В Музее русской иконы в Москве проходит выставка, посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Цель выставки – представить церковный раскол с позиции современного научного знания
МОСКВА. Музей русской иконы и Серпуховский историко-художественный музей при содействии Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви представляют выставку, посвященную протопопу Аввакуму. Ее цель – представить церковный раскол с позиции современного научного знания: через призму произведений иконописи, документов, предметов материальной культуры. В основу концепции выставки положено осмысление главного конфликта эпохи, на многие годы определившего путь развития отечественной истории. Этот конфликт был выражен в непримиримых церковных спорах, литературной полемике и борьбе двух стилей иконописи: традиционного, более условного, и нового, «живоподобного», введенного Симоном Ушаковым и мастерами Оружейной палаты.

Чтобы показать эпоху «бунташного» семнадцатого века во всей полноте – как время возрождения национальной государственности, обновления церковной жизни, рождения нового искусства и новой раскрепощенной личности – организаторы выставки собрали около 200 памятников культуры, строго следуя историчности и документальности. В состав экспозиции вошли как артефакты, хранящиеся в центральных музеях и библиотеках страны, так и произведения из региональных музеев и частных собраний, некоторые из которых будут экспонироваться впервые. Всего в выставке участвует восемнадцать культурных и религиозных организаций, а также частные коллекционеры Москвы и Петербурга.

«Огнепальный» протопоп Аввакум – ключевая фигура этого времени. Духовный лидер, обладающий непререкаемым авторитетом среди староверов всех конфессий, сейчас на государственном уровне признан общероссийским феноменом, определившим путь развития общества на многие годы. Мощь его личности поразительна: яростный обличитель и народный заступник, горячий проповедник и смиренный молитвенник, авторитетный политик и духовный учитель – протопоп Аввакум оставил ярчайший след в истории и культуре России. Его образ, в котором соединялись дерзость и невероятная стойкость, нетерпимость ко злу и милосердие, задал высокую планку моральных качеств русского человека на несколько веков. Прошедший сложный трагический путь, закончившийся сожжением в срубе, он проповедовал, что перед Богом все в нравственном смысле – «от царя до псаря» – равны.

Несмотря на всю значимость фигуры протопопа Аввакума, до наших дней фактически не сохранилось подлинных предметов, ему принадлежавших. И это неудивительно, ведь последние 14 лет своей жизни он провел в опале, находясь в заточении в далеком Пустозерске – остроге, расположенном за Полярным кругом. Там он и был сожжен вместе со своими сподвижниками весной 1682 года. Поэтому наследие протопопа Аввакума – это, прежде всего, рукописные тексты, написанные им и его сподвижниками во время пустозерского заточения и объединенные в три рукописные книги, получившие название «Пустозерские сборники».

На выставке в Музее русской иконы будут представлены оригиналы двух «Пустозерских сборников»: из собрания Дружинина (Библиотека Российской академии наук) и из собрания Барсова (Российская государственная библиотека). Третий сборник (из собрания Заволоко), содержащий текст знаменитого «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного», не покидает стен Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. На выставке будет представлена электронная копия этого уникального памятника. Таким образом, в рамках выставочного проекта впервые будут объединены все три сохранившиеся рукописные книги с текстами, написанными самим протопопом Аввакумом и его сподвижниками, ранее не экспонировавшиеся в одном пространстве.

Кроме них в состав выставки войдут старообрядческие рукописи, более 70 икон XVII – начала XX века, меднолитая пластика, гравюры, а также уникальные географические карты из частного собрания известного коллекционера Андрея Леонидовича Кусакина, к сожалению, покинувшего этот мир в конце 2020 года. Андрей Леонидович активно участвовал в подготовке выставки, поэтому экспозиция в Музее русской иконы станет и данью памяти удивительному человеку и коллекционеру.

Среди экспонатов выставки будут и предметы, принадлежавшие главному антагонисту протопопа Аввакума – патриарху Никону: вериги и янтарные четки из музея «Новый Иерусалим». А также портреты патриарха и царя Алексея Михайловича, гравюры с видами городов и монастырей, с которыми была связана жизнь протопопа Аввакума. Все это поможет воссоздать контекст эпохи, в которой велись непримиримые споры, приведшие к церковному расколу.

Отдельной задачей в рамках организации этой выставки станет реставрация рукописного памятника. В рамках взаимодействия с Библиотекой Российской академии наук «Пустозерский сборник» из собрания Дружинина после экспонирования в выставке будет передан на долгосрочную реставрацию во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря. Реставрация будет осуществлена на средства Музея русской иконы. Таким образом, музеем будет продолжена сложившаяся несколько лет назад добрая традиция спонсорской поддержки реставрации памятников культуры из государственных хранилищ. Работа по реставрации «Пустозерского сборника» из собрания Дружинина будет проведена в рамках одного из приоритетных направлений деятельности Музея русской иконы – государственно-частного партнерства в сфере культуры и искусства.

Выставка, задуманная еще при жизни Михаила Абрамова, станет крупнейшей культурной площадкой, на которой никогда ранее не выставляющиеся в одном пространстве подлинные материалы, которых касалась рука Аввакума и его современников, воссоздадут особую духовную среду того времени.

Выставка будет сопровождаться изданием научного каталога. Также планируется проведение круглого стола с участием авторов издания и приглашенных экспертов.
Форумы