• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католическая епархия в США считает «варварством» казнь преступника с правом выбора ее способа

Преступнику дают выбор между расстрелом и электрическим стулом

 

ЧАРЛЬСТОН. Католическая епархия в США считает «варварством» казнь преступника с правом выбора ее способа, когда ему предлагают выбирать расстрел или электрический стул, сообщает catholicnewsagency.

Когда верховный суд штата Южная Каролина назначил дату казни Ричарда Мура (Richard Moore), епархия Чарльстона осудила и саму смертную казнь, и садистский выбор способа казни, перед которым ставят осужденного. «Католическая церковь решительно выступает против решения верховного суда о смертной казни в Южной Каролине, – гласит заявление Чарльстонской епархии от 8 апреля. – А выбор способа казни, который предлагается мистеру Муру – расстрел и электрический стул – это просто современное варварство».

Казнь 57-летнего Мура назначена на 29 апреля. Поскольку штат не имеет возможности казнить осужденного путем смертельной инъекции, ибо не располагает соответствующими препаратами и специалистами, этот сравнительно безболезненный способ осужденному не предлагается. Адвокаты Мура обратились с просьбой об отсрочке на том основании, что оба предлагаемых способа казни являются «жестокими и аморальными», а потому совершенно несоразмерны преступлению.

В 1999 году Мур пытался совершить ограбление магазина товаров первой необходимости. Оружия у него не было, а служащий направил на него пистолет. Завязалась схватка, в которой Мур сумел завладеть пистолетом и застрелил служащего. Мура признали виновным по статьям о человекоубийстве, нападении с целью убийства, вооруженном ограблении и нарушении правил обращения с огнестрельным оружием.

«Электрический стул и расстрельная команда – это давно устаревшие, варварские методы казни, от которых практически все американские юрисдикции отказались в пользу смертельной инъекции, – напоминают адвокаты Мура в интервью местному изданию Columbia daily от 7 апреля. – Мура нельзя ставить перед выбором одного из этих способов казни на том – явно неуважительном и надуманном – основании, что SCDC (Государственный департамент исправительных учреждений) якобы не в состоянии раздобыть смертельные инъекционные препараты, несмотря на самые добросовестные и упорные усилия». В штате Южная Каролина не производили смертные казни с 2011 года.

«Трагедию в результате действий мистера Мура никак нельзя искупить новым человекоубийством. – заявляет епархия Чарльстонская. – Справедливость никогда не восстанавливается и не торжествует в результате убийства человека. Смертная казнь, наряду с абортами и эвтаназией, является преступным посягательством на неприкосновенность и фундаментальное достоинство человеческой жизни. Уважение к жизни есть и должно оставаться безусловным. Этот принцип применим ко всем, даже к тем, кто совершает самые ужасные деяния. Католическая церковь неизменно отстаивает высшую и неотъемлемую ценность всей жизни. Мы умоляем власти штата Южная Каролина смягчить смертный приговор Муру и провести пересмотр его дела по существу. Церковь молится о наступлении дня, когда государство отменит свое решение и положит конец жестокому и неправедному обычаю смертной казни».

В то время как Церковь учит, что смертная казнь не всегда является злом по своей сути, папа Франциск и его непосредственные предшественники всегда осуждали этот обычай, укоренившийся на Западе. К примеру, Катехизис Тридентского собора указывает в отношении казни преступников, что таковая есть «законный и разумный способ наказания виновных и защиты невиновных», применяемый мирскими властями. А вот святой Иоанн Павел II призвал христиан последовательно и «безоговорочно выступать за жизнь», ибо «достоинство человеческой жизни есть неотъемлемая ценность, и невозможно отнять ее даже у того, кто совершает великое зло». Он также рассказал о своем стремлении к общественному согласию по вопросу отмены смертной казни как «жестокой и ненужной» меры наказания преступников.

Папа Бенедикт XVI в свою очередь призвал мировых лидеров приложить «все усилия для отмены смертной казни» и поучал паству, что отмена смертной казни есть необходимое условие «приведения уголовного законодательства в соответствие как с человеческим достоинством заключенных, так и с нуждами эффективной защиты общественного порядка».

В августе 2018 года Конгрегация доктрины веры опубликовала новый проект положения Катехизиса Католической церкви по вопросу смертной казни. Положение почти буквально воспроизводит слова папы Франциска в его речи от 11 октября 2017 года о том, что «Церковь учит в свете Евангелия, что смертная казнь недопустима, поскольку являет собой посягательство на неприкосновенность и достоинство личности»; а потому Церковь «упорно трудится ради ее отмены по всему миру». В положении приводятся следующие причины редакции доктрины Церкви по этому вопросу: повышается эффективность системы содержания под стражей; в обществе растет понимание великого достоинства каждой личности; и отмена казни дает возможность преступнику обратиться к Господу.

Отец Томас Петри (Thomas Petri), теолог-моралист Доминиканского центра исследований в Вашингтоне, говорил тогда в интервью CNA, что это положение в новой редакции «подчеркивает значение пастырского поучения Иоанна Павла II». «Ничто в новой редакции положения 2267 не указывает, что смертная казнь есть зло по своей сути, – считаетя отец Петри. – Ничто не утверждает и обратное, ибо иначе это положение вступило бы в противоречие с давним и однозначным положением в учении Церкви».

 

Форумы