Слово преп. Феодосия Печерского о вере христианской и латинской

Чтобы понять смысл «Слова», необходимо представить ситуацию, в которой оно создавалось. Адресат «Слова», князь Изяслав Ярославич, считается самым прозападным русским князем XI века. В 1068 году, после восстания киевлян, недовольных политикой князя и поражением трех братьев Ярославичей в битве с половцами на реке Альте, Изяслав бежал в Польшу. На следующий год с помощью польских войск он возвратился в Киев и изгнал занявшего киевский престол при поддержке народа Всеслава Полоцкого. Поляки временно оккупировали город, и «западная партия», существовавшая в Киеве, резко усилила свои позиции. Именно в это время, как считают, и появляется послание Феодосия. Игумен крайне резко отзывается о католичестве. Как видно, ему было хорошо известно «Стязание с латиной» митрополита Георгия Киевского. Заметны и определенные пересечения «Слова» Феодосия со статьей, помещенной в летописи под 988 годом. Общая идея произведения - отвратить князя от влияния «латинян», показать гибельность его внешней политики.
Следует отметить такой парадоксальный факт: несмотря на ярко выраженную антикатолическую позицию преп. Феодосия Печерского Украинская униатская церковь внесла его имя в свой месяцеслов

СЛОВО СВЯТОГО ФЕОДОСИЯ, ИГУМЕНА ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ, О ВЕРЕ XРИСТИАНСКОЙ И О ЛАТИНСКОЙ

Господи, благослови.
Слово мое к тебе, князь боголюбивый. Я, Федос, худой, раб пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в чистой и правоверной вере рожден и воспитан в добре и наказании правоверными отцом и матерью, наставлявшими меня доброму закону: верой же латинской не прельщаться, обычая их не держаться, и причастия их избегать, и всякого учения их избегать, и нравов их гнушаться, и оберегать своих дочерей: не отдавать за них и у них не брать. [Нельзя] ни брататься с ними, ни кланяться им, ни целоваться, ни есть или пить с ними из одной посуды, ни пищу их принимать. Тем же, кто у нас просит, Бога ради, есть или пить, дать, но в их посуде; если же не будет у них посуды, то в своей дать, а потом, вымыв ее, помолиться.
Все это потому, что неправильна вера их, и нечисто они живут: едят с собаками и кошками, и пьют свою мочу, едят черепах и диких коней, и ослов, и удавленину, и мертвечину, и медвежатину, и бобровое мясо, и хвост бобров; в говенье едят мясо, опуская его в воду, во вторник первой недели поста монахи их едят сало, и в субботу постятся, а попостившись, к вечеру пьют молоко и едят яйца, а согрешив, не у Бога прощения просят, а попы их прощают за мзду. А попы их не женятся законным браком, но от рабынь детей имеют и служат беспрепятственно. А епископы их наложниц держат и на войну ходят, и с облатками служат, и ни икон не целуют, ни мощей святых, а целуют крест, изобразив его на земле, и встав, попирают его ногами. А мертвецов кладут ногами на запад, руки вдоль тела положив. Женившись же, берут двух сестер, а крестятся они в одно погружение, а мы — в три. Мы же, крестившись, мажемся миром и маслом, а они соль сыплют крещаемому в рот. Имя же они не дают в честь святого, но какое имя дадут родители, тем именем и крестят, и говорят, что Дух Святой исходит от Отца и Сына. И других злых дел много у них, развращена и полна погибели вера их. Даже иудеи не делают того, что они творят, многие же и в Савелианскую ересь впадают.
Мне же говорил отец мой: ты, чадо, остерегайся кривоверных и всех их разговоров, чтобы не исполнилась и наша земля злой той веры. И те, спасая, спасут душу свою, кто в правоверной вере живет; нет ведь иной веры лучше нашей, так как чиста и свята наша вера православная — живущие в этой вере от грехов избавятся и мук вечных избегнут, а к жизни вечной причастятся и со святыми радоваться бесконечно будут. А живущим в другой вере — или в латинской, или в сарацинской, или в армянской — не видать жизни вечной. Не подобает же, чадо, хвалить чужую веру. Если хвалит кто чужую веру, то оказывается своей веры хулителем. Если же начнет непрестанно хвалить и свою веру, и чужую, то оказывается такой двоеверцем, и близок он к ереси. Ты же, чадо, остерегайся их, и свою веру непрестанно хвали. Не сходись с ними, но избегай их и подвизайся в своей вере добрыми делами, и милостынью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой — всякого помилуй и от беды избавь, если можешь,— и не будешь лишен воздаяния от Бога. Бог ведь и сам ныне поганых опекает так же, как и христиан. Поганых же иноверцев защищает Бог в этом веке, но в будущем лишены они будут добродетели. Мы же, живущие в православной вере, и здесь охраняемы Богом, и в будущем веке спасены будем Господом нашим Иисусом Христом.
Говорил же мне отец мой: чадо, если тебе придется умереть за святую эту веру и Господа ради, то умри с дерзновением за веру Христову. Святые ведь за веру умерли, но живы во Христе. Ты же, чадо, если увидишь, что какие-нибудь иноверцы с православными спорят, обманом хотя отвратить их от правой веры, не скрывай этого в себе, но помоги православным. Если им поможешь, то словно овцу спасешь от пасти львиной. Если же смолчишь, то словно отнимешь их у Христа и передашь сатане. Если тебе скажет спорящий: «И ту, и другую веру Бог дал», ты, чадо, ответь так: «Ты, кривоверный, считаешь Бога двоеверцем? Но не слышал разве, окаянный, развращенный злой верой, что Писание говорит: «един Бог, едина вера, едино крещение». Сказал Господь: «Так ведь следует нам соблюсти все законы», и все это исполнив, не вознесся ли и учеников отправил на проповедь?
Ты же, по апостольской заповеди, столько лет державшийся правой веры, совратился на зловерие по наущению сатанинскому. Не слышите ли апостола Павла, говорившего: «Если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет он проклят». Вы же отвергли заповеди апостольские и святых отцов наставления и приняли неправду и веру развращенную, полную погибели. Из-за этого от нас были отвержены. Из-за этого им с вами не годится ни жить вместе, ни к божественным тайнам вместе приобщаться, ни им к нашей, ни нам к их, потому что мертвым телом служите, мертвого Господа призывая. А мы службу совершаем живым телом самого Господа, видя живым его, сидящего справа от Отца. И потом придет он судить живых и мертвых. Вы же мертвы, мертвую жертву приносите, а мы живому Богу живую жертву приносим — чистую, непорочную, и жизнь вечную получим. Так ведь написано: «Воздается каждому по делам его». О Христе Иисусе, о Господе нашем, ему же и слава. Аминь.

Форумы