В Королевском монастыре Сантес-Креус в Каталонии найдены погребения королей Арагона и местной знати

Сохранившиеся готические саркофаги датируются 13 и 14 веками

 

БАРСЕЛОНА. В рамках реставрационных работ в готическом Королевском монастыре Сантес-Креус, которые в настоящее время ведутся в Каталонии, археологи обнаружили «совершенно неожиданные» неповрежденные скелетные останки восьми тел, сообщает интернет-издание Аncient-origins.

«Исключительное открытие» датируется 13 и 14 веками. Сохранившиеся саркофаги принадлежат представителям средневековой каталонской знати и даже королевским особам.

На основании существующей документации команда археологов пришла к выводу, что гробницы уже были разграблены ранее.

Члены Арагонской королевской семьи были похоронены в Сантес-Креус вслед за королем Яковом II (также известен как Яков Справедливый или Яков Арагонский) и его второй женой Бланкой Анжуйской. Это превратило монастырь в «пантеон каталонской королевской семьи», отмечается в пресс-релизе Министерства культуры Каталонии.

Яков был королем Арагона и Валенсии и графом Барселоны с 1291 по 1327 год (помимо других титулов, которыми он владел при жизни).

Реставрация монастыря Сантес-Креус выявила реликвии, связанные со средневековой историей Каталонии и цистерцианским орденом.

В апреле прошлого года археологи начали реставрационные работы в Королевском монастыре Сантес-Креус. В их задачи входили гидроизоляция крыши монастыря и восстановление его знаменитых гробниц.

В ходе работ археологи обнаружили шесть каменных саркофагов, встроенных в одну из стен. Эта часть монастыря известна тем, что содержит гробницы многочисленных членов знатных семей, датируемые 1300-ми годами, с внушительными каменными саркофагами замысловатой работы. Королевские останки были найдены преимущественно в северной галерее готического монастыря.

«В принципе, внутри саркофагов не должно быть человеческих останков в таком хорошем состоянии, потому что они были разграблены», — рассказал Catalan News археолог Хосеп Мария Вила. — «Ни на одном другом месте, которое мы проводили раскопки, мы не нашли столько останков в таком хорошем состоянии. Захоронения остались такими, какими их оставили монахи».

Саркофаги внутри монастыря украшены геральдическими символами, помогающими идентифицировать погребенных внутри дворян как членов семей Сервелло, Сервера, Керальт, Пюигверт и Монкада (Cervelló, Cervera, Queralt, Puigvert, Montcada).

Из этих гробниц были тщательно извлечены образцы человеческих останков и текстильных тканей. Ожидается, что анализ этих образцов даст неоценимую информацию о различных аспектах жизни людей — личности, пищевых привычках, потенциальных недугах, от которых они страдали, условиях жизни, погребальных практиках и ритуалах.

Королевский монастырь Сантес-Креус, цистерцианское аббатство XII века, расположенное в каталонской провинции Таррагона в Испании, имеет огромное историческое и архитектурное значение. Его происхождение восходит примерно к 1160 году, когда фамилии Монкада и Сервелло при поддержке графа Рамона Беренгера IV пожертвовали землю группе монахов из французского аббатства Гранд-Сельва. Планировалось, что монастырь также будет служить семейным мавзолеем, сообщает National Geographic History.

Расположенный на берегу реки Гайя среди пышной растительности, монастырь процветал благодаря обильному водоснабжению, обширной территории и живописному расположению. Он развивался вокруг существующей церкви и в конечном итоге стал одним из самых известных и влиятельных учреждений в королевстве Арагон, пока его не закрыли в 1835 году.

На протяжении 13 и 14 веков Сантес-Креус стал местом последнего пристанища различных дворян по решению, санкционированному королем Яковом II «Справедливым» и его супругой Бланш Анжуйской, как упоминалось выше. В конечном итоге в нем обрели покой многие люди, которые играли значительную роль в феодальном обществе в средневековую эпоху.

Среди цистерцианских монастырей Сантес-Креус считается самым старым. Его начальный этап строительства воплощает в себе минималистский архитектурный стиль, типичный для ранних цистерцианских обителей. Скульптурные и декоративные элементы отходят на второй план по сравнению с функциональным дизайном, отражая акцент на простоте и практичности.

На начальном этапе строительства было возведено несколько ключевых построек, в том числе монастырь, церковь, ризница, капитул и гостиная. Над этими помещениями еще в 13 веке были построены жилые помещения монахов.

В 1313 году начался новый этап реконструкции монастыря, отклоняющийся от традиционного цистерцианского стиля за счет включения обильных декоративных элементов, более напоминающих готический стиль, преобладающий в Арагонском королевстве. Последующие периоды стали свидетелями дальнейших модификаций и дополнений этого средневекового шедевра, смешивания стилей разных эпох, включая романский фасад, соседствующий с готическими витражами, оборонительные сооружения конца 14 века и прекрасно выполненные алтари 17 века, украшающие интерьер.

Примерно в 1774 году в Королевском монастыре Сантес-Креус проходили последние строительные работы, особенно вокруг часовни Святой Троицы. В целом, архитектурный план аббатства соответствовал типичной планировке цистерцианских монастырей, отражая строгий стиль, синоним преобладающего порядка.

После закрытия в 1835 году монастырь подвергся реставрации и в 1921 году был объявлен национальным памятником, впоследствии перешедшим в собственность Женералитата Каталонии.

В средневековый период в Каталонии большое значение имели три цистерцианских монастыря: Поблет, Вальбона-де-ле-Монж и Сантес-Креус. Расположенные в непосредственной близости друг от друга, они образуют треугольник, известный как Цистерцианский путь.

Цистерцианский орден, зародившийся во Франции, представляет собой созерцательный монашеский орден внутри Римско-католической Церкви, известный своей приверженностью к строгой экономии. Эта строгость отражается не только в образе жизни монахов, но и в их архитектурных стремлениях, направленных на гармонию с окружающей средой и одновременное удовлетворение практических потребностей.

Форумы