Ватикан опубликовал документ о папском первенстве, направленный на «воссоединение Церкви»

Он озаглавлен «Епископ Рима: первенство и синодальность в экуменическом диалоге и ответах на энциклику Ut Unum Sint»

 

ВАТИКАН. В четверг, 13 июня 2024 года, Ватикан опубликовал 130-страничное исследование о папском первенстве, содержащее предложения православных и протестантских христианских общин о том, как может выглядеть роль Римского епископа в будущей «объединенной Церкви», сообщило информационное агентство CNA.

Исследовательский документ под названием «Епископ Рима: первенство и синодальность в экуменическом диалоге и ответах на энциклику Ut Unum Sint» является первым ватиканским текстом после Второго Ватиканского собора, в котором изложена вся экуменическая дискуссия о папском первенстве.

Помимо определения богословских вопросов, связанных с первенством папы Римского в экуменическом диалоге, документ оптимистично предлагает предложения «по служению единства в воссоединенной Церкви», включая «дифференцированное осуществление первенства епископа Рима».

В конце текста, опубликованного 13 июня, находится раздел предложений Дикастерии по содействию христианскому единству по «осуществлению первенства в 21 веке», включая рекомендации по «синодальному осуществлению» папского первенства.

Дикастерия приходит к выводу, что «внутри Католической Церкви требуется растущая синодальность» и что «многие синодальные институты и практики восточно-католических церквей могут вдохновить Латинскую церковь».

Документ добавляет, что «синодальность дополнительно может включать в себя регулярные встречи христианских представителей на мировом уровне в рамках «соборного общения» для углубления общения».

Документ основан на диалоге с некоторыми представителями Православия (преимущественно – Фанара), которые утверждали, что «любое восстановление полного общения между Католической и Православной Церквами потребует с обеих сторон укрепления синодальных структур и нового понимания всемирного первенства – и то, и другое служит общению между Церквями».

На пресс-конференции в Ватикане 13 июня кардинал Марио Греч, генеральный секретарь Генерального секретариата Синода, заявил, что этот исследовательский документ публикуется в очень «удобное время», поскольку Католическая Церковь готовится ко второй сессии Синода. Синод о Синодальности состоится осенью.

Присоединившийся к пресс-конференции по видеосвязи представитель Армянской Апостольской Церкви архиепископ Хаджаг Барсамян подчеркнул, что «синодальность Католической Церкви является важным критерием для Восточных Православных Церквей на пути к полному общению».

Католическая Церковь считает, что Иисус Христос сделал Петра «камнем» Своей Церкви, дав ему ключи от Царства и сделав его пастырем всего стада. Папа как преемник Петра является «вечным и видимым источником и основанием единства как епископов, так и всего общества верующих», как это описано в одном из основных документов Второго Ватиканского Собора – Lumen gentium.

В новом исследовательском документе предлагается «провести более четкое различие между различными обязанностями Папы, особенно между его служением как главы Католической Церкви и его служением единства среди всех христиан, или, более конкретно, между его патриаршим служением в Латинской церкви и его первоначальным служением в общении Церквей».

В тексте отмечается возможность «расширить эту идею, чтобы рассмотреть, как другие западные церкви могут относиться к Римскому епископу как к предстоятелю, имея при этом определенную автономию».

В тексте отмечается, что Православная и Восточно-православная (Ориентальная) Церкви всегда подчеркивали важность регионального руководства в Церкви и выступали за «баланс между первенством и первенствами». Документ добавляет, что некоторые экуменические диалоги с западными христианскими общинами также применяли это к Католической Церкви, призывая к «укреплению католических епископских конференций, в том числе на континентальном уровне, и к продолжению «децентрализации», вдохновленной моделью древних патриархальных церквей».

Ссылаясь на принцип субсидиарности, текст утверждает, что «власть епископа Рима не должна превышать необходимого для осуществления его служения единства на вселенском уровне, и предложить добровольное ограничение в осуществлении его власти».

«В примиренном Христианстве такое общение предполагает, что отношения епископа Рима с Восточными Церквями и их епископами… должны существенно отличаться от отношений, принятых сейчас в Латинской Церкви», — говорится в документе.

Другое конкретное предложение, выдвинутое дикастерией, — это «католическая «перерецепция», «переинтерпретация», «официальная интерпретация», «обновленный комментарий» или даже «переформулировка» учения Первого Ватиканского собора», особенно в отношении к определениям примата юрисдикции и папской непогрешимости.

Первый Ватиканский Собор, проходивший между 1869 и 1870 годами при Папе Пии IX, догматически определил папскую непогрешимость в конституции Pastor Aeternus, в которой говорилось, что когда римский понтифик говорит «ex cathedra», то есть когда он официально учит в своем качестве «Вселенского пастыря Церкви» по вопросам веры или морали и адресует это всему миру, определенная доктрина не подлежит реформированию.

Представитель Англиканской Церкви, выступавший на пресс-конференции Ватикана, подчеркнул, что некоторые аспекты Ватикана I стали особым «камнем преткновения» для англикан.

В исследовательском документе, опубликованном Ватиканом, указывалось на то, как в экуменическом диалоге приводились аргументы о том, что некоторые учения Первого Ватиканского собора «глубоко обусловлены их историческим контекстом», и предлагалось, что «Католическая Церковь должна искать новые выражения и словарный запас, верный первоначальный замысел, но интегрированный в «коммунио» экклезиологию и адаптированный к текущему культурному и экуменическому контексту».

В новом документе описывается, как некоторые экуменические диалоги «смогли прояснить формулировку догмата о непогрешимости и даже договориться о некоторых аспектах его цели, признавая необходимость в некоторых обстоятельствах личного осуществления учительского служения, учитывая, что христианское единство – это единство в истине и любви».

«Несмотря на эти разъяснения, в диалогах по-прежнему выражается озабоченность по поводу отношения непогрешимости к первенству Евангелия, безупречности всей Церкви, осуществления епископской коллегиальности и необходимости рецепции», — добавляет документ.

В документе обобщаются отклики различных христианских общин на энциклику Папы Иоанна Павла II 1995 года о христианском единстве «Ut Unum Sint» («Чтобы все были едины»). В частности, на содержащееся в энциклике польского Папы приглашение христианских лидеров и теологов к терпеливому и братскому диалогу о папском первенстве.

«Именно из желания истинно подчиниться воле Христа я осознаю, что как епископ Рима я призван осуществлять это служение. Я настойчиво молюсь, чтобы Святой Дух пролил на нас Свой свет, просвещая всех пастырей и богословов наших Церквей, чтобы мы могли искать – конечно, вместе – формы, в которых это служение может совершать служение любви, признанное всеми заинтересованными сторонами», — написал Иоанн Павел II.

В «Ut Unum Sint»говорится, что епископ Рима как преемник апостола Петра имеет «особую обязанность» работать во имя христианского единства.

Исследовательский документ, опубликованный Ватиканом, является результатом более чем трехлетней работы, в которой обобщены около 30 ответов на «Ut Unum Sint»и 50 документов экуменического диалога по этой теме.

Консультации с православными, протестантскими и католическими экспертами проводились в сотрудничестве с Институтом экуменических исследований Папского университета Св. Фомы Аквинского.

Кардинал Курт Кох, префект Дикастерии содействия христианскому единству, отметил на пресс-конференции, что одним из плодов экуменического богословского диалога последних трех десятилетий стало «обновленное прочтение «петровских текстов», в котором партнерам по диалогу было предложено «по-новому рассмотреть роль Петра среди апостолов».

Ватикан отмечает, что «проблемы, акценты и выводы различных диалогов различались в зависимости от конфессиональных традиций».

Цель документа, как ее видят в Ватикане, состоит лишь в том, чтобы предложить «объективный синтез экуменических дискуссий» о папском первенстве и «не претендует на исчерпание предмета и не суммирует все католическое учение по этому вопросу».

Кох пояснил, что Папа Франциск дал добро дикастерии на публикацию документа, но это не означает, что Папа одобрял каждое предложение.

Ян Эрнест, директор Англиканского центра в Риме, поблагодарил католических лидеров за публикацию нового документа, который, по его словам, «открывает новые перспективы для экуменических отношений по широко обсуждаемому вопросу о взаимосвязи между первенством и синодальностью».

«Как личный представитель Архиепископа Кентерберийского, я рад, что один из наиболее полных и подробных ответов на приглашение св. Иоанна Павла II в Ut Unum Sint был дан домом епископов Англиканской Церкви в 1997 году», - сказал Ян Эрнест.

Эрнест охарактеризовал англиканскую Ламбетскую конференцию и собрание примасов как примеры «синодализма в действии», которые позволяют англиканской общине «с молитвой понимать экуменические диалоги и новые перспективы, затрагивающие… важные доктринальные аспекты».

Отвечая на вопросы журналистов, кардинал Греч признал, что разные христианские церкви по-разному понимают синодальность.

Кардинал Греч отметил, что в сводном отчете ассамблеи Синода 2023 года о синодальности богословам предлагается изучить «то, как обновленное понимание епископата внутри синодальной Церкви влияет на служение епископа Рима и роль Римской курии».

Он добавил, что «дебаты все еще открыты», поскольку Католическая Церковь продолжает синодальный процесс со второй ассамблеей осенью.

Форумы