И. Н. Шамина. Переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни Коломенского уезда 1701 г.

 

В 1701–1703 гг. в Российском государстве прошла перепись архиерейских домов, монастырей и церквей. Она была организована возрожденным в январе 1701 г. Монастырским приказом по инициативе правительства Петра I в рамках начавшихся церковных преобразований. Основной целью описания являлось подчинение государству управления имуществом духовных корпораций. Особое внимание переписчики сосредоточили на фиксации материальных ценностей и земельных владений Церкви.

Результаты переписных мероприятий зафиксированы в так называемых переписных книгах архиерейских домов, монастырей и ряда приходских церквей, основной массив которых сохранился в фонде Монастырского приказа (ф. 237) РГАДА. Следует отметить, что в историографии термином «переписные книги» как правило определяют делопроизводственные учетно-окладные документы, где зафиксированы население городов, сел и других населенных пунктов в виде именной росписи дворовладельцев[1]. Однако для материалов переписи начала XVIII в. такое определение источника является не вполне точным и соответствует лишь описанию земельных владений духовных корпораций, в то время как одной из основных задач составителей было описание их имущества – храмов, ризниц, библиотек, состава братии и работников, скота, инвентаря и проч. Эта часть источника представляет собой опись имущества – инвентарный учетный и отчетный документ монастырской или архиерейской администрации.

Материалы переписи 1701–1703 гг., уже неоднократно привлекали внимание исследователей[2]. На основании этого источника изучались монастырские и архиерейские библиотеки[3] и архивы[4], состав служащих архиерейских домов и насельников монастырей[5], вопросы аграрной и демографической истории архиерейских домов и монастырей[6] и др.

В последние годы активизировалась публикация материалов переписи 1701–1703 гг. [7] Многие переписные книги были опубликованы и на страницах журнала «Вестник церковной истории»[8], в том числе увидели свет описи четырех монастырей Коломны[9]. Настоящей публикацией в научный оборот вводится переписная книга еще одного монастыря региона – Николаевской пустыни на реке Гнилуше, располагавшейся в Коломенском уезде, составленная стольником И. В. Кикиным[10]. Для этой небольшой обители переписная книга 1701 г. является едва ли не единственным источником, содержащим о ней хоть какие-то сведения.

Николаевская пустынь на реке Гнилуше Коломенского уезда, по предположению исследователей, была основана не ранее 1662 г.[11] Настоятелем в ней в эти годы был Макарий. По другим данным пустынь существовала уже в 1622 г.[12] Публикуемая ниже переписная книга 1701 г. позволяет уточнить дату ее возникновения. Так, среди документов, хранившихся на момент переписи в монастырской казне, находилась «выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскую землю и сенные покосы» (см. публикацию, л. 723 об.). Это позволяет утверждать, что во время писцового описания 1620-х гг. монастыря здесь еще не было, а на его месте стояла церковь во имя свт. Николая Чудотворца, имевшая в своем владении землю. Позднее право на эту землю получила Гнилушская пустынь.

В монастырском архиве в начале XVIII в. хранилась данная грамота «коломенского архиепископа на церковную никицкою землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха Сергия» (см. публикацию, л. 724). К сожалению, грамота в переписной книге не датирована, поэтому время ее составления можно определить лишь предположительно. В описании упоминается коломенский архиепископ. Статус архиепископии Коломенская кафедра получила в 1672 г., следовательно грамота была составлена не ранее этого времени. Следует обратить внимание и на то, что в грамоте упоминается «никицкая» земля, очевидно, принадлежавшая церкви вмч. Никиты, которая затем фигурировала как надвратная Николаевской Гнилушской пустыни.

К началу 1680-х гг. во вновь основанной пустыни был возведен соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца «о пяти главах», в 1681/82 гг. настоятель получил на нее антиминс (см. публикацию, л. 715 об.). К началу XVIII в. каменными оказались практически все монастырские постройки: собор во имя свт. Николая Чудотворца, надвратная церковь во имя вмч. Никиты и колокольня. В 1701 г. Никитская церковь перестраивалась. На эту работу подрядился солигаличский посадский человек Яков Никифоров Кринкин[13]. В стадии строительства находились также каменные монашеские кельи и хлебня. Деревянной в монастыре оставалась лишь ограда: «По полуденной стране извне по косогору по заметом до скотцкого двора по заметы мерою длины сорок три сажени с аршином. С северные страны от каменных келей до того же скотцкого двора по заметом длины сорок четыре сажени с аршином. По заподной стене по заметом скотцкого двора изнутри монастыря мерою ширины осмнатцеть сажен с аршином» (см. публикацию, л. 728 об.).

В начале XVIII в. в пустыни проживали строитель Тихон и девять пострижеников. Настоятель, бывший в миру священнослужителем, к этому времени имел уже достаточно приличный опыт руководства монастырями, поскольку, как следует из переписной книги, сначала он был строителем Соколовой пустыни Каширского уезда и уже шесть лет возглавлял Николаевскую Гнилушскую. Выходцами из белого духовенства были также еще трое монахов, по одному – из крестьян, слуг и солдат. Примечательно, что в монастыре жили и родственники – отец и сын – «монах Ефимий, что в мире был Ефпл Тимофеев» и «монах Моисей, что в мире был Максим, вышеписанного Ефплов сын» (см. публикацию, л. 725). В пустыни накануне переписи проживали также два келейника, однако в соответствии с указом Петра I от 31 марта 1701 г. о запрете проживания в монастырях лиц, не принявших иноческий сан[14], стольник их обоих «выслал вон».

Сравнительно крупной на момент составления переписной книги являлась и библиотека Николаевской пустыни, включавшая в себя 38 печатных книг. Большинство из них составляли богослужебные – Евангелия, Псалтыри, Триоди и др. (см. публикацию, л. 715 об., 722 об.– 723 об.).

В начале XVIII в. Николаевская пустынь не имела вотчины. Как следует из переписной книги, в 1692/93 г. настоятель получил грамоту на упомянутую выше «никитскую» землю, вероятно, подтвердительную: «И ту землю отдали де они внаймы, а найму наемщики на год по осми рублев. И на ту де землю дана им даная» (см. публикацию, л. 728). До начала петровских преобразований пустынь на свое содержание получала жалованье: «А великого государя жалованья преж сего бывало изо дворца на год вина церковного по ведру, по две белуги, по два осетра, икры паюсной по пуду да по пуду масла коровья, да по ведру масла постного, да снетков по чети дворцовой меры, да по сту пучков вязиги» (см. публикацию, л. 728). Небольшую часть дохода составляли «подаяния вкладчиков и молебщиков». Однако на момент переписи, когда вступили в действие петровские указы по ограничению доходов Церкви, монахи Николаевской пустыни заявили: «А жалованья ему, строитель и братье, сказали ничего не идет, а питаютца де работою своею и подаянием молебщиков» (см. публикацию, л. 725).

Все вышесказанное может свидетельствовать о том, что Николаевская Гнилушская пустынь, возникшая лишь во второй половине XVII в., весьма активно развивалась и к началу следующего столетия являлась далеко не бедной обителью. Большинство строений здесь были каменными, в пустыни имелась сравнительно крупная библиотека. Несмотря на отсутствие зависимого населения и небольшое хозяйство, здесь, во всяком случае в 1690-х гг., было хорошо налажено делопроизводство: по просьбе составителя переписной книги администрация монастыря предоставила все приходные и расходные книги, начиная с 1694 г. (см. публикацию, л. 714 об.). Однако в первой половине XVIII в. пустынь, очевидно, стала постепенно приходить в упадок и в 1764 г. была упразднена.

 

Публикуемая ниже переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни 1701 г. сохранилась в составе кн. 58 фонда 237 РГАДА, где наряду собраны материалы переписи других духовных организаций Коломенской епархии – Коломенского архиерейского дома и 11 монастырей: кроме Николаевской Гнилушской пустыни это описи коломенских Спасо-Преображенского, Богоявленского Голутвина, Рождественского Бобренева, Успенского Брусенского, тульских Иоанно-Предтеченского и Успенского, орловских Успенского и Введенского, крапивенского Троицкого, а также приписных к Коломенскому архиерейскому дому каширских Саввиной (Березиной) и Соколовой пустыней. Здесь же находятся описания и ряда приходских церквей.

Рукопись форматом 2о, в позднем картонном переплете. Состояние удовлетворительное, реставрирована. Написана скорописью нескольких почерков, на 742 листах.

Переписная книга Николаевской Гнилушской пустыни находится на л. 713–729. Ее стольник И. В. Кикин начал составлять 8 октября 1701 г., о чем свидетельствует преамбула к источнику (см. публикацию, л. 714). 28 ноября того же года переписная книга была передана в Монастырский приказ: «1701-го ноября в 28 де[нь] подал переписные книги в Монастырской приказ коломенского архиепископа стряпчей Иван Четвертов. Николаевския пустыни, что на Гнилуше» (см. публикацию, л. 714).

Заголовок на л. 713: «Николаевския пустыни, что на Гнилуше». На верхнем поле л. 714 пометка о получении описания в Монастырском приказе: «1701-го ноября в 28 де[нь] осмотря принять книги и выписать». Помета на л. 729 об.: «Справил Васко Шонуров[15]». Скрепы. По правому полю л. 714–729 с завершением после текста на л. 729 об.: 1) «Диак Иван Иванов[16]», 2) «Стольник Иван Кикин». По нижнему полю л. 714–729 с завершением после текста на л. 729 об.: 3) «К сим переписным книгам Николаевския пустыни что на Старом городищи на речке Гн[и]луши строитель иеромонах Тихон руку приложил».

 


© Шамина И. Н., 2023

 

[1] Зенченко М. Ю. Переписные книги // Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г.: Энциклопедия. Т. 2. М., 2009. С. 234.

[2] См., например: Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977; Соколова Н. В. Описание церковно-монастырских владений в процессе секуляризации начала XVIII в.: Опыт реконструкции (на материалах Нижегородского уезда) // Северо-Запад в аграрной истории России: Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининград, 2008. С. 44–60; Черкасова М. С. Государственная ревизия вологодских монастырей в начале XVIII в. // Управление и экономика: опыт, теория, практика. Материалы научной конференции (Вологда, 10–11 апреля 2009 г.). Вологда, 2009; Соколова Н. В. Описание владений Патриаршего дома начала XVIII века как источник по истории Русской Православной Церкви // Исторический курьер. 2022. № 2(22). С. 127–140; Башнин Н. В., Устинова И. А., Шамина И. Н. Высшее духовенство в начале церковной реформы Петра I: правовой статус и имущественное положение. М.; СПб., 2022; Соколова Н. В. К вопросу о секуляризации церковных владений в начале XVIII в. (на материалах отписных книг патриарших вотчин в Елецком и Лебедянском уездах) // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2022 год. Липецк, 2023. С. 8–21; и др.

[3] От Вятки до Тобольска: церковно-монастырские библиотеки российской провинции XVI–XVIII веков / Подгот. А. Г. Мосин, Н. А. Мудрова, А. Т. Шашков; отв. ред. И. В. Починская. Екатеринбург, 1994; Сиренов А. В. О библиотеке Макарьевского Желтоводского монастыря в XVII в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 4. № 1. С. 7–14; Красиков А. Н. Книжные собрания вологодских монастырей по переписным книгам // Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: исследование и тексты / Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 450–457; ShaminS. M., ShaminaI. N. Biblioteki russkikh monastyrei v nachale pravleniia Petra I. K voprosu o roli monastyrskikh sobranii v knizhnom potreblenii i razvitii knizhnogo rynka // Сahiers du Monde Russe. 2020. Т. 61. № 1. С. 51–65; Давыдов М. И., Шамина И. Н.Библиотеки архиерейских домов конца XVII – начала XVIII в.: к постановке проблемы // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 36. С. 69–88; и др.

[4] Черкасова М. С. Архивы вологодских монастырей и церквей XV–XVII вв.: Исследование и опыт реконструкции. Вологда, 2012; Шамина И. Н. Архив Троицкого Белопесоцкого монастыря на рубеже XVII–XVIII в. // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Сборник материалов Х международной научной конференции. Приложение к журналу «Древняя Русь. Вопросы медиевистики». М., 2019. С. 232–233; Матисон А. В. «Писано в сих книгах ниже сего имянно по статьям». Опись архива Тверского архиерейского дома стольника Михаила Федоровича Пушкина. 1701–1702 гг. // Исторический архив. 2019. № 3. С. 148–187; Матисон А. В. Описи документов монастырей Тверской епархии начала XVIII века // Российская генеалогия. 2022. № 12. С. 106–114.

[5] Николаева С. В. Троице-Сергиев монастырь вXVI – начале XVIII в.: Вклады, вкладчики, состав монашеской братии. Сергиев Посад, 2009; Матисон А. В. Архиерейские «поместные» и «оброчные» дети боярские Тверской епархии XVII–XVIII вв. // Российская история. 2021. № 2. С. 28–40; Шамина И. Н. Социальный портрет монашествующих Коломенской епархии в конце XVII – начале XVIII в. // Традиционные и новаторские пути изучения социальной истории России XII–XX вв.: Сборник статей в честь Елены Николаевны Швейковской. М., 2021. С. 407–428.

[6] См., например: Булыгин И. А. Из истории крестьян вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря в конце XVII – начале XVIII в. // Вопросы аграрной истории: материалы научной конференции. Вологда, 1968. С. 415–425; Соколова Н. В. Нижегородские вотчины Амвросиева Дудина монастыря в начале XVIII в. (землевладение, хозяйство, крестьяне, сельская община) // Исторический журнал: научные исследования. 2013. № 6(18). С. 550–558; Соколова Н. В. Землевладение Амвросиева Дудина монастыря (XV–XVIII в.) // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2013 год: земледельцы и землевладельцы российской деревни конца XV – конца ХХ веков: экономическое, социальное и культурное развитие. М., 2014. С. 29–58; Адаменко О. Н. Демографические процессы в монастырских вотчинах Севера России в Х VII – начале ХVIII в. (По архиву Спасо-Каменного монастыря) // Вестник Поморского университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 9. С. 4–7; Башнин Н. В. Организация монастырского хозяйства в Вологодском крае (по монастырским описям конца XVI – первой половины XVIII в.) // Православие в судьбе Урала и России: история и повседневность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2010. С. 113–115; Черкасова М. С. О вотчинных частях в монастырских описях XVI–XVIII вв. // Православие в судьбе Урала и России… С. 171–174; и др.

[7] См., например: Переписные книги вологодских монастырей…; Башнин Н. В. Переписные книги вотчин Вологодского архиерейского дома Св. Софии 1701–1702 гг.: Исследование и тексты. М.; СПб., 2019; Описи Вологодского архиерейского дома Св. Софии второй половины XVII – начала XVIII в. / Сост. Н. В. Башнин. М.; СПб., 2020. Алатырский Троицкий мужской монастырь: Документы 1612–1703 годов / Сост. В. Д. Кочетков, А. А. Чибис. Ульяновск, 2015; Шамина И. Н. Переписная книга Троицкого Белопесоцкого монастыря 1701 г. // Источники по истории русского Средневековья и Нового времени. Вып. 1. М., 2022. С. 178–218.

[8] Говорова А. Н. Житие преподобномученика Симона Воломского // Вестник церковной истории. 2008. № 4(12). С. 5–60; Шамина И. Н. Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь // Вестник церковной истории. 2009. № 1/2(13/14). С. 26–99; Шамина И. Н.Опись имущества вологодского Павлова Обнорского монастыря 1701–1702 годов // Вестник церковной истории. 2010. № 1/2(17/18). С. 17–107; Шамина И. Н. Документы по истории Григориева Пельшемского монастыря XVII – начала XVIII в. // Вестник церковной истории. 2011. № 3/4(23/24). С. 30–63; Башнин Н. В. Опись имущества и строений Дионисиева Глушицкого монастыря 1701 г. и переписные книги вотчины Дионисиева Глушицкого монастыря 1702 г. // Вестник церковной истории. 2013. № 3/4(31/32). С. 138–177; Шамина И. Н. Переписная книга Успенской Семигородней пустыни Вологодского уезда 1702 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 1/2(45/46). С. 99–111; Шамина И. Н. Переписная книга вологодского Спасо-Нуромского монастыря и его вотчины 1701–1702 гг. // Вестник церковной истории. 2020. № 1/2(57/58). С. 5–37; Давыдов М. И. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г. // Вестник церковной истории. 2022. № 1/2(65/66). С. 173–250; и др.

[9] Шамина И. Н. Переписные книги коломенских Спасо-Преображенского, Голутвина, Бобренева и Брусенского монастырей 1701 г. // Вестник церковной истории. 2017. № 3/4(47/48). С. 96–226.

[10] РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 58. Л. 713–729.

[11] См., например: Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи / Сост. В. В. Зверинский. Кн. 1–3. СПб., 2005 (репринт). С. 132; Печников М. В., Пидгайко В. Г., Кулемзин С. В., свящ. Коломенская епархия // Православная энциклопедия. Т. 36. М., 2014. С. 398.

[12] Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890–1907. С. 942.

[13] Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV–XVIII века / Отв. ред. И. А. Бондаренко. М., 2008. С. 354.

[14] ПСЗ-I. Т. 4. № 1834. С. 139–140.

[15] Василий Шонуров – подьячий Разрядного приказа Коломенского архиерейского дома, занимал должность с 1691/92 г.

[16] Иван Иванов – дьяк Монастырского приказа.

 

1701 г. октября 8 – ноября 28.– Переписная книга Николаевской пустыни на реке Гнилуше в Коломенском уезде[1]

 

(Л. 713) Николаевския пустыни, что на Гнилуше[2].

(Л. 714)[3] Лета 1701-го году октября в 8 де[нь] по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по наказу из Монастырского приказу за приписью дьяка Ефима Зотова столник Иван Васильевич Кикин приехов в Коломенской уезд в Николаевской монастырь, что на Гнилуше, которой явился сверх перечневых списков. А приехов, в церкви Божии святые иконы, и церковные сосуды, и книги, и всякою утварь, а в ризнице священные[4] также и монастырскою всякою посуду и крепости пересмотрил и переписал все налицо. И которые описные церковные и приходные и росходные книги явились з 203-го году. А что чего порознь явилось, и то писано ниже сего в сих (Л. 714 об.) книгах порознь статьями.

Книги описные церковные 204-го году в полдесть заручные.

Книги приходные и росходные 203-го году, книги приходные и росходные 204-го году, книги приходные и росходные 205-го году, книги приходные и росходные 206-го году, книги приходные и росходные 207-го году, книги приходные и росходные 208 и 1700-го годов, книги приходные и росходные 1701-го году сентября по пятое на десять число. (Л. 715) Те все приходные и росходные вышеписанных годов монастырския книги в полдесть заручные.

 

(Л. 715 об.) В той пустыне церковь каменная о пяти главах во имя Николая Чюдотворца

А в церкви во святом олтаре престол. На нем одежда со всех стран изорбавная полосатая, травы золотные, сверху тафтяная красная, крест мишурной. Антимис полотняной московской печати 190-го году.

Евангелие в десть московской печати 162-го году, по обрезу золочено, покрыто участком золотным. На верхней цке в средине образ Распятия Господня да по углам четыре евангилистов на сребре резные вызлащены, защипки и петли сребреные вызлащены.

Евангелие в десть московской печати 193-го году, по обрезу золочено, покрыто бархотом травчетым. На верхней цке в средине образ Распятие Господня, по углам четыре евангелиста сребреные резные, защипки и на исподней цке репьи медные.

Два креста, на них образ Распятия Господня, сверху по два ангела, а по странам Богородицы да Марии, Иоанна Богослова, Логина сотника (Л. 716) на особых цках сребренные литые. Оклад сребренной.

На престоле одежда камчатая алая, крест кружевной шелковой, кайма дорогилная жолтая.

Два образа запрестольных, на них венцы сребренные, а на другом на цке и по полям оклад сребреной басебной. У Богородична образа в привесе сребреных копеяк шесть алтын четыре денги. Пелена камчатая, крест кружевной, кайма изорбавная, подбита крашениною. На другой стороне образ Николая Чюдотворца. Писаны на красках. Лампада у того образа медная, весу фунт двенатцеть золотников.

Жертвенник, на нем одежда с трех сторон изарбавная, с четвертые и сверху тафтяная, крест мишурной. На нем потир сребреной, весь, а извне по рези золочено, в рукояти три херувима позлащены, на лощатом поддоне шесть херувимов резных; дискос; два блютца, местами по рези золочено; звезда вызлащена; ложица сребрянная. Весу всего в вышеписанных сосудех два фунта без дву золотников.

(Л. 716 об.) Два покрова да воздух оберинные белые сребреные. Кресты кружевные золотные, каймы подбиты тафтою.

Воздух отласной красной. На нем вышито Положение Господня во гроб, сверху херувим, два ангела. По отласной зеленой кайме вышит тропарь и кайма обведена золотом. Подбит киндяком.

Два покрова отласные красные. На них вышито золотом и сребром. На одном Превечной Младенец, Дух святый, два ангела стоящия с рипиды, сверху образ Господа Саваофа, по углам на кайме четыре херувима. На другом образ Пресвятые Богородицы с Превечным Младенцом, вкруг Ея четыре херувима да по углам четыре евангелиста. Каймы у обоих отласные зеленые, на них тропари шиты золотом. Подбиты киндяком.

Потир, дискос, два блюдца, ложица оловянные. Весу в них четыре фунта пятьдесят пять золотников. Звезда медная, весу осмнатцеть золотников.

(Л. 717) Два покрова да воздух обьеринные красные золотные, кресты участковые, каймы отласные жолтые. Подбиты киндяком.

Два покрова отласные красные да воздух, кресты мишурные, кайма отласная жолтая. Подбиты крашениною.

Покров тафтяной белой, крест кружевной, вокруг ево шито золотом и сребром.

Ризы изорбавные, травы з золотом шелковые, оплечье и вкруг кайма шитое золотом и сребром, крест кружевной, звезда обьеринная белая, подольник отласной жолтой.

Ризы обьеринные белые, оплечье, и крест, и звезда бархотные красные, подольник тафтяной жолтой. Подбиты полотном.

Ризы изорбавные жолтые травчетые, оплечье, и крест, и звезда изарбавные полосатые, подольник тафтяной красной. Подбиты крашениною. А в прежних описных книгах написаны они тафтяными.

Ризы камчатые двоеличные, оплечье, и крест, и звезда изорбавные золотные, подольник (Л. 717 об.) дорогилной жолтой. Подбиты крашениною.

Ризы камчатые рудожелтые, оплечье, и крест, и звезда обьеринные золотные, подольник тафтяной дымчатой цвет. Подбиты крашениною.

Ризы камчатые двоеличные ветхи, оплечье, и крест, и звезда участковые, подолник тафтяной жолтой.

Ризы изорбавные травчетые ветхи, оплечье, и крест, и звезда бархотные зеленые травчетые, подольник тафтяной красной.

 

Стихари

Стихарь тафтяной рудожелтой, оплечье и крест камчатые зеленые, нарукавники и подольник кутняной жолтой.

Стихарь дорогилной красной ветх, оплечье, и крест, и нарукавники изорбавные, подольник киндячной.

Стихарь тафтяной белой, оплечье и крест бархотные лимоновой[5] цвет, нарукавники изорбавные, подольник дорогильной. Подбит холстиною.

(Л. 718) Стихарь дорогильной красной, оплечье, и крест, и нарукавники отласные осиновые, подолник[6] киндяшной.

Стихарь тафтяной жолтой, оплечье, и крест, и нарукавники изорбавные красные, подолник тафтяной красной.

Стихарь отласной белой, оплечье и крест отласные красные, нарукавники и подольник тафтяной красной.

Стихарь зенденинной зеленой, оплечье и нарукавники дорогильные, крест камчатой, подольник кумачной.

 

Епитрахели

Епитрахель бархотная золотная, кресты мишурные, пугвицы сребреные сканные, каймы отласные жолтые, семь кистей шелковых з золотом.

Поручи изорбавные красные травчетые з золотом, кресты и кайма отласные зеленые, шесть пуговиц сребреных.

Епитрахель аксамитная по таусинной земле, кайма камчатая зеленая, десять пуговиц сребреных. Ветха.

(Л. 718 об.) Епитрахель камчатая осиновая, кресты отласные, пять пуговиц сребреных, каймы камчатые таусинные, пять кистей шелковых з золотом и сребром.

 

Два пояса шелковые: один с кафимскими узлами золотными, четыре кисти с ворворки; у другова четыре кисти.

Поес нитной.

 

Поручи отласные белые шитые золотом и сребром; звески, кресты и кайма шитые золотом; двенатцеть пугвиц канительных, из них у десяти по жемчюжине. Подбиты киндяком.

Поручи отласные жолтые, кресты плетенковые золотные, кайма кружевная шолковая. Подбиты крашениною.

Поручи отласные красные, на них травы и кресты шитые золотом и сребром, каймы отласные зеленые, десять пугвиц глатких сребреных вызлащены.

Поручи отласные белые, кресты и каймы бархотные отласные, пугвицы оловянные.

Двои поручи ветхие изорбавные, у одних пугвицы медные.

Поручи аксамитные по таусинной земле ветхи, восем (Л. 719) пуговиц сребреных.

 

Орарий[7] изорбавной травчетой. Кресты и кайма тафтяные белые. Пугвица сребреная вызлащена.

Орарий[8] камчатой белой, кресты обьеринные, кайма дорогильная красная.

Орарий киндяшной, кресты тафтяные белые. Подбит крашениною.

 

Пелена камчатая красная, крест мишурной, кайма дорогилная.

Пелена обьеринная таусинная, крест и кайма тафтяные. Ветха.

Пелена тафтяная зеленая, крест плетенковой золотный, кайма камчатая красная.

Три пелены: одна отласная жолтая, другая кумачная, третья выбойчетая. Ветхи.

 

В олтаре же над горним местом образ Вознесения Господня.

Над царскими дверми образ Снятия со креста.

На южной стене образ пророка Моисея.

На северной стране Илии Пророка, Похвалы Богородицы, по полям оклад сребренной; да образ святые Троицы; образ Николая Чюдотворца.

 

Кадило сребреное с цепьми, весу фунт тритцеть шесть золотников.

(Л. 719 об.) Кадило медное глаткое, весу в нем с цепьми фунт шестьдесят два золотника.

Другое кадило медное, весу в нем восемдесят золотников.

Водишник, да ковш, да кандейка медные, весу в них фунт пятдесят семь золотников.

Чаша водосвятная медная большая, весу в ней полдевята фунта.

Другая чаша водосвятная же медная, весу в ней два фунта восмдесят три золотника.

Ковш медной, весу в нем фунт тритцать золотников.

Четыре подсвешника медные, весу в них четыре фунта без пяти золотников.

В церкви царские двери. На них образ Благовещения да четырех евангелистов писаны красками на золоте.

 

(Л. 720) По правую сторону царских дверей месных икон

Образ Спасителев писан на красках. Пред тем образом лампада медная, весу в ней три фунта шездесят девять золотников.

Образ Николая Чюдотворца, по странам образ Спасителев да Богородицы. На них венцы и у чюдотворца цата сребреные резные, на цке и по полям вкруг оклад сребреной басебной вызлащен. Да в привесе болших и малых сребреных дватцеть три креста да крест древянной резной гебоновой.

Да образ Николая Чюдотворца на ребреной тщице с мощми, да четыре тщицы басебных малых, да пятая резная сребреная; да денег дватцеть один алтын да в том числе позлащеных три алтына четыре денги. У чюдотворцова оброза лампада медная, весу в ней четыре фунта дватцеть один золотник.

У Спасителева и чюдотворцова оброза две пелены и на них кресты камчатые белые, каймы камчатые зеленые.

Да на южных алтарных дверех (Л. 720 об.) в киоте образ Пресветые Богородицы Казанские. На нем венец и цата сребреные резные, поднись и ожерелейцо жемчюжное, оклад на цке и по полям сребреной басебной да в привесе сребреной крест.

На южной стене образ святаго мученика Никиты. На нем венец сребреной чеканной с сиянием, цата малая сребреная резная, около той цаты обнизано жемчюгом, на цке в средине оклад сребреной литой позлащен. Да по полям же на святых пятнатцать венцов и надписи сребреные резные, по полям оклад сребреной басебной. Пелена отласна алая, крест мишурной, кайма камчатая лимоновой цвет.

 

По левою сторону царских дверей

Образ Пресвятые Богородицы Одигитрие писан на красках. У того оброза пелена изорбавная, крест мишурной, кайма дорогильная красная. У того оброза лампада медная, весу в ней три фунта шездесять один золотник.

Образ Никиты, Христова мученика писан на красках. У него пелена дорогильная алая, (Л. 721) крест мишурной, кайма дорогильная зеленая. Пред тем оброзом ломпада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников.

Все те вышеписанные месные иконы в рамах.

Над северными олтарными дверми образ Введения Пресвятые Богородицы писан на красках. Да образ Николая Чюдотворца. На нем венец и цата сребреная резная, в венце и в цате шесть каменей разных, оклад по полям сребреной басебной.

На северной стене образ Николая Чюдотворца резной в створчетом киоте, а на створах оброзы святых чюдотворцов и Зосима и Саватия Соловецких.

 

Над царскими дверми в первом поясе на четырнатцети цках писаны Господские празники на красках.

Во втором поясе образ Спасителев в силах. Около ево на особых цках писаны оброзы Богородицы да Предтечи, да дву архангелов, да апостолов на красках.

В третьем поясе образ Знамения Пресвятые (Л. 721 об.) Богородицы. Около того оброза на осми цках писаны пророческие лицы. Все те иконы в тяблах.

В церкви же на заподной стране образ Рождества Богородицы. На южной стране образ Пресвятые Богородицы Одигитрие. На северной стране образ Спасителев. Писаны на красках.

Четыре налоя згибных, в том числе два покрыты кожею, а два ж налоя покрыты холстиною.

Паникадило медное, весу в нем тритцать фунтов. Невступно.

 

В трапезе на дверми образ Спасителев, Богородицы, Предтечи на одной цке, писаны на красках.

По правую сторону тех дверей образ Воскресения Христова в киоте писаны на красках. Пелена тафтяная зеленая, крест и кайма дорогилное красное. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней[9] три фунта шездесять девять золотников.

Образ Николы Чюдотворца з житием в киоте. На нем венец и цата сребреная (Л. 722) резная, по полям оклад сребреной басебной. Пелена дорогилная красная, крест мишурной, кайма тафтяная полосатая. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней три фунта шездесять девять золотников.

На другой стороне тех дверей образ Пресвятые Богородицы Казанские в киоте. У того оброза пелена камчатая алая, крест мишурной, кайма изорбавная зеленая. Пред тем оброзом ломпада медная, весу в ней пять фунтов дватцеть восмь золотников.

Образ святые мученицы Праскевы, нарицаемые Пятницы, писан на красках. Пред тем оброзом лампада медная, весу в ней четыре фунта сорок восмь золотников.

 

(Л. 722 об.) Да книг

Евангелие в полдесть московской печати 176-го, покрыто черным рытым бархотом. На верхней цке в средине образ Распятия Господня, по углам четыре евангелиста, все медные.

Евангелие повсядневное учительнное[10] в десть московской печати 156-го году.

Евангелие воскресное в десть московской печати 148-го году.

Евангелие в десть Кирилла Транквелиона рахмановской печати 128-го году.

Апостол в десть московской печати 196-го году.

Кормчая книга в десть московской печати 158-го году.

Устав в десть московской печати 190-го году.

Треодь цветная в десть московской печати 188-го году.

Другая Треодь цветная же в десть московской печати 168-го году.

Два Октая в десть московской печати: один 192-го году, другой без летонаписания.

(Л. 723) Три Пролога во весь год в десть московской печати 166-го году.

Две Треоди посных в десть московской печати 192-го, 205-го годов.

Два Часослова: один в десть 161-го болшой, другой в четверть листа 193-го году. Оба московской печати.

Псалтырь в десть московской печати 179-го году.

Псалтырь в десть московской печати 188-го году.

Два Требника: один в десть 166-го, другой в полдесть 132-го годов московской печати.

Минея общая с празники в десть московской печати без летонаписания.

Маргарит в десть московской печати 207-го году, по обрезу золочено.

Книга Вечеря в десть московской печати 193-го году.

Анфологион в десть московской печати 207-го году.

Минея с празники в десть московской печати 195-го году.

(Л. 723 об.) Минея один месяц август в десть московской печати 138-го году.

Псалтырь в десть московской печати без летонадписания.

Октай на осмь гласов в десть московской печати 102-го году.

Соборник малой в полдесть московской печати 150-го году.

Два Служебника в полдесть московской печати: один 193-го году, другой без летонаписания.

Житие с чюдесы чюдотворца Николы в полдесть московской печати 202-го году.

Два Ермология в полдесть московской печати 165-го и 181-го годов.

 

Выпись с писцовых книг Коломенского уезду писца Семена Усова да подьячего Ерасима Михайлова 136-го и 137-го годов на церковною николаевскою землю и сенные покосы (Л. 724) ис Помеснаго приказу за приписью дьяка Семена Иполитова 181-го году

Даная[11] коломенского архиепископа на церковную никицкою[12] землю и на сенные покосы, что в Коломенском, за ево архиерейскою печатью и за приписью казначея ево иеромонаха[13] Сергия.

А иных никаких писем в той пустыне не явилось.

А наличных денег в казне нет.

 

Медные посуды

Котел, весу в нем десять фунтов.

Противень да три сковоротки черных, весу в них деветь фунтов.

Ендова, весу в ней четыре фунта три золотника.

А болши того медной посуды, а оловянной ничего в той пустыне нет.

 

(Л. 724 об.) А что в том монастыре братии и служебников, и то писано ниже сего

Строитель иеромонах Тихон, что в мире был на Кошире у церкви Петра митрополита поп Тимофей. Пострижен в Коширском уезде в Соколовой пустыне во 171-м году и был в той пустыне строителем тринатцеть лет. В Николаевской пустыне строителем шестой год.

Иеромонах Аврамий, что был в мире Арефей Алексинскаго уезду села Архангельского, сказался церковнаго дьячка сын. Пострижен в той пустыне шестой год.

Иеромонах Иосаф, что в мире был Ияков, сказался Коширского уезду села Малахова Николаевской церкви поп Ефремов. Пострижен в Белопесоцком монастыре в 206-м году. В Никольской пустыне живет 6[14] год.

Иеродиякон Макарий, что в мире был Михаил, сказался Суздальского уезду Игнатьев села Щукова церкви Благовещения Богородицы дьячек. Пострижен в той пустыне в 206-м году.

(Л. 725) Монах Ефимий, что в мире был Ефпл Тимофеев, сказался города Михайлова салдацкой службы. Пострижен в той пустыне в 202-м году.

Монах Моисей, что в мире был Максим, вышеписанного Ефплов сын сказался. Пострижен в той же пустыне в 201-м году.

Монах Павел, что в мире был Прохор Семенов, сказался послуживец Дмитрея Иванова сына Полуехтова. Пострижен в той пустыне с отпускною в 208-м году.

Монах Иона, что в мире был Иван Семенов сын Зюзин, сказался государевой Мячковской волости села Колычева крестьянской сын. Пострижен в той пустыне в 206-м году.

Да по скаске строителя з братиею того ж де монастыря два человека иеромонахов в отъезде. Одному де имя Серопион, а другому имя Ефрем. А жалованья ему, строителю и братье, сказали ничего не идет, а питаютца де работою своею и подаянием молебщиков.

(Л. 725 об.) Того же монастыря бельцы

Строительской кельи келейник Аверчка Григорьев сын Баландин, сказался послуживец князь Петра княж Иванова сына Борятинскова. А живет в той пустыне третей год с отпускною пятидесяти пяти лет.

Казначеевской келье келейник Петрушка Иванов сын Сорокин, сказался Федора Иванова сына Пестова коломенской ево деревни Головиной крестьянской сын. Живет в той пустыне с отпускною четвертой год, пятидесяти четырех лет.

А белцы ис той пустыни все высланы вон.

 

И в той Николаевския пустыни строителю и братии великого государя указ сказан з запискою

Великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белые России самодержец указал вам, Николаевские пустыни, что на Гнилуше, строителю иеромонаху Тихону з братьею сказать свой великого государя указ, чтобы вы ис той пустыни были неисходно (Л. 726) и из ыных монастырей никого монахов к себе не принимали, разве великия каковые ради правилные вины и с которого монастыря отпущен кто монах с отпускным писанием того монастыря началника, и таковый приять да будет. А естьли той жа монах ис того монастыря похощет перейти в другий монастырь, и таковых монахов из монастыря не отпускать, а быть им в том монастыре неисходно.

А будет которые монахи из монастыря посланы будут для каковых монастырских дел с повелением того монастыря власти, и тем бы монахом власти за своими руками и за монастырскими печатми давали писма, а в тех писмах писать имянно, кто монах и для какова дела куды посланы.

А буде монахи станут бить челом того монастыря начальнику, что им для нужд своих из монастыря изытти[15] на малое время, и начальнику того монастыря усматривать с великим прилежанием. Естли которой монах имеет из монастыря изытти великую нужду, и таковых отпускать из монастыря на малое время, часа на два и на три, с писмом же за печатью, а в писме (Л. 726 об.) писать имянно же, каковые ради нужды и на сколькое время отпущены будут. А за писмо и за печать с тех монахов отнюдь никому никакова взятка не имать и без великия нужды для взятков из манастыря монахов не отпускать. А будет кто сему указу учинить противно, и таковым быть в жестоком наказании.

А в трапезе б учинили для письма определенное место, и монахом в кельях у себя никаковых писем не писать и чернил, и бумаги не держать. А буде каковых ради нужд кто восхощет что писать, и то с повелением начального писать в трапезе явно, а не тайно, понеже убо древних отец предание монаху бес повеления начального ничто же писати невозможно.

А впредь бы мирских людей опричь монахов в монастырех не жили, а у строителя и у братеи, у кого пристойно, велеть быть келейником белцом, по человеку в келье престарелым, а молодым келейником не быть.

(Л. 727) В монастыре б врата чтоб были всегда заперты, и были б у тех врат безотходно караульные, монастырские воротники и того б смотрили и берегли накрепко, чтоб из монастыря монахи никто ни для каких дел бес повеления того монастыря настоятеля и без отпускного писания никуды не выходили. А мирских людей в монастырь пускать во время церковного пения, а в ынное[16] время бес повеления строительского мирских людей никого не пускать.

Да чтоб вы с помещики и вотчинники жилыми и пустыми землями не менялись и никаких зделок не чинили до указу великого государя.

Да что взято будет с вотчин по окладу оброчных денег на нынешней 1701-й год и на прошлые годы из доимки, и вы б тех денег ни на какие росходы без указу великого государя из Монастырского приказу не держали и взаймы никому не давали, и сами ни у кого ни на какие монастырские росходы денег и иного ничего не заимывали. А на какие росходы денги понадобятца, (Л. 727 об.) и вы б о том били челом в Монастырском приказе. И в Монастырской приказ писать почасту, что в котором месяце и числе во взятье будет на нынешней 1701-й год по окладу и на прошлые годы из доимки денежных доходу, и хлеба, и всяких запасов порознь, так же и на прошлые годы из доимки денежные зборы и хлебные доходы выбрать, а крестьяном во взятье той доимки разорения и убытка не чинить и для своих прихотей никому ни в чем не лготить.

Хлебные запасы, и рыбные, и иные всякие припасы, что есть в монастыре, в росходе держать и братью питать умеренно по древнему обыкновению. А лишних росходов не держать и из монастыря никому не отдавать. И того монастыря строителю никаких лишних росходов в келье не держать, и зажилых денег не брать, и монахом до указу великого государя не давать.

24Коломенскаго уезду Николаевския пустыни (Л. 728) что на Гнилуши, строитель иеромонах Тихан токов великого государя указ слышел и руку приложил. Иеромонах Аврамий таков великого государя указ слышел и руку приложил. Иеромонах Иоасаф таков великого государя указ слышел и руку приложил[17].

 

А по скаске строителя з братиею вотчин де за ними нигде ничего нет. А в прошлом де в 201-м году дана из архиерейского приказу церковная никицкая земля, и ту землю отдали де они внаймы, а найму наемщики на год по осми рублев. И на ту де землю дана им даная[18].

А великого государя жалованья преж сего бывало изо дворца на год вина церковного по ведру, по две белуги, по два осетра, икры паюсной по пуду да по пуду масла коровья, да по ведру масла постного, да снетков по чети дворцовой меры, да по сту пучков вязиги. А иного де подаяния вкладчиков и молебщиков бывает самое малое число и тому подаянию записки нет. А что приходу и росходу, и то де у них приходные и росходные книги, а иных никаких доходов, и оброчных мелниц, и рыбных ловель, и бортных ухожей, и бобровых гон, и в городех на посадех дворов и лавок, и хорчевен, и всяких оброчных и никаких угодей за ними нет[19].

 

(Л. 728 об.) В той пустыне каменного строения

С восточные страны святые ворота. На них церковь во имя святаго великомученика Никиты не освещена, а на церкви колоколня. Да по правую сторону святых ворот идучи с монастыря келья да хлебня, все в одделке. А по левую сторону святых ворот две кельи неотделаныя. Мерою того каменного строенья извне от северные страны на южную дватцеть адна сажень бес трети, поперечнику во обоих концах по три сажени с полусаженью.

От того каменного строения вкруг монастыря ограда древянная. По полуденной стране извне по косогору по заметом до скотцкого двора по заметы мерою длины сорок три сажени с аршином. С северные страны от каменных келей до того же скотцкого двора по заметом длины сорок четыре сажени с аршином. По заподной стене по заметом скотцкого двора изнутри монастыря мерою ширины осмнатцеть сажен с аршином.

 

(Л. 729) На скотцком дворе лошадей

Мерин игрень, грива налево с отметом, левое ухо и ноздря порота.

Мерин в гнеде пег, грива направо[20].

Мерин бур, грива налево, леты срослы.

Мерин сер, грива налево.

 

Да рогатого скота

Пять коров дойных да телица, четыре теленка годовых, да одиннатцеть овец старых. А болши того на скотном дворе лошадей и скота не явилось.

 

Строенья на скотном дворе: две избы, да сарай с навесом, да конюшня, да ограда вкруг. Все древянное ветхо. Мерою того двора с восточной страны от монастыря писано в монастырской мере. С полуденной страны извне мерою деветнатцеть сажен без трети по косогору. (Л. 729 об.) С южной страны мерою извне излучиною адиннатцеть сажень. З западной страны мерою извне двенатцеть сажен с полусаженью.

 

 

 

 

 


[1] РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Д. 58. Л. 713–729 об.

[2] Запись в верхней части л. 713: 1701-го ноября в 28 день подал переписные книги в Монастырской приказ Коломенского архиепископа стряпчей Иван Четвертов.

[3] Л. 713 об. чистый, без записей.

[4] Далее, вероятно, пропущено слово: одежды.

[5] Исправлено, в рукописи: лимонновой.

[6] Далее отдельно написана буква «к».

[7] Исправлено, в рукописи: орари.

[8] То же.

[9] Исправлено, в рукописи: нем.

[10] Так в рукописи.

[11] Так в рукописи.

[12] Очевидно, в источнике ошибка, следует читать: николаевскую.

[13] Исправлено, в рукописи: иромонаха.

[14] Так в рукописи.

[15] Так в рукописи.

[16] Так в рукописи.

24 [17] Подписи, сделаны двумя разными почерками.

[18] Так в рукописи.

[19] 26Написано более мелким почерком.

[20] Исправлено, в рукописи: напрово.




Форумы