто от этого зависит его жизнь. Она находится в ряду одинаковых стандартных капителей, которых вырезаны из гранита — «нам нужно еще 15 такого же дизайна» — и внезапно появляется одна, которая отличается», — отмечает Дженнифер Александер.

Некоторые из капителей колонн в центральном нефе церкви имеют уникальные варианты резьбы с изображением животных, ангелов, дьявола, библейских сцен и проч. Они рассказывали о богословии тысячам паломников, стекавшихся в собор, и добавляли визуальной драматичности пространству. Однако эти капители находятся в более освещенных местах. Новонайденное изображение выглядит слишком реалистичным по сравнению с фантастическими и библейскими фигурами на более ярких капителях.

Резная фигура высотой около фута изображает человека, который имеет круглое лицо с большими ушами. Его руки согнуты в локтях, поэтому они могут удобно устроиться среди широких листьев, украшающих капитель. Фактически человечек изображен в позе смайлика пожимания плечами. Его правая рука сжата в кулак. Левой кисти не видно.

«Конечно, он мог быть каменщиком. С другой стороны, он тоже мог не быть им», — рассуждает Дженнифер Александер.

Из других новостей, касающихся Сантьяго-де-Компостела: так называемый «Портик Славы» — трехарочный входной портал собора, построенный в XII веке французским архитектором мастером Матье, претерпел 12-летнюю программу реставрации, которая была завершена в 2018 году. Полихромная окраска на более чем 200 фигурах портика была сохранена, но большая часть ее была потеряна еще многие столетия назад, а то, что осталось, в основном является результатом более поздних вмешательств.

Во время реставрационных работ портик был задокументирован с беспрецедентной детализацией: более 2700 гигапиксельных фотографий запечатлели каждый дюйм искусно украшенных поверхностей. Эти фотографии были преобразованы в цифровую 3D-модель и стали доступны в новаторском бесплатном приложении, которое позволяет пользователям просматривать каждую деталь «Портика Славы», видеть ее до и после реставрации, узнавать о состоянии резьбы и т.д..

Приложение выходит за рамки визуальных эффектов — оно сопровождается старинной музыкой. В числе персонажей портика — 21 человек с музыкальными инструментами. Исследователи воссоздали эти инструменты в 3D, а затем воссоздали музыку, которую на них играли, поэтому, пока вы исследуете шедевр средневекового искусства, вас будет сопровождать саундтрек, который не только соответствует периоду, но и конкретным музыкантам на самой арке.

Форумы