Д. А. Пшеницын, М. С. Черкасова. Летопись тотемской Троице-Зеленской церкви как исторический источник

 

 

Церковно-приходские летописи являются ценным источником для изучения локальной истории и повседневной жизни. Их количество в региональных архивах очень значительно и далеко еще от полного выявления, систематизации, публикации. Не выяснено также их хронологическое распределение по десятилетиям второй половины ХIХ в. – первой четверти ХХ в., когда они бытовали. Впервые внимание к себе они привлекли ещё в период подъёма краеведения в России – в 1920-х гг.[1] Новый же этап их изучения наблюдается за последние полтора-два десятилетия. В научный оборот вводится обширный массив церковных летописей и публикуются наиболее интересные из них. Помимо многочисленных статей в журналах, альманахах, тематических сборниках, материалах конференций по разным регионам[2], имеются уже диссертации[3] и отдельные научно-археографические издания[4]. Не теряются на этом фоне и работы по Русскому Северу[5]. Расширяется основа для сравнительно-исторического изучения этих многоплановых, содержательных источников. В связи с развитием «новой локальной истории» и таких ее аспектов, как «история памяти», («memory studies»), «память локуса/места»[6] не вызывает сомнения актуальность и перспективность дальнейшего исследования церковных летописей.

По замечанию Т. А. Бернштам, до середины XIX столетия приходское летописание зависело от личного почина сельских священников и велось вяло. Оживилось оно в 60-х гг. XIX в. в связи с общим демократическим подъемом в России в пореформенную эпоху, движением за обновление, в том числе и церковной жизни, выходом ряда синодальных указов и поддержкой Святейшим Синодом инициатив, исходящих от отдельных епархий[7]. В 1865 г. Преосвященный Варлаам (Денисов), епископ Оренбургский и Уральский, предложил своей духовной консистории ввести в приходах ежегодные летописные записи. Это предложение было поддержано Синодом, издавшим 12 октября 1866 г. указ о составления летописей во всех епархиях, в каждой приходской церкви[8].

Однако ещё до него в Тобольской епархии приходские летописи были заведены по двукратным предписаниям архиепископа Георгия (Ящуржинского; 1845-1852 гг.) - от 25 ноября 1845 г. и 10 декабря 1847 г. Преемник его Преосвященный Феогност поддержал это начинание. При посещении церквей во время объездов («обозрений») своей епархии он просматривал летописи, а иногда брал их себе для прочтения. Информация об этом попала на страницы церковной периодики. В журнале «Духовная беседа» за 1866 г. омский священник А. Сулоцкий опубликовал заметку о 20-летнем опыте ведения церковных летописей в Тобольской епархии. Заметка была кратко упомянута в январской книжке журнала «Православное обозрение» за 1867 г. При этом высказывалось пожелание редакции журнала сделать положительные выводы о пользе церковных летописей[9]. В 1867–1868 гг. церковное летописание начало вводиться и в Вологодской епархии.

Синодальный указ о введении церковных летописей от 12 октября 1866 г. рассматривался в Вологодской духовной консистории 12 декабря 1866 г., и новое дело было признано «не лишним». В ходе поездки по епархии в июле–августе 1867 г. епископ Павел (Доброхотов) лично осмотрел документы в 253 церквах, обнаружив, что «летописи церковные нигде не заведены». В январской книжке журнала «Вологодские епархиальные ведомости» за 1867 г. был перепечатан доклад Оренбургского епископа Варлама Святейшему Синоду в 1865 г. с развернутой программой подготовки церковно-приходских летописей[10]. Выступая 26 октября 1867 г. в консистории с обзором своей летней поездки, епископ Павел предложил, чтобы «при всякой церкви неотложно были заведены церковные летописи на книгах или тетрадях, надлежащим образом скрепленные местными благочинными, с возложением обязанности вести сии летописи на местных священников»[11]. Предложение это вскоре оформили как «циркулярное предписание» от 6 ноября 1867 г., на которое как на указ стали ссылаться составители первых летописей 1867–1868 гг.[12] В феврале 1869 г. на собрании духовенства Подосиновского благочиния Никольского уезда Вологодской епархии это нововведение обсуждалось и было одобрено[13]. Обсуждалось оно и на собрании духовенства благочиния священника Дмитрия Пахолкова в Вельском уезде 4 июля 1870 г. Собрание рекомендовало вести современную часть летописей в черновой книге, затем показывать их благочинному и уже с его одобрения записывать в беловую книгу[14]. Забегая вперед, приведем наблюдение А. В. Всеволодова о том, что уже в 1869 г. в несколько церковных летописей Вологодской епархии включили записи о проходивших в то время собраниях приходского духовенства. Актуальное информирование о собраниях сочеталось с их увековечением в приходской социальной памяти и историографии[15].

Итак, Тобольская епархия стала первой, где появились церковно-приходские летописи еще в 1845–1847 гг., в Московской епархии это произошло в 1857 г., в Вологодской и Владимирской – в 1867–1868 гг., а в Харьковской, Нижегородской и Пермской епархиях - в 1880–1890-х гг.[16] В конце ХIХ в. вышли в свет и первые краеведческие издания этих источников, изначально рукописных[17]. При последующих Вологодских епископах –Палладии (Раеве) в 1869–1873 гг. и Никоне (Рождественском) в 1906–1912 гг. – «дисциплинирование» приходских священников по ведению летописей оставалось под их контролем[18]. Продолжала разрабатываться, уточняться, совершенствоваться организационная сторона и программа подобного историописания.

По своему содержанию церковные летописи включали как историческую часть, так и современную «хронику текущей жизни»: возникновение прихода, описание архитектурного облика и интерьеров храмов, время их основания, этапы деревянного и каменного строительства, факты ремонта и перестроек, наиболее значительные пожертвования прихожан, иногда – наиболее ценные рукописные и старопечатные книги, старинные документы, предметы утвари и священнические облачения в ризницах. Этой своей стороной летописи отчасти напоминают известные еще в эпоху Московской Руси описи церковно-монастырского имущества, порядок которых был установлен Стоглавым собором 1551 г.

Хроника же текущих событий в большинстве случаев выстраивалась по годам, а внутри года – по месяцам и дням, что, в свою очередь, напоминало традиционную форму летописания. Важны также сведения церковных летописей по исторической демографии – статистика населения данного прихода на различные даты, информация об эпидемиях (холера, сибирская язва), оспопрививании, детских болезнях (коклюш), пожарах и падеже скота, послужные списки священно- и церковнослужителей, данные об их образовании, кадровых назначениях, наградах, семейном положении; о церковных старостах и составе попечительства с датами их открытия. Летописи сельских церквей рисуют широкую картину крестьянского быта, урожайности зерновых, отхожих промыслах, торжках и ярмарках, ценах на хлеб и другие продукты; наблюдения над необычными природно-климатическими явлениями за разные годы (солнечные и лунные затмения, бури, смерчи, засухи, наводнения), о работе приходских школ. Отмечались и общероссийские события – восшествия царей на престол, тезоименитства царственных особ, издания царских манифестов по разным важным вопросам, в том числе и военным – о рекрутских наборах, об объявлении войны (русско-турецкой, русско-японской, германской) и заключении мира; о сборе пожертвований на армию или на помощь голодающим в другие губернии и многое другое.

Параллельно с церковно-приходскими летописями в те же десятилетия в православных епархиях России составлялись начатые в 1850-х гг. историко-топографические (варианты названия: историко-статистические, историко-церковные, церковно-археологические) описания отдельных монастырей, приходов и благочиний[19]. В них также имелись исторические разделы, и в перспективе было бы интересно их сравнить с летописями как феномен церковно-провинциальной историографии той эпохи, опыт локального историописания[20]. Общая весьма ценная черта этих памятников – их источниковая составляющая, включенность в них, помимо устных преданий, описаний деревянной и каменной архитектуры, иконографии, произведений прикладного искусства, статистических и демографических показателей, литературных и документальных текстов, ставших основой местного исторического сознания[21].

К настоящему времени Д. А. Пшеницын выявил в двух архивах и двух музеях Вологодской области 80 церковных летописей, из них: 30 – в Государственном архиве Вологодской области[22], 5 – в Вологодском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике[23], 40 – в Великоустюгском центральном архиве (Устюжский и Никольский уезды) и 5 – в Великоустюгском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике[24]. В хронологическом отношении большинство летописей (57) относится к 1865–1869 гг., начальному этапу введения этих источников (к 1865 г. – 1, 1867 – 11, 1868 – 23, 1869 г. – 3). Хронологическое распределение остальных летописей: 1870 г.– 1, 1873 – 2, 1877 – 1, 1878 – 1, 1882 – 1, 1883 – 3, 1890 – 2, 1895 – 3, 1897 – 1, 1902 – 1, 1908 – 1, 1912 – 1, 1914 г. – 1.

Из указанной совокупности источников три относятся к сельским приходам Тотемского уезда: Успенскому Толшемскому, Троицкому Новокуножскому и Николаевскому Тафтенскому[25]. Они проанализированы и опубликованы в виде статей и разделов в монографиях Д. А. Пшеницына. В заголовке летописи Троицкой Новокуножской церкви упомянут консисторский указ (правильнее – «циркулярное предписание») от 6 ноября 1867 г. о ведении погодных записей. Сама же летопись, начатая в 1868 г. местным священником В. С. Полиевктовым, а в 1878 г. продолженная его преемником В. Царевским, доведена до 1881 г.[26] Намного шире хронология летописи Николаевской Тафтенской церкви, которую в течение 55 лет, с 1868 по 1924 г., вели несколько сменявших друг друга священников[27]. Летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви в Лежском Волоке велась несколькими батюшками с 1868 по 1916 г.[28] В течение 45 лет, с 1868 по 1913 г., составлялась летопись Дмитриевско-Николаевской церкви Вельского уезда[29]. Подписи пяти человек – двух священников, диакона, пономаря и благочинного – завершали в ней комплекс записей за каждый год. Четверть века (с 1878 по 1902 г.) один настоятель – П. А. Соколов – вел летопись в своей Успенской Тошменской церкви[30]. Каждая годовая запись в ней завершалась подписью его и диакона, а с 1892 г. еще и псаломщика.

Расширение корпуса церковных летописей и изучение их типологии стало возможным при обращении к Отделу фондов Тотемского музейного объединения. Там под № 1124 нам удалось обнаружить Летопись тотемской градской Троице-Зеленской церкви за 1868 г. Этот документальный памятник уже был отмечен в написанной в 1929 г. краеведческой работе Д. Григорова, опубликованной, правда, лишь в 1995 г.[31], а также в недавней статье Пшеницына[32]. Церковь располагалась на юго-западной окраине Тотьмы («верхний посад»), недалеко от впадения речки Песьи Деньги в Сухону (левый приток). Необычный гидроним А. В. Кузнецов объясняет как полупереводное чудско-русское название, возникшее в результате чудско-русских языковых контактов песь/ледь, песьяна – песчаная река[33]. Приводится объяснение и от позднейшего русского песья как что-то плохое, оторванное, находящееся в стороне от человеческой деятельности[34].

Вокруг Троицкой церкви образовалась так называемая «Троицкая сторона за Песьею Деньгою». Второе название церкви – Зеленская – объясняется существованием вблизи нее Зеленской рыбацкой слободы, вытянутой вдоль левого берега Сухоны на пол версты и осваивавшей рыбные ресурсы на обширном пространстве в 150–160 верст среднего Посухонья от реки Векшеньги до реки Коченьги. Топоним Зелень объясняется как ровное заливное место на берегу реки, заливной зеленый луг[35]. С конца XVIII в. эта часть тотемского посада оказалась за пределами города, образовав подгороднюю «слободку Зеленя», или Зеленскую[36]. Рядом с Троицкой в 1609 г. была возведена деревянная Благовещенская церковь, имелась также и колокольня с 5 колоколами, поэтому весь храмовый комплекс с двумя кладбищами при нем назывался также «Троице-Благовещенской церковью».

В Летописи как дата основания церкви указан 1542 год. Эта же дата со ссылкой как раз на Летопись, принята и в краеведческой книге Д. Григорова. 7050(1542) г. встречается в отводной грамоте тотемского воеводы В. И. Чемесова 1628 г. с указанием на то, что «владели прежние троецкие попы по отдаче троецких прихожан с лета 7 тысяч съ 50-го году и по нынешней 136 год»[37]. Еще увереннее документирована дата 1567/68 г., когда церковь уже точно существовала. В конце духовной прп. Феодосия Суморина 1567 г. среди получивших «сорокоустье» по его душе стоит подпись «троецкого попа Прокопья Сороки»[38].

На момент составления Летописи (1868 г.) приход Троице-Зеленской церкви насчитывал 110 дворов, в которых было 590 душ (280 м. п. и 310 ж. п.). Социальный состав прихожан включал крестьян Окологородней волости Тотемского уезда (деревень Пономаревой, Выдриной, Скребековой, Задней), мещан, военных и чиновников Тотьмы. В деревне Задней имелась приписная к Троицкой церкви каменная часовня во имя прп. Сергия Радонежского, и ежегодно совершались молебны с крестным ходом на память обретения его мощей 5 июля (1423 г.). К 1916 г. численность Троице-Зеленского прихода возросла до 923 человек[39].

В Летописи упоминаются состоятельные тотемские купцы, братья Черепановы – Степан и Василий Яковлевичи, на средства которых велось строительство каменной Троицкой церкви во второй половине XVIII в. Д. А. Пшеницыну в материалах четвертой ревизии Тотьмы от 13 июня 1782 г. среди купечества удалось выявить сведения об этой семье, возраст членов которой был указан на 1763 г.: «Яков Иванов сын Черепанов, 62-х лет, умре в 782 году, жена ево Федора Иванова, 60-ти лет, взята тотемца, посацкого Ивана Суровцова дочь. У них дети: Степан, 35-ти лет, умре в 774 году, жена ево Овдотья Иванова, 39-ти лет, взята тотемца, посацкого Ивана Манзырева дочь, Василей, 30-ти лет, умре в 780 году, жена Матрона Иванова, 32-х лет, взята тотемского купца Ивана Глызина дочь. У них дети после ревизии рожденные: Степан 14-ти лет, Василей 1 году, дочь Вера 2-х лет»[40]. Сын Василия Черепанова, тоже Василий (годовалый в 1782 г.) отмечен в списке тотемских купцов за 1820 г., он также являлся гласным городской думы[41].

Указаны в Летописи и другие тотемские купцы, например И. И. Рыбников, давший вкладом в 1789 г. Евангелие форматом «в десть» в драгоценном окладе. Есть сведения и о местных художниках – Федоре Иванове сыне Никоновском («изографе»), написавшем в 1738 г. специально для церкви образ Николая Чудотворца, и иконописце Федоре Ветрове. Последний в 1858 г. занимался поновлением старых икон «с искусною выдержкою прочего штиля». Вообще при описании иконописного собрания церкви автор много раз подчеркивает их «древний стиль», «древний пошиб».

Среди грамот, приведенных в конце Летописи, имеется данная память другого иконописца – Петра Мелентьева сына Никоновского, написавшего по своему обещанию для Троицкой церкви три образа в 1677 г. Краевед Д. Григоров упоминает икону свт. Николая Чудотворца 1738 г. и Евангелие 1789 г. (см. примеч. 29). Значит, эти раритеты бережно сохранялись, по крайней мере, до конца 1920-х гг. В 1860 г. в Летописи фигурирует тотемский купец Платон Фирсов, давший вкладом банковский билет на 257 руб., процентный доход с которого поровну делился между причтом и прихожанами. В актах же 1676–1684 гг. отмечены его предки: крестьяне Окологородной волости Кузьма Фирсов, Иван Естефеев сын Фирсов и тотемский площадный подьячий, его брат Гришка Естефеев сын Фирсов. Известен и подьячий Митька Фирсов в 1685 г. (см. публикацию, л. 26).

Особо следует сказать об актовых источниках в составе Летописи. Копии с них повышают ее значение как объемного, хронологически многослойного документального памятника и вместе с тем указывают на основу для ее написания. Важен сам факт длительного хранения грамот в «церковной библиотеке». В середине ХIХ в. они воспринимались как редкость, отражали историческую память локального сообщества о «своей древности» (древние грамоты как неоспоримое доказательство древности самой церкви, бывших в ней «случаев и обстоятельств»).

К мемориальной культуре нескольких поколений прихожан Троице-Зеленской церкви имел отношение и отмеченный в Летописи печатный Синодик с 35-ю рисунками, сопровождаемыми стихотворными надписями. И хотя дата его издания осталась неизвестна составителю, судя по описанной структуре, это был синодик вселенского типа – в начале шло введение о пользе и смысле посмертного поминовения, загробной участи умерших в зависимости от их нравственного совершенства, затем – имена царей и цариц, патриархов и других церковных иерархов, множества общехристианских святых и, наконец, вписанные от руки роды частных лиц для поминания. При Троице-Благовещенской церкви длительное время функционировали два кладбища и, как в любом другом городском или сельском приходе, несомненно, сложилось это незримое духовное единство «мертвых и живых», о котором много пишется в зарубежной медиевистике (Ж. Дюби, Р. Фоссье, Ж. Ле Гофф)[42]. В Летописи отмечено благожелательное отношение друг к другу причта и прихожан и то, что среди них нет колдунов, фанатиков, раскольников и «индифферентных». Отсутствие разграничений на «своих» и «чужих», несомненно, скрепляло идентичность церковно-приходской общины.

Скопированные в летописи акты важны для изучения социальной истории Тотьмы, генеалогического состава и происхождения многих известных в ней в XVI–ХVIII вв. торгово-предпринимательских фамилий – Брагиных, Выдриных[43], Губиных, Сухомесовых, Харламовых, Чекалевых. Акты эти и в 1868 г. сохраняли практическое значение как закреплявшие владельческие права прихода (причетников и прихожан) на издавна принадлежавшие ему земельные угодья. В этой связи отметим возможность изучения по церковно-приходским летописям аграрной истории, на что в свое время указал С. О. Шмидт[44].

В актах из Летописи Троице-Зеленской летописи можно найти сведения о землевладении подмосковного Николо-Угрешского и местного Спасо-Суморина монастырей, Ростовской митрополичьей кафедры в соседнем с Тотьмой Вологодском уезде (Шуйский городок), о тотемских воеводах, таможенных головах, институте церковных старост, площадных подьячих, грамотности крестьян и посадских людей, имущественных правах женщин и многих других сторонах повседневной жизни города и уезда. Помимо актов, в Летописи упоминаются писцовые, переписные, приходо-расходные книги, посадская окладная книга XVII в., межевой план и межевая книга XVIII в.

Всего в Летописи скопировано 25 грамот и указов XVII–ХVIII вв., они пронумерованы, снабжены краткими заголовками и в ряде случаев датами, но приводятся не в строгой хронологической последовательности. На первое место поставлены грамоты церковных иерархов, потом – выданные в соответствии с царскими указами грамоты тотемских воевод и, наконец, частноправовые акты. В первую группу по видам включены благословенные грамоты: 1) Ростовского митрополита Ионы 1667 г. на построение новой Благовещенской церкви (поскольку до 1682 г. Тотьма вместе с Устюгом входила в его церковную юрисдикцию); 2) устюжского архиепископа Александра 1689 и 1693 гг.; 3) указы епископов Варлаама 1748 г., Иоанна 1768 и 1772 гг., вологодских епископов Иринея 1788 г. и Онисифора 1820 г. (в 1788 г. Тотьма с Устюгом вошли в состав Вологодской епархии).

Большая часть грамот относится к XVII в. и отражает землевладение Троице-Зеленской церкви, ее угодья на островах Шахтыш и Дедов на Сухоне – это воеводские данные и отводные памяти, различные владельческие акты, обширная выписка из писцовой книги Н. Озерова 1687 г. на Окологороднюю волость Тотемского уезда. К 1868 г. остров Шахтыш, расположенный в 37 верстах от церкви вверх по течению Сухоны, как утверждалось в Летописи, полностью принадлежал Троицкой церкви, хотя в прежнее время право это неоднократно оспаривалось некоторыми посадскими людьми и крестьянами Окологородья. Наиболее ранние акты, упоминавшие Шахтыш, известны уже в 1540-х гг. – это две подлинных купчие грамоты, дошедшие до нас тоже в составе столбцов Троицкой церкви[45]. Название острова (и протекавшей рядом реки, правого притока Сухоны) можно объяснить из финского Сахтышь/Сохтыш как подсека, росчисть в лесу либо из языка коми мох/мох на хвойных деревьях[46].

Еще более ранним временем – 1499 годом – датировано упоминание устья речки Песьей Деньги и ее активное хозяйственное освоение[47]. Таким образом, данная местность стала заселяться не позднее конца ХV в. и процесс этот продолжался в первой половине ХVI в., что дополнительно подтверждает возможность появления Троицкой церкви уже в 1540-х гг. в связи с формированием прихода.

При копировании грамот составитель Летописи был внимателен к печатям (светским и церковным), которые словесно описывались, и, кроме того, довольно искусно рисовались тонким пером в натуральную величину, размер их сопоставлялся с серебряными 5-ти и 10-копеечными монетами, указывался материал изготовления – воск, сургуч, имеющиеся в ряде случаев на них даты. Это свидетельствует о работе автора-составителя Летописи с подлинниками из «церковной библиотеки». Ряд особенно крупных по объему грамот в столбцовой форме непосредственно измерялся, и длина их указывалась в аршинах. Большинство скопированных в Летописи грамот до сих пор сохранились в подлинниках в ф. 1260 ГА ВО в виде нескольких склеенных столбцов (оп. 7, № 106–117). Отметим, что в изданном недавно А.В. Антоновым ценнейшем «Описании Грамот коллегии экономии», его Тотемском разделе, этих актов потому и нет, что их оригиналы осели в церковном архиве, а затем оказалась в составе Коллекции столбцов ГА ВО (ф. 1260)[48]. В нашей публикации данные соответствия (копии актов 1868 г. и их оригиналы) отмечены, а заголовки, даты, размеры печатей, дьяческие скрепы, пометки на обороте, рукоприкладства уточнены. Данные составителем Летописи определения грамот порой грешат анахронизмами, поэтому были исправлены нами по нормам современного источниковедения: контракт на постройку, тогда как надо порядная/поручная; строительная – вместо благословенная; завещание – вместо поступная и проч. Указаны также уже существующие издания некоторых из этих грамот.

Затронем вопрос о возможном авторе-составителе Летописи. 1 декабря 1868 г. Преосвященный Павел (Доброхотов) рукоположил к Троице-Зеленской церкви молодого священника Аристарха Алексеевича Лебедева (1844 г. р.). Вряд ли его следует считать составителем Летописи, так как она к декабрю 1868 г, скорее всего, была уже подготовлена его предшественником Иаковом Подьяковым. Его имя и время служения (1861–1868 гг.) указаны в Летописи (см. публикацию, л. 9 об.). Однако и его нельзя с уверенностью считать искомым автором. При сравнении почерков в Летописи 1868 г. и в ближайшей по времени клировой ведомости этой церкви 1870 г., написанной на шести листах дьячком Константином Васильевичем Малевинским (1816–1885 гг.), устанавливается их очень близкое сходство. Это позволяет предположить, что он-то и мог быть автором Летописи, хотя имя его и не указано в ее начале, заключительной подписи тоже нет. Фамилия Малевинских была широко распространена в тотемской приказной среде, но более всего – среди городского и сельского духовенства на протяжении ряда столетий[49]. По устному сообщению А. В. Кузнецова, фамилия могла происходить от придела во имя св. Михаила Малеина («Малевина») к тотемской градской церкви Рождества Богородицы, известной уже в 1620-х гг.[50], либо от иконника-подмалевщика («малевы»). Раннее ее упоминание – архиерейский подьячий на Тотьме в 1686 г. Арефа Малевинский, автор серии любовных писем[51]. Протоирей Михаил Петрович Малевинский указан в Летописи как прослуживший в Троице-Зеленской церкви с 1816 по 1851 гг. (см. публикацию, л. 9 об.). Из той же фамилии происходил Феодосий Евгеньевич Малевинский (1870–1938 гг.), автор опубликованной в 1903 г. брошюры по истории Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода, переизданной вологодскими краеведами Р. П. Биланчуком и С. А. Тихомировым спустя столетие[52]. Согласно генеалогическим изысканиям Д. А. Пшеницына, Феодосий и Константин Малевинские находились в троюродном родстве, поскольку отец первого, Евгений Ионович (1836–1897 гг.) приходился Константину Васильевичу троюродным братом[53].

К. В. Малевинский был сыном священника тотемской Успенской церкви Василия Ивановича Малевинского. Из послужного списка Константина следует, что 1 декабря 1835 г. он закончил Вологодскую духовную семинарию, был определен к тотемской градской Христорождественской церкви в дьячки и посвящен в стихарь епископом Вологодским Стефаном (1828-1841). 30 апреля 1846 г. его перевели в пономари к сямженской Покровской церкви Тотемского уезда, а оттуда 7 марта 1851 г. по указу епископа Евлампия – в дьячки к тотемской Троице-Зеленской церкви. В ней же 14 сентября 1874 г. он был рукоположен в сан диакона, а 16 июня 1875 г. определен на должность псаломщика. Умер Константин Малевинский 4 июня 1885 г.[54] Отметим и такой любопытный момент, как близкое сходство по структуре и содержанию двух описаний – рукописной Троице-Зеленской церкви 1868 г. и печатной Спасо-Преображенской Стрелицкой 1903 г.

Рукопись форматом в лист, выполнена в основном одним почерком – очень аккуратным и убористым. Лишь повторные копии двух грамот написаны другим, более размашистым почерком. Объем ее 32 листа с оборотами. Нумерация листов, как и копий актов, иногда нарушена, что оговаривается в примечаниях к публикации. Сохранены все подстрочные примечания автора-составителя, придававшие тексту качество, пусть и скромного, историко-краеведческого труда, стремление сопоставлять источники, комментировать их, расширять информацию дополнительными географическими и хронологическими сведениями. Эти примечания набраны корпусом. Наши примечания и комментарии, относящиеся непосредственно к тексту грамот, – для их отличия от примечаний автора Летописи – набраны курсивом. Все же остальные комментарии (общеисторического, хронологического, терминологического, историографического, источниковедческого порядка) – корпусом. Знаки препинания расставлены по современным правилам пунктуации, абзацы – в соответствии со смыслом текста.

От некоторых особенностей рукописного текста было решено отказаться: подчеркиваний (возможно, позднейших) заголовков грамот; показа примечаний в тексте и под строкой в виде звездочек, карандашных пометок латинскими буквами est (есть?) в конце большинства скопированных актов. О продолжающейся работе составителя с грамотами говорят и ремарки справа / слева от заголовков типа «внесена» или «внесена в опись».

Выражаем надежду, что публикация данного источника будет способствовать дальнейшему сравнительно-историческому изучению церковных летописей в России второй половины ХIХ – первой четверти ХХ в. Ее сведения о Малевинских могут быть также полезны при разработке исторической генеалогии городского и сельского духовенства Тотьмы.

 


© Пшеницын Д. А., Черкасова М. С., 2021

Авторы признательны своим коллегам Н. В. Башнину, Р. П. Биланчуку, Е. Н. Варниковой, А. В. Всеволодову, А. В. Кузнецову и О. В. Полоцкой за помощь в подготовке материала и ценные консультации.

 

[1] Гурьев Н. В. Церковные летописи как источник изучения сельского хозяйства // Краеведение. 1925. № 3–4. С. 288–290; Гурьев Н. В. Политическая история села Репьевка // Краеведческий сборник. Вып. 3. Ульяновск, 1928. С. 21–28; Сивков К. В. Культурно-историческое изучение небольшого района. Л., 1926; Святский Д. О. Как изучать климат родного местного края. Л., 1928.

[2] Агеева Е. А. Приходская жизнь и история староверия по церковным летописям второй половины XIX в. // Уральский сборник: История. Культура. Религия. Вып. 3. Екатеринбург, 1999. С. 3-16; Агеева Е. А. Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям XIX – начала XX века // Исторический вестник. 2000. № 7-8. С. 166-195; Агеева Е. А. Церковные летописи – важнейший источник для изучения приходской жизни второй половины ХIХ – начала ХХ вв. // Исторический вестник. 2001. № 4(15). С. 155-169; Агеева Е. А. Полвека из жизни донского хутора: приходская летопись Пантелеймоновской церкви хутора Летовского станицы Кременской Усть-Медведицкого округа Области Войска Донского (1873–1929) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской Православной Церкви. 2016. № 6(73). С. 91-106; Бабушкина О. Ю. Церковная жизнь и быт прихожан Иоанно-Богословской церкви села Спорновского Курганского уезда Тобольской губернии в начале XX века (по страницам приходской летописи) // Документ. Архивный документ. Исторический источник: Материалы региональной научно-практической конференции. Тюмень, 2002. С. 116–127; Добренький С. И. Церковно-приходские летописи Симбирской епархии последней четверти ХIХ – начала ХХ в. // История культуры и краеведение. Пятые культурологические чтения. М., 1999. С. 32-34; Петров Н. Летопись Левочской церкви святителя Николая Чудотворца (1892–1916) // София. 2011. № 1. С. 30–40;Синельников С. П. Смутное время 1913–1920 гг. глазами священника. Церковно-приходская летопись Христо-Рождественской церкви и прихода Урюпинского ярмарочного поселения, составленная священником Петром Протопоповым // Волга. 2000. № 7–12 (413). С. 99–197; Синельников С. П. Церковно-приходские летописи конца XIX начала XX в. в Госархиве Волгоградской области // Отечественные архивы. 2005. № 4. С. 58-69; Степанов К. А. Церковно-приходская летопись событий, происходивших в России, городе Ростове Ярославской губернии и церкви св. Иоанна Предтечи // Сообщения Ростовского музея. Вып. 23. Ростов, 2018. С. 192-233; Братчикова Н. Г. Летопись Загарской Вознесенской церкви Вятского уезда как источник по истории родного края // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы международной научной конференции. Т. 1. Киров, 1996. С. 459–477; Шмидт С. О. Сельские церковно-приходские летописи как историко-краеведческий материал // Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. М., 1997. С. 136-153.

[3] Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX – начало XX в.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.

[4] Добролюбова Л. М. Церковная летопись Знаменской церкви села Бор Семеновского уезда Нижегородской губернии. Бор, 2012;Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882–1897). Т. 1-3 / Сост. А. А. Миронова, Е. Ю. Пичугова, Е. А. Шляхтина. Челябинск, 2009-2011; Стародубцев В. А. Летопись слободы Калача Успенской церкви. Воронеж, 2000; Ферронский И. Г. Летопись Покровской церкви села Данково. Воронеж, 2009; Холодова Е. В. Церковная летопись села Лещинская Плота (Гололобовка) Тимского уезда Курского края // Историческое краеведение: информационные ресурсы исследований. Курск, 2019. С. 48-60; Церковная летопись Кундравинской Параскевиевской церкви (1865–1875) / Сост. А. А. Миронова, И. А. Чуносова. Челябинск, 2014.

[5] Чебыкина Г. Н. Церковно-приходское летописание в Устюжском крае во второй половине XIX – начале XX века // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Материалы международной научной конференции. Т. 1. Киров, 1996. С. 456–459; Добренький С. И. Церковно-приходские летописи Никольского уезда Вологодской губернии второй половины XIX – начала XX века // Никольская старина: исторические и этнографические очерки. Вологда, 2000. С. 356–382; Добренький С. И. Церковно-приходские летописи второй половины Х1Х – начала ХХ в. как источник по истории северной деревни // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен: Сборник статей. Вологда, 2002. С. 121–125; Красавцева С. А. Из летописи Шарденгской Николаевской церкви // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2004. С. 41–53; Летопись Успенской Нелазской церкви Череповецкого уезда // Северо-Запад: Историко-культурный региональный вестник. Статьи и материалы. Вып. 2. Череповец, 1998. С. 22–25; Малкова Т. А. Летопись Пезмогской Прокопьевской церкви Усть-Сысольского уезда Вологодской епархии за 1856–1915 гг. // Известия Общества изучения Коми края. 2006. № 3(9). С. 138–161; Малкова Т. А., Малкова Н. А. Летопись Пезмогской Прокопьевской церкви о повседневной жизни жителей села Пезмог // Духовное наследие народов Республики Коми: история и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2009. С. 226–229; Летопись Подчерской церкви Устьсысольского уезда Вологодской епархии 1901–1918 гг. // Известия Общества изучения Коми края. 2006. № 2(8); Летопись Щугорской Стефановской церкви Устьсысольского уезда Вологодской епархии 1858–1917 гг. // Известия Общества изучения Коми края. 2006. № 2(8). С. 124–133; Саблин В. А.Летопись Кобыльской Георгиевской церкви 1868–1895 гг. // Кичменгский край: материалы Глубоковских чтений. Вып. 2. Кичменгский Городок, 2012. С. 11–63; Сирота Ю. Л. Церковная летопись Яренского Преображенского собора. СПб., 1994; Биланчук Р. П., Истомин А. А. Церковно-приходская летопись Дмитриевской Николаевской церкви Вельского уезда Вологодской губернии 1868–1913 годов как источник по истории и культуре Верхней Устьи // Заволочье. Устьянская земля. Вып. 2. Исследования и материалы. Вельск, 2014. С. 362–469; Хайдуров М. В. Церковное летописание о религиозной жизни в Коми крае XIX – начала ХХ вв. // Социокультурная динамика российской северной провинции: история и современность (на материалах Республики Коми). Сыктывкар, 2016. С. 26–36.

[6] Событие в истории, памяти и нарративах идентичности / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2017. С. 7–8.

[7] Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни. Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. С. 19.

[8] Добренький С. И. Церковно-приходские летописи второй половины ХIХ – начала ХХ в. как источник по истории северной деревни… С. 122 и примеч. 5 на с. 125 (автор ссылается на: ГА ВО, ф. 496, оп. 1, № 14119, л. 24–24 об.).

[9] Разные известия // Православное обозрение. 1867. Т. 22. С. 94.

[10] Вологодские епархиальные ведомости. 1867. № 2. Часть неофиц. С. 60–66.

[11] Там же. № 22. Часть офиц. С. 427–429.

[12] Добренький С. И. Церковно-приходские летописи Никольского уезда Вологодской губернии второй половины XIX – начала XX века. // Никольская старина: исторические и этнографические очерки. Вологда, 2000. С. 359; Пшеницын Д. А. Церковно-приходская летопись Новокуножской Троицкой церкви Тотемского уезда второй половины XIX в. // Русский Север–2019: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Сборник материалов Третьей всероссийской научной конференции. Вологда, 2019. С. 80.

[13] Вологодские епархиальные ведомости. 1869. № 13. Часть неофиц. С. 486–487.

[14] ГА ВО, ф. 496, оп. 1, № 14336, л. 28 об. –29. Благодарим А. В. Всеволодова за предоставленные сведения (Д.П., М.Ч.).

[15] Всеволодов А. В. Православное духовенство в 1840–1880-е гг.: материальное обеспечение, корпоративная организация, самосознание (на материалах Вологодской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Череповец, 2014. С. 114–116.

[16] Спичак А. В.Документы приходских церквей Тобольской епархии XVIII – начала XIX вв.: основные разновидности и эволюция форм. Нижневартовск, 2017.С. 102.

[17] Церковно-приходская летопись села Глубочка Житомирского уезда Волынской губернии / Сост. свящ А. Левицкий. Почаев, 1898.

[18] Добренький С. И. Церковно-приходские летописи второй половины Х1Х – начала ХХ в… С. 123.

[19] Биланчук Р. П. Церковно-историческое и статистическое описание Вологодской епархии 1850–1880-х годов и развитие церковно-исторического краеведения // Русская культура на пороге третьего тысячелетия. Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82–85; Биланчук Р. П.Древности северного прихода: взгляд «изнутри» (По материалам церковно-исторических и статистических описаний Сольвычегодского уезда середины ХIХ в.) // Двинская земля. Вып. 2. Материалы Вторых Стефановских чтений. Котлас, 2003. С. 132–140.

[20] Бердинских В. А. Русская провинциальная историография второй половины ХIХ в. М.; Киров, 1995.

[21] См., например: Черкасова М. С. Актовые источники в составе некоторых «историко-статистических описаний» церковных приходов севера // Важский край. Источниковедение. История. Культура. Вып. 3. Вельск, 2006. С. 156–176.

[22] См.: ГА ВО, ф. 496 (Вологодская духовная консистория), оп. 1, № 14110, 14215, 14337; Там же, ф. 1063 (Церкви Вологодской епархии), оп. 1, № 713, 1090–1092; оп. 2, № 85; оп. 4, № 7; оп. 11, № 21; оп. 17, № 43; оп. 25, № 19; оп. 27, № 24; оп. 32, № 37; оп. 53, № 10; оп. 57, № 32; оп. 62, № 24; оп. 77, № 39; оп. 78, № 12; оп. 81, № 25; оп. 85, № 4, 22, 46; оп. 86, № 26; оп. 92, № 3; оп. 93, № 29; оп. 102, № 13; оп. 104, № 10; оп. 106, № 18.

[23] См.: ВГИАХМЗ, ф. 6 (Коллекция документов монастырей и церквей XVIII – начала XX вв.), оп. 1, № 35, 37, 91, 170, 177, 197.

[24] См.: Великоустюгский центральный архив (далее – ВУ ЦА), ф. 26 (Документы благочинных округов Великоустюжской и Вологодской епархии), оп. 1, № 373, 374; Там же, ф. 584 (Церкви Великого Устюга и Великоустюгского уезда), оп. 4, № 35; оп. 8, № 15; оп. 14, № 29; оп. 21, № 155; оп. 23, № 10; оп. 24, № 8; оп. 29, № 8; оп. 30, № 25; оп. 32, № 11; оп. 37, № 9; оп. 43, № 3; оп. 63, № 21, 24; оп. 64, № 17, 22; Там же, ф. 585 (Церкви Никольского уезда»), оп. 21, № 1; оп. 36, № 18; оп. 36, № 35; оп. 39, № 27; оп. 45, № 1; Научно-справочная библиотека (НСБ) ВУ ЦА. Инвентарные номера 2320, 3529, 3531–3539, 7768. С. И. Добренький приводит меньшие количественные данные: всего 55 церковных летописей, из них 23 – в ГА ВО и 32 – в ВУ ЦА.

[25] ГА ВО, ф. 1063, оп. 1, № 1090–1092.

[26] Пшеницын Д. А. Церковно-приходская летопись Новокуножской Троицкой церкви Тотемского уезда второй половины XIX в. // Русский Север–2019… С. 75–90.

[27] Пшеницын Д. А. Церковно-приходские летописи Тотемского уезда второй половины XIX–XX вв. // Русский Север-2018: проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия: Сборник материалов Второй всероссийской научной конференции с международным участием. Вологда, 2018. С. 49.

[28] Пшеницын Д. А. Церковно-приходская летопись Спасо-Преображенской Сеньговской церкви // Лежский Волок в XVII–XX веках: документы, материалы, исследование. Вологда, 2017. С. 100–119.

[29] Биланчук Р. П., Истомин А. А. Церковно-приходская летопись Дмитриевской Николаевской церкви Вельского уезда Вологодской губернии 1868–1913 годов как источник по истории и культуре Верхней Устьи // Заволочье. Устьянская земля. Вып. 2. Исследования и материалы. Вельск, 2014. С. 362–469.

[30] Пшеницын Д. А. Церковно-приходская летопись Успенской Толшемской церкви Тотемского уезда // Солигаличский торговый тракт, или История волости Толшма (XVII–XX вв.). Архангельск, 2019. С. 202–220.

[31] Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности // Тотьма. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 181–189.

[32] Пшеницын Д. А. Население Леденьгского усолья в ХVII в. // Русский Север-2020: Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия. Вахрушовские чтения. Вологда, 2020. С. 204 (примеч. 324).

[33] Кузнецов А. В. Сухона от устья до устья. Топонимический словарь-путеводитель. Вологда, 1994. С. 37.

[34] Чайкина Ю. И. Географические названия Вологодской области. Архангельск, 1988. С. 131; Кузнецов А. В. Словарь гидронимов Вологодской области (Обзор этимологии русских и финно-угорских названий рек и озер). Тотьма; Грязовец, 2010. С. 163–164.

[35] Кузнецов А. В. Сухона от устья до устья.... С. 37.

[36] Григоров Д. А. Тотьма и ее окрестности…С. 181–189.

[37] ГА ВО, ф. 1260 (Коллекция столбцов), оп. 7, № 108, л. 1. См. публикацию, л. 16 об.

[38] Полоцкая О. В., Черкасова М. С. Духовное завещание прп. Феодосия (Суморина) // Вестник церковной истории. 2016. № 3/4(43/44). С. 21.

[39] Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской митрополии. Великоустюжская епархия. Вологда, 2018. С. 104–105.

[40] ГА ВО, ф. 388 (Казенная палата), оп. 9, д. 29, л. 18–18 об.

[41] Наумова О. А. Тотемское купечество в XVIII–ХIХ вв., его состав и регионы предпринимательской деятельности (обзор документов государственного архива Вологодской области) // Историческое краеведение и архивы. Вып. 3. Вологда, 1996. С. 33.

[42] См., например: Жак Ле Гофф. Рождение Европы. СПб., 2008. С. 85–87.

[43] Из них на первое место следует поставить одного из активных прихожан, торгового человека, таможенного и кабацкого голову Тотьмы, зачинателя Леденьгского усолья, упоминаемого во множестве разнообразных документов 1620–1650-х гг., Дениса Матвеевича Выдрина (Кистерев С. Н. Казенное производство хлебного вина в Тотьме в 1631/32 г. // Вестник Альянс-Архео. Вып. 29. М.; СПб., 2019. С. 86–92; Пшеницын Д. А. Население Леденьгского усолья… С. 203–205). Этот род происходил из крестьян деревни Выдриной в Окологородье, известны из них и старосты Троицкой церкви.

[44] Шмидт С. О. Церковно-приходские летописи как источник по изучению русской деревни // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1971. Вильнюс, 1974. С. 397–404.

[45] ГА ВО, ф. 1260, оп. 7, № 106, л. 6–7. Опубл.: Черкасова М. С. Тотемские акты ХVI в. // Русский север-2018: Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия. Сборник материалов второй Всероссийской научной конференции. Вологда, 2018. С. 10–11.

[46]Кузнецов А. В. Необычное путешествие по Сухоне от Кубенского озера до Устюга Великого. Вологда, 2005. С. 48–49.

[47] Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. Т. 3. М.; Л., 1964. № 280. Этим же 1499 г. А. В. Кузнецов датирует самое раннее упоминание реки Песьей Деньги (Кузнецов А. В. Дославянские топонимы Тотемского края Тотьма. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1995. С. 44).

[48] Описание Грамот коллегии экономии. Т. 3. С-Я / Сост. А. В. Антонов. М., 2020. С. 238–245.

[49] Камкин А. В. Православная церковь на севере России. Очерки истории до 1917 г. Вологда, 1992. С. 143.

[50] Св. Михаил Малевин (Х в., Византия) был тезоименитым ангелом новоизбранному царю Михаилу Федоровичу Романову, поэтому в России в это время возросло его почитание и в честь него стали возводиться церкви.

[51] Панкратова Н. П. Любовные письма подьячего Арефы Малевинского // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). Т. 18. М.; Л., 1963. С. 366–368. Переизд.: Судаков Г. В. Хрестоматия по истории вологодских говоров. Вологда, 1975. С. 38–40. Новейшее комментирование переиздание этих писем осуществил Кузнецов: Кузнецов А. В. Любовные письма тотемского подьячего Арефы Малевинского. Вологда, 2004.

[52] Малевинский Ф., свящ. Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии. Вологда, 1903. Переизд.: Спас на Стрелице: Исследования и материалы по истории одного северорусского православного прихода. Вологда, 2003.

[53]ГА ВО, ф. 388, оп. 1а, д. 31, л. 556556 об.; Там же, ф. 496, оп. 1, д. 7215, л. 300 об.301; оп. 4, д. 731, л. 36 об.38, 149 об.150; д. 753, л. 377 об.379. О Феодосии Малевинском см. также: Мясников В. П. Священник Феодосий Малевинский: очерк жизни и творчества / Спас на Стрелице… С. 1740; Кузнецов А. В. Корни тотемских фамилий: краеведческий словарь. Вологда, 2018. С. 4950.

 

[54] ГА ВО, ф. 496, оп. 4, д. 731, л. 35 об. – 38; д. 376, л. 52 об. –54; Вологодские епархиальные ведомости. 1885. № 13. Часть офиц. С. 188.

Форумы