• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Личный помощник Далай-ламы отстранен по обвинениям в коррупции

Себя он именует «личным эмиссаром по миру»

 

СИЭТЛ. Секретарь и «личный эмиссар мира» Далай-ламы, тибетский монах Тензин Дхонден, отстранен от своих обязанностей после того, как американский предприниматель-буддист обвинил его в коррупции, сообщает The Guardian.

Бизнесмен из Сиэтла утверждает, что с 2005 по 2008 годы монах пользовался своим положением, чтобы вымогать деньги у частных лиц и организаций. Предприниматель заявил, что Тензин Дхонден (Tenzin Dhonden) вымогал деньги у него и ряда других благотворителей, угрожая отменить приезд Далай-ламы на запланированное мероприятие. Тензин Дхондхен более 15 лет служил посредником между Далай-ламой и множеством филантропов, знаменитостей, ученых и чиновников США, желающих встретиться с духовным лидером тибетского буддизма. Широко известный как «лама Тензин», 53-летний монах любит представляться как «личный эмиссар по вопросам мира» при Далай-ламе. Теперь он отстранен от обязанностей секретаря и попечителя благотворительного Фонда Далай-ламы. Сам Далай-лама сказал, что «глубоко потрясен и обеспокоен» этими обвинениями.

В свою очередь, лама Тензин решительно отвергает все обвинения. Он заключил контракт с известной юридической фирмой Patterson Belknap из Нью-Йорка, которой предстоит защищать его в суде. Адвокаты уже заявили, что их подопечному предъявлены необоснованные обвинения, причем речь идет о событиях, «случившихся больше 10 лет назад, которые представлены во многом неточно, а в остальном деяния подзащитного не могут считаться незаконными, неэтичными или даже неподобающими». По мнению защитников, бизнесмен пытается «ложно и несправедливо запятнать» репутацию секретаря Далай-ламы. Источник, близкий к ламе Тензину, сообщил, что тот утверждает, что все суммы поступали законным путем в оплату за подготовительные работы и деловые расходы.

В свою очередь, истец Дэниэл Кранзлер (Daniel Kranzler), бизнесмен и благотворитель буддистского вероисповедания, утверждает, что монах вытягивал из него деньги, включая плату наличными суммами из рук в руки. Первые свои жалобы Кранзлер высказал лично Далай-ламе при встрече этим летом при двух свидетелях, а затем изложил свои обвинения в письмах, посланных Далай-ламе, копии которых также были представлены изданию the Guardian. Далай-лама и его приближенные хранили молчание более полумесяца, но затем его личный секретарь сообщил, что Тензин Дхонден отстранен от своих обязанностей еще с 5 октября и его обязали представить свои ответы на обвинения, после чего «будут сделаны выводы».

Карьера Тензина Дхондена началась в 1991 году, когда он прибыл в США и принялся давать там уроки медитации и консультировать неизлечимо больных. В 2000 году он создал в Калифорнии неприбыльную организацию под названием Друзья Далай-ламы, которой руководит поныне. Со временем Дхонден стал фактически местным эмиссаром Далай-ламы, и в этом качестве завязал отношения со многими богатыми и влиятельными поклонниками буддистского лидера и приверженцами его вероучения. Он фактически контролировал допуск почитателей к особе Далай-ламы, и потому мог нажить врагов из числа не допущенных.

Помимо Кранзлера, о факты злоупотреблений Дхондена сообщили Далай-ламе также известный винодел и буддист Ричард Грейс (Richard Grace) и Марти Красни (Marty Krasney), директор отделения фонда Спутников Далай-ламы в Сан-Франциско. Эти трое сумели встретиться с Далай-ламой в обход Дхондена во время его визита в Калифорнийский университет. Аудиенция, на которую было отведено 10 минут, продлилась больше часа и, по словам участников, Далай-лама был совершенно ошеломлен предъявленными ему фактами.

Самое серьезное обвинение выдвинуто по событиям 2008 года, когда благотворительная организация Kirlin Foundation, созданная Кранзлером, подготовила крупнейший благотворительный вечер под названием «Семена сострадания» с участием Далай-ламы. После того, как организаторы заказали зал на 150 тысяч мест и потратили несколько миллионов долларов, Дхонден, по их словам, пригрозил отменить приезд Далай-ламы, если не получит дополнительные суммы. Кранзлер утверждает, что монах истребовал авансом «крупные суммы в различных формах». Истцы сообщают, что «у нас уже не было выхода, и нам пришлось уступить этому вымогательству», и приводят список сумм. Некоторые были проведены через чеки и банковские счета, а другие выдавались наличными по особому требованию монаха из рук в руки, «чтобы не осталось никаких записей». В целом Кранзлеру пришлось доплатить более 250 тысяч долларов для организации визита Далай-ламы на благотворительный вечер «Семена сострадания». Но, когда уже после вечера Дхонден потребовал от Кранзлера купить ему дом ценой в 850 тысяч долларов, если тот желает и далее получить помощь в организации визитов Далай-ламы, у Кранзлера «переполнилась чаша терпения».

Роберт Турман (Robert Thurman), профессор буддизма в Колумбийском университете, соучредитель «Тибетского дома» в Нью-Йорке и близкий сотрудник Далай-ламы в США, сказал, что подобные личные встречи с жалобщиками – чрезвычайное событие. «Сообщения о неприятных вещах считаются нарушением этикета, – отмечает Турман. – Жалобы никогда не поощряются». При этом он заметил, что Далай-лама не получает никаких вознаграждений за свое участие в мероприятиях, беседы и визиты, и никогда не берет никакие гонорары. Теперь Далай-ламе предстоит решить, кто больше заслуживает доверия – его многолетнее доверенное лицо или тройка американских буддистов, ставящих под сомнение его честность.

Многие задают вопрос, почему Кранзлер молчал почти девять лет о вымогательстве. «В рамках моего личного скромного и несовершенного понимания закона дхармы [совокупность установленных норм и правил буддизма, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка], я считал недопустимым отзываться о ком-либо дурно, – пишет во втором письме Кранзлер. – И я изменил свое мнение только после просьб многих людей нашей общины, преклоняющихся пред Вашей мудростью и учением о сострадании, а также нескольких лиц из личных помощников Вашего Святейшества, которые и побудили меня сказать правду». Отвечая на вопрос корреспондентов, почему он все же заплатил деньги монаху, зная, что это неправедные платежи, Кранзлер ответил, что если бы он этого не сделал, то «Далай-лама не посетил бы Сиэтл, и тысячи жизней не изменили бы свой ход благодаря этой великой встрече».

Форумы