• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католическая церковь в Японии встречает 400-летие массового мученичества первых христиан

4 декабря 1623 года на мосту в Эдо (ныне Токио) сожгли более 50 христиан за веру

ТОКИО. Католическая церковь в Японии встречает 400-летие массового мученичества первых христиан – 4 декабря 1623 года на мосту в Эдо (ныне Токио) сожгли более 50 христиан за веру, пишет catholicnewsagency.

Католики в Японии пережили несколько столетий жестоких преследований. В настоящее время небольшая церковная община в Японии укрепляется в вере на подвигах бесчисленных мучеников, многие из которых предавали смерти большими группами. В начале декабря католическая церковь Японии отметила 400-летие мученической гибели 50 христиан. Они были сожжены 4 декабря 1623 года на мосту в центре Эдо (ныне Токио).

Как сообщает католический новостной сайт Radio Veritas Asia, архиепископ Токийский Тарчизио Исао Кикути (Tarcisio Isao Kikuchi) провел богослужение в честь мучеников Эдо 19 ноября в католической церкви Таканава, а затем возглавил молебен в местечке Фуда-но-Цудзи на месте их казни. Многие прихожане Таканавы прошли пешком почти четыре километра, чтобы поучаствовать в молебне. Служба и молитвенное собрание увенчали 15-месячный период поминовения мучеников страны, который провозгласили японские епископы в октябре 2022 года. Епископы заявили, что период поминовения «дает возможность единоверцам прочувствовать духовный подвиг мучеников, ставший частью общего наследия Церкви в Японии, помолиться наедине и совместно, укрепить нашу готовность следовать примеру мучеников и черпать в их подвигах силы для благовествования».

Евангелие впервые принес на берега Японии в 1549 году святой Франциск Ксавьерий (Francis Xavier), неустанный миссионер, современник и сподвижник святого Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Благочестивые труды святого Франциска заложили основу для первых ростков веры в Японии. Он свободно говорил по-японски, что помогло ему обратить в свою веру десятки тысяч местных жителей и наставить в вере первое поколение новообращенных японских католиков. За ним последовали другие миссионеры из орденов иезуитов, францисканцев, доминиканцев и августинцев. За срок жизни двух поколений с тех пор, согласно статистическим данным 1614 года, хранимым японскими епископами, в Японии насчитывалось уже 150 христианских священнослужителей и более 650 тысяч католиков, в том числе двух высших сановников. Однако одновременно набирали силу и жестокие гонения на веру в результате официального запрета на христианство, который грянул в 1587 году в эпоху правления самурайского властителя Тоетоми Хидэеси.

Запрет привел к первому крупному мученичеству христиан в Японии уже через год после его введения. 5 февраля 1597 года в Нагасаки казнили распятием на крестах 26 христиан, в том числе трех местных иезуитов-японцев, шесть иностранных монахов-францисканцев и многих мирян-японцев, среди которых было нескольких детей. Всех их жестоко пытали, принуждая к отречению, а потом пригнали колонной к месту казни почти за тысячу километров. Все 26 христианских мучеников проявили великое мужество и твердость в вере, и даже спели гимн «Te Deum laudamus» (Славься, Господь) по прибытии на гору, где их ждала мучительная казнь распятием на крестах.

Этих страдальцев славят в Японии и по всему миру под именем «26 мучеников Японии», а также «Святой Павел Мики и сомученики» (St. Paul Miki and Companions). Святой Мики был семинаристом, готовым к принятию сана священника в ордене иезуитов, а прославился он тем, что публично простил своих преследователей и палачей. Образы 26 мучеников по сей день вдохновляют христиан Японии на духовное восхождение, на их духовных корнях выросло немало местных церквей и семинарий.

Запрет на христианство породил многих других мучеников церкви, в том числе великомучеников Эдо в 1623 году. В результате этих гонений японские христиане почти четыре века (с 16-го по 19-й) исповедовали веру втайне, живя под постоянной угрозой насилия, травли и унижений. Страшные гонения того периода, когда многих христиан безуспешно принуждали к отречению от веры под страхом мучительной смерти, в том числе через распятие, драматично описаны в романе и фильме Мартина Скорсезе «Молчание» 2016 года. Свидетельства твердой веры многих этих «тайных христиан» (какуре киришитан по-японски) – приводятся в письмах и различных документах, отысканных за последнее десятилетие во многих архивах и собранных в библиотеке Ватикана.

В середине 19 века духовные служители Парижского общества иностранных миссий (Paris Foreign Mission Society) предприняли очередную попытку проникновения в Японию – и она оказалась относительно успешной. Благодаря их трудам, сегодня в стране вновь широко представлены различные религиозные ордена, которые издревле проповедовали евангелие ее народу, в том числе францисканцы. Император Мэйдзи, правивший в 1867-1912 годах, наконец-то утвердил в Японии долгожданную свободу вероисповедания в 1889 году. А декреты о запрете христианства, вырезанные на досках, были сняты еще раньше – в феврале 1873 года, и местная церковь в этом году торжественно отметила 150-ю годовщину снятия запрета на веру.

Первая епархия страны была создана в 1904 году (на сегодня их 16), а в 1960 году архиепископ Токийский Питер Тацуо Дои был возведен в сан кардинала. Состояние католицизма в Японии сегодня достаточно благополучное. Ему благоприятствует тот факт, что христианство на протяжении веков занимает видное место на Филиппинах, а в последние десятилетия еще и прочно закрепилось в других странах-соседях Японии – в частности, во Вьетнаме и Гонконге. Следует особо подчеркнуть успехи Южной Кореи в развитии яркой толерантной культуры общества, которое сегодня примерно на треть является христианским, и при этом католики составляют уже около 11% населения страны. Рост католицизма в Южной Корее способствовал тому, что недавно страну выбрали для проведения Всемирного дня молодежи в 2027 году.

Япония не столь успешна в развитии христианства. Значительная доля граждан страны сегодня относят себя к нерелигиозным, а на долю христиан все еще приходится не более 1% населения. По словам архиепископа Токийского Кикути, труды Католической церкви по христианизации населения Японии все еще осложняются многими препятствиями – в частности в высшей степени светской культурой, сосредоточенной на бездуховном благополучии и процветании, а также ослаблением католической идентичности в ряде национальных школ. Тем не менее, свидетельства духовных подвигов многих японских мучеников на протяжении долгих веков гонений на веру все еще остаются мощным двигателем христианизации страны.

«Пока мы уповаем на Бога, нам не страшны никакие бедствия, – отметил в послании прошлого года епископ Киотский Павел Есинао Оцука (Paul Yoshinao Otsuka), председатель Комитета японских епископов по содействию канонизации. – Напротив, кризисные времена дают нам хорошую возможность узреть и испытать благодать Божью. Тайные христиане эпохи великих гонений не склоняли головы и не отрекались, даже когда им угрожала смерть. Они думали не о себе, а заботились о больных, помогали вдовам и сиротам и протягивали руку помощи бедным. Вот и нам сегодня следует обращаться сердцами к мученикам, питать души свидетельствами их великой любви к Богу и ближним, несмотря на великие испытания, и только так мы обретем новый луч надежды на следующие 50 лет».

Многие папы восхваляли подвиги веры японских мучеников. Так, святой Иоанн Павел II в проповеди во время своего исторического визита в Японию в 1981 году назвал многих христианских мучеников Японии «славным сонмом, подобным сонму христиан первых веков». «Перед своей смертью, как и все, кто праведен в глазах Божьих, они были нищими духом, кроткими, терпимыми, алчущими высшей справедливости, милосердными, чистыми сердцем; они были миротворцами, – напомнил святой папа Римский. – Щедрую любовь и ревностные духовные труды мучеников можно объяснить силой Святого Духа, который действовал в них и через них... Вот так они и стали для всех нас великим примером верности Христу, пришествия которого они ожидали со страстной надеждой и любовью. По милости Божьей христиане [в Японии] размышляли о Евангелии через таинства распятия. Они всегда знали, что где-то далеко от них, на другом конце света, молится за них папа римский. Сегодня он может приезжать к вам лично, чтобы отдать дань уважения традиции христиан Нагасаки и лично сказать их потомкам, что он любит их сердцем Христа Иисуса».

Относительно недавно иапа Франциск также отдал дань уважения и поклонения японским мученикам во время своего визита в страну в 2019 году. Будучи еще молодым иезуитом, нынешний папа Франциск надеялся, что его отправят миссионером в Японию, однако священноначалие не благословило его на эту миссию по состоянию здоровья. В тот свой визит, понтифик выступил с речью у мемориала на холме Нисидзака в Нагасаки, который за многие века гонений видел казни многих сотен христиан, и в том числе святого Павла Мики и сомучеников. «Да не забудем мы никогда их героическую жертву! – воззвал папа Римский. – Да сохраним в душах навеки подвиги веры сотен мучеников, которые освятили эту землю своими страданиями и смертью».

 

Форумы