• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Швеции происходят столкновения антиисламских демонстрантов с полицией

Сожжения Корана на улицах вынудили Ирак вручить ноту протеста посланнику Швеции

СТОКГОЛЬМ. В Швеции происходят столкновения антиисламских демонстрантов с полицией, а публичные сожжения Корана на улицах уже вынудили Ирак вручить ноту протеста посланнику Швеции, сообщает apnews.

Шведская полиция заявила, что беспорядки, прокатившиеся по ряду городов и поселков страны, являются чрезвычайно серьезными преступлениями против общества, и высказывает подозрения, что протестующими руководят «преступные группировки», подстрекающие их к намеренным и жестоким стычкам с полицией. В этой северной стране с 10-миллионным населением с 14 апреля бушуют беспорядки, потасовки, поджоги и насилия, в результате которых многие полицейские и «мирные протестующие» уже получили ранения. Поводом для волнений стали заявления и выходки датского ультраправого политика Расмуса Палудана (Rasmus Paludan), который собирает толпы радикалов под антиисламскими и антимигранскими лозунгами и демонстративно, с предварительными оглашениями, сжигает Коран на улицах, призывая делать это по всей стране.

«У нас есть основания подозревать, что те, кто участвуют (в беспорядках), имеют связи с преступными группировками, – заявил комиссар национальной полиции Андерс Торнберг (Anders Thornberg) на пресс-конференции. – Некоторые из криминальных авторитетов, подстрекающих толпу к волнениям, известны полиции. Я обратился к государственному прокурору, чтобы выдвинуть им обвинения и привлечь к ответственности». А глава национальной полицией Швеции Йонас Хисинг (Jonas Hysing) заявил, что по состоянию на 18 апреля получили ранения в ходе этих беспорядков уже 26 полицейских и 14 майданщиков, а также случайных прохожих, причем 20 полицейских машин получили повреждения или были полностью уничтожены.

Очередные беспорядки вспыхнули 17 марта в Мальме, третьем по величине городе Швеции. Разъяренная толпа, состоящая в основном из молодежи, поджигала автомобильные шины и мусорные баки в районе Розенгард. Протестующие «онижедети» метали булыжники в полицейских, а те ограничивались применением слезоточивого газа для разгона толпы. В результате сгорела школа и несколько автомобилей, однако к утру 18 марта ситуацию удалось взять под контроль. В общей сложности в Мальме полиция временно задержала 11 человек и арестовала троих «активистов». Сообщений о серьезных травмах и ранениях не поступало.

21 апреля беспорядки, бунты и ожесточенные столкновения вновь вспыхнули в Мальме, а также в Стокгольме – его центральном городе Эребру, восточных городах Линчепинг и Норчепинг, а также в южном городе Ландскруна. Выходки «мирных протестущих» стали настолько свирепыми, что, по словам Хисинга, «полиция была вынуждена применить оружие в целях самообороны». В воскресенье в Норчепинге три человека получили ранения шальными и рикошетными пулями, когда полиция произвела предупредительные выстрелы над толпой протестующих. «У нас есть многочисленные свидетельства того, что целью нападений была полиция, – заявляет Хисинг. – Некоторые из протестующих подозреваются в покушении на убийство, нападении при отягчающих обстоятельствах и насилиях в отношении полицейских при исполнении ими должностных обязанностей».

И Торнберг, и Хайзинг подчеркнули, что главными целями бунтовщиков были полицейские и общественный порядок в целом, а совсем не Палудан. При этом многие шведы считают его просто подстрекателем и провокатором, как и его партию Stram Kurs («Жесткий курс»), выступающую с антимиграционными и антиисламскими лозунгами. Торнберг считает, что криминальные авторитеты воспользовались волнениями, спровоцированными пасхальным туром Палудана по Швеции и разожгли столкновения и беспорядки, а потому они и являются главными подозреваемыми в этих вспышках насилия. Беспорядки везде обострялись после демонстративных, заранее объявленных акций Палудана и сожжений Корана, при этом во многих населенных пунктах против радикалов выступала не только полиция, но и «контрпротестующие». «Мы должны своевременно мобилизовать здоровые силы общества, дабы подавить эти преступные выходки в зародыше, – говорит Торнберг. – Напоминаю, что подобные антиобщественные беспорядки является тяжким преступлением».

Министр юстиции Морган Йоханссон (Morgan Johansson) заявил о своем полном доверии и поддержке шведской полиции в ее действиях против бунтовщиков и пообещал «выделить дополнительные ресурсы правоохранительным органам». «Когда служащие правопорядка подвергаются открытой и жестокой агрессии, у них нет выбора, им приходится давать жесткий отпор, – заявил Йоханссон шведским новостным агентствам. – Мы не можем мириться с насилиями, творимыми преступниками на улицах».

Министерство иностранных дел Ирака в воскресенье вызвало временного поверенного в делах Швеции в связи демонстративными сожжениями Корана, которые совершает Палудан. Поверенному было заявлено, что подобные выходки «могут поставить под серьезную угрозу отношения Швеции с мусульманским миром». В Иране десятки студентов собрались 18 апреля у посольства Швеции в знак протеста против публичных сожжений Корана в этой стране. Они скандировали «К ответу осквернителей Корана!», а также традиционные речевки «Смерть Америке!» и «Смерть Израилю!».

Форумы