Исследование «Часослова Изабеллы Стюарт» выявило следы переработки его изображений

Миниатюра была переработана, чтобы заменить портрет первой жены герцога Бретонского изображением его второй супруги

 

ЛОНДОН. Освещение изображения инфракрасными лучами показало, что миниатюра Часослова 15 века была переработана, чтобы заменить портрет первой жены герцога Бретонского Франциска I изображением его второй супруги, сообщает Тhe history blog.

Кураторы Музея Фитцуильяма (Кембридж, Англия) заметили странную затемненную область на странице рукописной книги, также известной как «Часослов Изабеллы Стюарт». Темная область была исследована в лаборатории с помощью ИК-технологии, чтобы выявить ниже расположенный рисунок, в результате чего был найден портрет покойной первой жены герцога Бретонского.

«Часослов Изабеллы Стюарт» был создан отнюдь не для Изабеллы Стюарт. Рукопись была заказана Иоландой Арагонской, вдовствующей герцогиней Анжуйской, для которой ее тщательно украсили миниатюрами художники из Анжера, известные как мастера Роана. Иоланда Арагонская подарила книгу своей дочери Иоланде Анжуйской примерно в 1431 году, во время ее брака с будущим герцогом Бретонским Франциском I. Иоланда Анжуйская умерла в 1440 году, а через два года Франциск женился во второй раз на Изабелле Стюарт, дочери короля Якова I Шотландского. Франциск решил использовать роскошный молитвенник своей покойной жены в качестве свадебного подарка для своей новой жены. С этой целью его несколько переделали художники из Нанта. Когда дочь Изабеллы Стюарт — Маргарита Бретонская в 1455 году вышла замуж (за своего кузена, будущего герцога Бретонского Франциска II), книга перешла к ней. Маргарита попросила другого бретонского художника адаптировать рукопись, добавив новое изображение — самой Маргариты, стоящей на коленях перед Богородицей с Младенцем.

«Часослов Изабеллы Стюарт» с более чем 500 фигурными сценами — один из самых широко известных средневековых молитвенников, которые дошли до нашего времени. На больших миниатюрах изображены сцены из жизни Марии и Иисуса, взятые из каждого из четырех Евангелий. Миниатюры меньшего размера на полях изображают знаки Зодиака и сезонных работ (в календаре), а также Христа и святых, они были вдохновлены Книгой Откровения Иоанна Богослова. Цикл аллегорических стихов 14-го века сопровождает молитвы. Плотные цветочные узоры заполняют страницы.

Центральная миниатюра на листе 20r «Часослова Изабеллы Стюарт» изображает Богородицу с Младенцем. На коленях перед ней слева стоит женщина в герцогской короне. За ней стоит святая Екатерина. За короной на груди святой Екатерины вырисовывается темное пятно. Перерисовка производилась в два этапа. На первом этапе была добавлена ​​святая Екатерина, а лицо и одежда первоначально изображенной Иоланды Анжуйской были перерисованы, чтобы представить Изабеллу Стюарт. Геральдическое платье теперь изображало герб Изабеллы Стюарт — безудержного шотландского льва, «пронзенного» (в геральдическом смысле разделенного поля) горностаем Бретани, чтобы обозначить ее династический брак. Такие же гербы были добавлены к четырем углам листа 20r и по всей остальной части книги.

На втором этапе головной убор Иоланды, который Изабелла сохранила вначале, был закрашен, чтобы гармонировать с одеждой святой Екатерины, также был добавлен герцогский венец. Иоланда никогда не была герцогиней, потому что Франциск не наследовал герцогский титул до августа 1442 года — он стал герцогом через два года после ее смерти. Когда он поручил художнику из Нанта внести изменения в Часослов, Франциск и Изабелла еще не были женаты, поэтому корона была добавлена ​​после того, как она стала герцогиней Бретани.

Анализ использованных материалов позволил составить график изменений. Мастера Роана использовали для своих изображений малахит, ультрамарин, свинцово-белую краску, красный свинец, коричневую землю и розовый цвет, полученный из насекомых. Два нантских художника, которые внесли изменения в изображения Изабеллы и Маргариты, использовали менее дорогие материалы: органический зеленый краситель вместо минерального малахита, азурит вместо ультрамарина и киноварь вместо красного свинца. Синяя мантия святой Екатерины, стоящей за Изабеллой, изначально была окрашена ультрамарином, что соответствовало насыщенному синему цвету одежды Богородицы, но когда головной убор преклонившей колени супруги герцога был покрыт короной, передняя часть мантии святой Екатерины была закрашен азуритом. Все синие элементы в дополнениях изображения Маргариты Бретонской были сделаны из азурита.

Такие богато иллюминированные рукописи были дорогими реликвиями, и, поскольку они передавались из поколения в поколение, новые владельцы любили ставить на них свою печать. Добавление новых геральдических элементов, как это было сделано здесь с гербом Изабеллы Стюарт, было наиболее распространенным способом.

Доктор Рейнольдс сказала: «Это очень захватывающее открытие. Эти книги в некотором роде являются своего рода археологическими раскопками, и когда вы начинаете открывать, что скрывается под этими изображениями, это фактически открывает человеческую историю о том, как эти книги были заказаны, а затем передавались от одного человека другому как история этих разных браков и возникновения различных династических союзов».

Рейнольдс описала эту картину как «не уникальную, но необычную».

«Часослов Изабеллы Стюарт» экспонировался на новой выставке Музея Фитцуильям «The Human Touch: Making Art, Leaving Traces» («Человеческое прикосновение: создавать искусство, оставляя следы». Рукопись также была оцифрована, и ее можно просматривать в высоком разрешении с обильными увлекательными аннотациями на веб-сайте музея.

Форумы