• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Ученые доказывают, что Мария Магдалина была родом не из Магдалы

Слово Магдалина на иврите и арамейском может означать «возвышенная», «возвеличенная»

 ИЕРУСАЛИМ. Ученые США и Британии нашли доказательства, что Мария Магдалина была родом совсем не из Магдалы, ибо это слово, по их сведениям, означало на древнем иврите и арамейском «возвышенная», «возвеличенная», сообщает religionnews.

Археологи, ведущие раскопки близ израильского города Мигдал (также известного как Магдала), обнаружили остатки синагоги первого века. «Мы обнаружили синагогу периода 2-го Храма в тех местах, где родилась библейская Мария Магдалина» – гласит сенсационный заголовок в газете Jerusalem Post за 12 декабря. Следом вышли под аналогичными броскими заголовками статьи в британских изданияхNewsweek, Express UK и и журнале Смитсоновского института Smithsonian.

Открытие древней синагоги в городе на западном берегу Галилейского моря, несомненно, имеет большое значение для истории этих мест и служит очередным весомым свидетельством существования активной иудейской жизни в Палестине первого века во времена Иисуса. Однако две исследовательницы из США и Великобритании ставят под сомнение традиционное представление о том, что в этом городе родилась Мария Магдалина, одна из первых последовательниц Иисуса и первая свидетельница Его воскресения.

Элизабет Шрейдер ( Elizabeth Schrader), аспирантка Университета Дьюка, и Джоан Тейлор (Joan Taylor), профессор Королевского колледжа в Лондоне, утверждают в своейстатье, что предание о том, что Мария родилась в Магдале, возникло на чисто умозрительных основаниях. Они указывают, что слова «магдала» и «магдалина» на древнем иврите и арамейском имели значения «столп», «башня», «возвышенная», «возвеличенная».

Подобно тому как имя апостола «Петр» означало в то время «скала», «твердыня», «камень» (« И поэтому я говорю тебе, что ты Петр, и на этой скале Я построю свою церковь, и врата преисподней не одолеют ее»), Мария вполне могла получить прозвание «Магдалина» в значении «столп веры», «возвышенная», «возвеличенная». «Хотя в литературе встречаются различные толкования ее имени, ни один автор до шестого века не трактует его как свидетельство уроженки города у Галилейского моря, – напоминают авторы в декабрьскомномере журнала «Библейская литература» ( Journal of Biblical Literature). – Некоторые древние авторы в действительности обнаруживают явное понимание того, что истоки второго имени Марии в ее призвании, а не происхождении».

В своих статьях авторы пытаются переосмыслить образ Марии Магдалины, которую ранние отцы церкви долгое время в своих писаниях изображали один за другим как падшую и отверженную женщину. Ученые ныне пересматривают Евангелия и раннехристианские писания в новом свете, пытаясь отыскать в них свидетельства подлинного происхождения Марии и опровергнуть низменную устоявшуюся трактовку.

Элизабет Шрейдер, пришедшая в науку после стремительной карьеры эстраднойпевицы в Нью-Йорке и автора вокальных хитов, посвятила немало усилий решению этой задачи. Так, в своейстатье за 2017 год она изучила писания о воскрешении Лазаря в Евангелии от Иоанна. Тщательно проработав сотни ранних греческих и латинских рукописей Евангелия, Шрейдер обнаружила свидетельства поздней подмены в имени Марты – еще одной новозаветной женщины, сестры Лазаря. В поздних переписях писцы переправили изначальное имя Марии на Марту – возможно стремясь затушевать роль истинную Марии в этом предании.

Принижение и очернение образа Марии становилось все более заметным по мере того, как христианство становилось все более патриархальным. Видимо, самый большой удар по ее репутации был нанесен в шестом веке, когда папа Григорий Великий навесил на Марию Магдалину ярлык «падшей женщины», помазавшей ноги Иисуса благовониями в Евангелии от Луки 7. Хотя автор Евангелия от Луки нигде не упоминает падшую женщину по имени, это нисколько не помешало в последующие 1500 лет закрепить в сознании верующих образ Марии Магдалины как падшей женщины – или проститутки в нынешних понятиях.

Шрейдер и Тейлор показывают, что в древних источниках нет однозначных свидетельств о происхождении и занятиях Марии. Более того – по всей Иудее и Галилее существовало множество мест с названием Мигдал и Магдал (башня). Так, христианский историк четвертого века Евсевий пишет, что Магдала – это город в Иудее, а не в Галилее. Святой Иероним, прославившийся своим переводом Библии на латынь (под названием Вульгата), отмечает в своем письме 412 года, что, по его мнению, Мария получила прозвание Магдалина, ибо была башней (столпом) веры.

Оказалось также, что нынешняя Магдала у Галилейского моря была известна в византийскую эпоху и в период крестовых походов 11-13 века под арабским названием эль-Медждаль, и лишь впоследствии это сложное для европейцев название был упрощено до Магдал – особенно после того, как город стал местом христианского паломничества. «Мы доказали, что во времена Иисуса здесь не было города под таким названием, – говорит Тейлор. – В то время здесь существовал город Тарихея, о котором упоминают Иосиф Флавий и Плиний. В римский период этот город никто и никогда не называл Магдал».

Дешевую сенсацию, раздутую журналистами, отчасти подогрели, к сожалению, и профессиональные археологи своими победными реляциями о Марии родом из Магдалы. «Мы можем представить, как Мария Магдалина и ее семья приходили в эту синагогу вместе с другими жителями Магдалы для участия в религиозных и общественных церемониях и собраниях», –заявила в сообщении об обнаружении синагоги Дина Авшалом-Горни (Dina Avshalom-Gorni), директор раскопок Хайфского университета.

Понятно, что многие заинтересованы в том, чтобы намертво привязать образ Марии к городу Магдала. Тем же археологам постоянно нужны средства для финансирования раскопок. Вот почему, по словам профессора Тейлор, они всегда стараются привязать свои находки к знаковым библейским образам, предметам и событиям, дабы обеспечить приток частного и государственного финансирования. А ученые евангелисты, в свою очередь, стремятся найти вещественные доказательства исторической истинности Библейских событий, а потому их тоже вполне устраивает шаблонное представление о рождении Марии в Магдале. Есть также особая категория ученых феминисток, которые стремятся разделить образы Марии Магдалины и падшей женщины в Евангелии от Луки 7.

Однако, каковы бы ни были стремления исследователей, закостенелая привязка Марии к Магдале закрывает все возможности для исследования ее подлинного образа и духовного наследия, по мнению ученых. «Если вы безапелляционно утверждаете, что она из Магдалы, вы тем самым закрываете двери для всех иных трактовок прозвания «Магдалина», а оно, по нашему мнению, вполне могло быть титулом признанной и выдающейся ученицы Христовой, – говорит Шрейдер. – Наша обоснованная интерпретация звания «магдалина» как почетного титула также восстанавливает ее достоинство и честь. Тем самым мы получаем возможность по-новому увидеть и осознать значение ее образа с чистого листа».

Форумы