• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католики в США организовали орден Юдифи для борьбы с домашним насилием

В стране ежегодно его жертвами становятся более 12 миллионов женщин

ДЖЕФФЕРСОН-СИТИ. Католички в США создали орден Юдифи для борьбы с домашним насилием, поскольку в стране ежегодно его жертвами становятся более 12 миллионов женщин, пишет pillarcatholic.

Ветхозаветное неканоническое предание о подвиги Юдифи стало источником вдохновения для католички Челси Крич (Chelsi Creech), основательницы и главы ордена Юдифи. Уставная цель ордена – помощь христианкам, страдающим от домашнего насилия. По преданию, иудейка Юдифь (Иудифь, женский вариант имени Иуда) в конце 6 века до нашей эры спасла родной город от нашествия ассирийцев тем, что принарядилась и отправилась в лагерь врагов к полководцу Олоферну. Там она утомила его вином (по благопристойной версии), а когда тот заснул, отрубила ему голову и унесла в родной город, отчего враги устрашились и бежали. Образ отважной Юдифи приобрел (особенно с эпохи Возрождения) чрезвычайную популярность в искусстве – как в героических, так и в эротических трактовках.

«Наш орден Юдифи не потворствует насилию, – уверяет Крич. – Он черпает в подвиге Юдифи вдохновение для женщин, желающих обрести свой голос и энергию, исполниться силой в ответ на исцеляющую любовь Бога, даже когда пресечение насилия расходится с косным представлением о библейской женственности. Мы черпаем вдохновение и у других героических библейских женщин, таких как Раав (Рахава), Иаиль, Дебора и Есфирь. Некоторые эти женские образы столь высоко почитаются за героические добродетели, что они восходят к престолу самого Христа, как матриархи нашей веры».

Ей хочется, чтобы церковь больше трудилась для прославления подвигов святых или блаженных женщин, сбросивших оковы тяжких жизненных ситуаций. «Они почитаются церковью за героические добродетели, достойные подражания, – говорит активистка. – Среди них Святая Фабиола Римская, раба Божья Кэтрин Доэрти, блаженная Серафина Сфорца. Для меня любимым примером служит святая Мария Горетти, я ее люблю и восхищаюсь ею. Я никого не осуждаю, но мне бывает горько, что при подготовке женщин к конфирмации им редко ставят в пример этих угодниц, блаженных и святых, дабы помочь стать верными католичками. Если брать широкую церковную общину, я хотела бы, чтобы она лучше знала подвиги и добродетели наших соотечественниц и современниц, которые сумели свергнуть гнет и насилия и вернуть себе человеческое достоинство, а с ним достойную жизнь».

«Очень часто женщина не умеет вступиться за себя из-за стыда, и единственное противоядие от этого стыда – свет и любовь Христова, – уверена Крич. – Мы привечаем ее, даем ей чувствовать, что мы ей рады, она более не подпорченный товар, который едва терпят. Здесь ее согревает любовь Христова и наша любовь, она становится краеугольным камнем в нашем сообществе, а ее любовь, сила и упорство в борьбе за себя сообщают силу всем нам. Мы ищем и находим конкретные способы помощи женщинам в борьбе с гнетом и обретении себя после ухода от насильника. Это не только духовные опоры, но и практическая помощь – в быту, в присмотре за детьми и многом ином».

Идея ордена возникла из конкретного случая в прошлом году, когда Крич пыталась помочь подруге, страдающей от домашнего насилия, искала пути выхода. «Я заметила, что неверное понимание христианского смирения мешает ей в борьбе за себя, – повествует Крич. – Она разрывалась между желанием спастись и убеждением, что надлежит стойко терпеть истязания по христианскому учению и библейскому пониманию брака, из христианской любви, всепрощения и ответственности за мужа. Подруга боялась, что ее бегство из притона зверства станет нарушением закона Божьего, отяготит ее душу грехом, сделает плохой христианкой».

Размышления над несчастьем подруги побудили Крич и ее единомышленниц к созданию ордена Юдифи, дабы помогать христианкам в избавлении от насилий и оскорблений. «Мы решили помогать женщинам в поиске путей пресечения насилий, в обретении себя и возврате человеческого достоинства. Мы убеждаем верующих жертв, что богоугодный и нормальный путь для христианки в такой ситуации – пресечь насилие, ибо Богу совсем не угодно бесконечное терпение».

Каждый год более 12 миллионов женщин в США страдают от насилия со стороны интимного партнера. Согласно статистике CDC, более трети женщин в стране подвергаются изнасилованиям, избиениям и моральной травле со стороны интимного партнера в течение жизни. Католички и прочие христианки не свободны от подобных насилий, однако у них есть свои трудности в поисках выхода из-за неверных толкований библейского супружеского долга. Крич часто видит, что христианки не решаются уйти, страшась нарушить брачные обеты, – в ложном убеждении, что «Господь терпел и нам велел», как бы ни были жестоки брачные истязания.

Основывая орден Юдифи, Крич опиралась на практический опыт женской взаимопомощи в ситуациях домашнего насилия, а также свое образование клинического психолога. «В своей учебе и исследованиях я всегда больше всего интересовалась религиозными и духовными аспектами психологического благополучия в обществе и семье, с особым вниманием к искажениям христианских истин во вред духовной и личной жизни», – подчеркивает активистка. Другие члены ордена Юдифи также привносят ценные знания и практический опыт в самых разных важных областях – к примеру, в образовании и развитии детей. В стране есть аналогичные христианские организации в помощь жертвам домашнего насилия, однако многие из них не приемлют развод даже в нетерпимых случаях. Орден Юдифи уже дорос до национального уровня, и при этом не навязывает единственное решение на все случаи жизни. Орден помогает определить в каждом случае наилучший вариант – примирение, раздельное проживание или развод – с судебным запретом или без такового.

Христианская вера и ее неправильное толкование – лишь одно из множества препятствий для спасения женщины от жестокого партнера. «Прервать отношения не так просто, как выйти в дверь, – поясняет Сесилия Коттрилл (Cecelia Cottrill), менеджер по коммуникациям и бренд-директор ордена Юдифи. – Для ухода нужны деньги, ресурсы, время на подготовку. Нужно найти новое место жительства, а то и адвоката, когда можно получить государственное пособие, но нужно правильно подать заявку. Многие женщины развивают своего рода стокгольмский синдром, свыкаются с ролью жертвы, считая, что сами заслужили насилие, унижение и побои, а то и вовсе не понимают, что истязания не могут и не должны быть нормой брака».

«Систематическое и намеренное истязание принимает различные формы, – поясняет Коттрилл. – Дело осложняется юридической трактовкой системности и намеренности, а также тем, что насильники обычно выглядят добропорядочными согражданами со стороны. Христианкам бывает еще труднее выйти из оскорбительных отношений. Существуют изощренные виды духовного истязания, которые жертвы иной раз даже не осознают. Духовные насильники часто искажают истины вероучения, дабы обрести власть над жертвой и отсечь ее от Божьей помощи. Например, муж объявляет себя посредником между женой и Богом, ибо он, дескать, поставлен над ней и наделен от Бога право самодурствовать, не считаясь с волей жены. Он ей втолковывает: «Если бы ты была хорошей христианинкой, мне не пришлось бы тебя учить, бить и наказывать, а мне приходится, ибо такова воля Божья, он поставил главой семьи».

«Многие верят в библейскую концепцию подчинения и принимают главенство мужа во всем, – говорит Коттрилл. – Женщины еще и страшатся разрыва, боясь стать родителями-одиночками и нанести ущерб детям в неполной семье. Негативные последствия развода и неполной семьи часто обсуждаются среди христианок. Однако семейные избиения, истязания и унижения наносят еще более тяжкий ущерб психическому здоровью ребенка. Многие исследования доказывают, что дети, выросшие в условиях бытового насилия, больше склонны к антиобщественному поведению, чем дети неполных семей. К примеру, исследование 2023 года показывает тяжкий психологический, психический, поведенческий, образовательный и социальный ущерб для детей в обстановке бытового насилия».

По данным национальной горячей линии по бытовому насилию, женщине требуется в среднем целых семь попыток, чтобы успешно расстаться с партнером-изувером – отчасти из веры, отчасти оттого, что тот успешно изолирует свою жертву от помощи со стороны. Вот почему орден Юдифи настойчиво оказывает помощь жертвам домашнего насилия вплоть до ухода и налаживания новой жизни. Женщины нередко сами обращаются в орден Юдифи через его веб-сайт, или через подруг, которым орден уже помог. «Сайт намеренно выглядит невзрачно, дабы наша помощь шла незаметно и скрытно, – говорит Коттрилл. – Мы выбрали библейский образ Юдифи, поскольку она стала символом победы над насилием по воле Божьей. Мы всеми силами убеждаем христианок, что библейская женственность не означает покорность любому зверству, самодурству и насилию».

Крич и Коттрилл ждут от Католической Церкви США практических шагов в помощь жертвам домашнего насилия. Во-первых, Церкви нужно улучшить катехизацию учения о разводе и раздельном проживании и четко указать, что она приемлет гражданский развод в случаях домашнего насилия. Во-вторых, если Церковь борется в своем лоне с педофилией и даже вводит курсы по безопасности, ей следует и при подготовке к католическому браку делать должный акцент на противодействии домашнему насилию. Активистки напоминают, что в наши дни службы аэропортов, заправочных станций, гостиниц и баров развешивают листовки в женских туалетах с инструкциями о действиях и сигналах в случаях опасности насилия. Почему бы и Церкви не последовать примеру этих светских служб? «Подготовку к католическому браку можно отчасти возложить на старшие пары наставников, обучающих молодых супругов вместе и отдельно, – полагает Крич. – Всем нам нужны друзья и помощники, способные поддержать и призвать к порядку нарушителя. Самое лучшее средство от семейного истязания – это община, которая не допускает изоляции жертвы».

Орден Юдифи около года действует как некоммерческая организация в штате Миссури, а денежную помощь на свой труд собирает через веб-сайт. «Однако наша главная нужда, помимо денег, это молитва, – говорит Крич. – Главнейшая часть нашего служения невидима – это опора, надежда и молитва единоверцев. Мы хотим, чтобы вокруг наших несчастных страдающих подруг возникала некий защитный ореол постоянных молитв. Мы хотим, чтобы каждая наша сестра, страдающая от насилия и унижений, помнила, что это состояние нетерпимо в ее положении любимой дщери Божьей. И она должна знать, что Бог всегда дает ей надежду и исцеление. Более того, своим уходом ты творишь добро обидчику. Ибо каждый раз, когда он творит акт насилия, он сыплет себе на главу горящие угли своего собственного суда вечного. А твой уход для него – это акт любви, вразумления и возможного покаяния».

 

Форумы