А. Л. Лифшиц, И. Н. Шамина. Юбилей Анатолия Аркадьевича Турилова

 

23 мая 2021 г. исполнилось 70 лет Анатолию Аркадьевичу Турилову, историку, источниковеду, археографу, палеографу, блистательному ученому и изумительному знатоку рукописей, но прежде всего – человеку, без которого вот уже несколько десятилетий невозможно себе представить исследования в области славянской письменной культуры с древнейших времен и до Нового времени.

А. А. Турилов – член Археографической комиссии РАН, Научно-издательского совета «Православной энциклопедии», Патриаршего Агиографического совета при «Православной энциклопедии», Экспертного совета по присуждению премий памяти митрополита Макария (Булгакова). Он – ответственный редактор «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XIV в. в хранилищах России, стран СНГ и Балтии», член редколлегий словарей древнерусского языка XI–XIV и XI–XVII вв., журналов «Археографски прилози» (Белград), «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», «Вестник церковной истории», «Jужнословенски филолог» (Белград), «Православне студиjе» (Ниш), «Словене» / Slovene,«Стари српски архив» (Белград), «Старобългарска литература» (София), «Russica Romana» (Рим–Пиза). Количество же научных проектов, в которых Анатолий Аркадьевич принимал самое деятельное участие, исчисляется десятками.

Но главной для него остается работа со славянскими письменными памятниками. Кодексы и их обрывки, на пергамене или бумаге, сербские, русские, болгарские, боснийские; надписи на иконах или металлических сосудах; написанные железо-галловыми чернилами, напечатанные подвижными литерами Гутенберга, чеканные, процарапанные по серебру – все это тот мир, в постижении которого А. А. Турилову нет равных. Для одной лишь «Православной энциклопедии», выходящей с 2000 г., написаны многие десятки статей.

В исследованиях Анатолия Аркадьевича каждый памятник письменности предстает свидетельством разнообразной и сложно устроенной жизни, которая оказывается не утраченной вовсе лишь благодаря усилиями ученого. Его труды – образцы той подлинной гуманитарной науки, которая сочетает бескомпромиссную точность с пристальным, а подчас пристрастным вниманием к человеку прошлого – пишущему и читающему. Книжники славянского Средневековья заново обретают в работах Турилова голоса и судьбы.

Анатолий Аркадьевич Турилов родился в Ярославле, закончил исторический факультет Московского государственного университета (1973 г.) и аспирантуру (1976 г.), работал в Отделе рукописей Библиотеки имени В. И. Ленина и вот уже более 40 лет является сотрудником Института славяноведения Российской академии наук.

Чуждый тщеславия, не стремящийся к внешним признакам успеха, не спешащий вслед за изменчивой научной модой, Анатолий Аркадьевич занят любимым делом, и вот – совершаются открытия, выходят каталоги собраний рукописных книг, монографические исследования, статьи, посвященные частным научным проблемам, каждая из которых открывает новые смыслы. Широте научных интересов, глубине многообразных знаний, эрудиции юбиляра можно лишь позавидовать. Для тех, кто хоть сколько-нибудь интересовался историей славянской средневековой письменности, имя Анатолия Аркадьевича – неоспоримый аргумент в споре, к его суждениям, атрибуциям прислушиваются историки и искусствоведы, филологи, реставраторы.

А. А. Турилов заслуженно признан мировым научным сообществом. Он был избран иностранным членом Сербской академии наук и искусств (2012 г.), своим членом избрала его Академиа Амброзиана (2014 г.), Болгарская академия наук в 2019 г. наградила Орденом Марина Дринова на ленте. Но, пожалуй, особо символичным стало избрание Анатолия Аркадьевича в 2018 г. иностранным членом итальянской Национальной академии деи Линчеи по классу морали, истории и филологии, подкатегория филологии и лингвистики. Академики, называющие себя «рысьеглазыми», по праву признали за Анатолием Аркадьевичем Туриловым ту особую зоркость зрения, которая позволяет разглядеть то, мимо чего проходят толпы иных исследователей.

Это исключительное умение – видеть, помнить, исследовать, находить неявные взаимосвязи, понимать – делает фигуру юбиляра одной из центральных в отечественном и мировом славяноведении. А мы счастливы быть его благодарными коллегами и современниками.

 

Основные научные труды А. А. Турилова за 2011–2020 гг.[1]

 

1. Замечания об орфографии надписей на фресках церкви Спаса на Ковалёве // Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011. С. 247.

2.Золотой потир из Благовещенского собора как памятник искусства и эпиграфики // Московский кремль XV столетия. Т. 1. М., 2011. С. 428–439 (в соавторстве с И. А. Стерлиговой).

3. «Кроник Псковский» в контексте русской «легендарной» историографии XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 3(45). С. 113–114 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

4. Из истории русско-южнославянских книжных связей XII–XIII вв.: новое и забытое // Russica Romana. Vol. 17 (2010). Pisa; Roma, 2011. С. 9–32.

5. Неизвестные страницы истории московского книгописания середины XIV в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время / Вторые чтения памяти академика РАН Л. В. Милова (Материалы к международной конференции). М., 2011. С. 33–34.

6. Об одном безымянном сербском книгописце-каллиграфе раннего XIV в. (пергаменное Евангелие Хиландарь, № 12 и рукописи его круга) // Археографски прилози. 2011. № 33. С. 321.

7. От Кирилла Философа до Константина Костенецкого и Василия Софиянина: История и культура славян IX–XVII веков. М., 2011.

8. Откритието като научна съдба // За буквите / Кирило-Методиевският вестник. 2011. № 35. С. 4.

9. Иосиф II (Солтан), митр. Киевский (раздел «Церковно-учительная деятельность») // Православная энциклопедия. Т. 26. М., 2011. С. 1718.

10. Ипатьевский монастырь (раздел «Библиотека») // Там же. С. 441.

11. Ириней Лионский (раздел «Почитание на христианском Востоке, у южных славян и на Руси») // Там же. С. 441 (в соавторстве с А. А. Королевым).

12. Исаак Собака // Православная энциклопедия. Т. 27. М., 2011. С. 911.

13. Исайя Серрский // Там же. С. 141144 (в соавторстве с Л. К. Гаврюшиной).

14. Истрин В. М. // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2011. С. 2326 (в соавторстве с И. Н. Поповым).

15. Йованович Т. // Там же. С. 698699 (в соавторстве с И. О. Олейниковой).

16. Йовчева М. // Там же. С. 700702.

17. Болгарские книжники раннего XIV в. между Тырновом, Святой горой и Святой землей (по следам забытых и новейших атрибуций) // Средновековни тексти, автори и книги: Сборник в чест на Хайнц Миклас. София, 2012 (Кирило-Методиевски студии. Кн. 21). С. 236244.

18. Забытые и малоизвестные факты из истории древнейшего перевода Пролога у южных славян (к проблеме «первого восточнославянского влияния») // Славяноведение. 2012. № 2. С. 8–26.

19. Возникновение Древнерусского государства в памятниках восточнославянской легендарной историографии XVII в. // Древняя Русь и средневековая Европа. Возникновение государств: Материалы научной конференции. М., 2012. С. 289292.

20. Две пергаменные рукописи черногорских монастырских библиотек – Милешевский Панегирик и троицкие Пандекты Никона Черногорца // Српско jезичко насљеђе на простору данашње Црне Горе и српски jезик данас / Међународни научни скуп: Зборник резимеа. [Б. м.], 2012. С. 99100.

21. Записи в приходной книжке иконописца Макара Борисова Сунгурова (1821–1823). Фрагменты // Словарь мастеров художественных ремесел Ярославля XVIII–XIX вв. / Под ред. А. М. Рутмана. Ярославль, 2012. Приложение. № 75. С. 439–450.

22. К изучению палеографии надписей на художественных памятниках круга Андрея Рублева // Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. К 600-летию росписи Успенского собора во Владимире: Материалы международной научной конференции. М., 2012. С. 199–208.

23. К истории двух древнейших четьих рукописей черногорских монастырских собраний: Милешевский Панегирик (Цетинский монастырь, № 50) и Пандекты Никона Черногорца (монастырь Троицы у Плевля, № 87) // Српско jезичко насљеђе на простору данашње Црне Горе и српски jезик данас / Зборник радова са Међународног научног скупа, одржаног у Херцег Новом. Никшић, 2012.

24. К реконструкции комплекта пергаменных тырновских служебных Миней второй четверти – середины XIV в. // Старобългарската ръкописна книга – съдба и миссия: В памет на проф. Куйо М. Куев по случай 100-годишнината от рождението му. Велико Търново, 2012. С. 13–26.

25. К характеристике «образа войны» в сербских средневековых литературных памятниках XIII–XV вв. // Образ войны в общественной мысли славянских народов эпохи Средневековья и раннего Нового времени: Материалы XXVI научной конференции памяти В. Д. Королюка «Славяне и их соседи». М., 2012. С. 113115.

26. Легендарная версия ранней истории Руси в Псковском Кронике 1689 г. // Русь в IX–X вв.: общество, государство, культура. Тезисы докладов Международной научной конференции. Институт археологии РАН. 2012. С. 85–86 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

27. Межславянские культурные связи эпохи Средневековья и источниковедение истории и культуры славян: Этюды и характеристики. М., 2012.

28. Митяй (Михаил), митр. // Большая российская энциклопедия. Т. 20. М., 2012. С. 474–475.

29. О датировке и писце среднеболгарского Евангелия апракос при Скопском апостоле 1313 г. // Язык Библии. Лингвотекстологические исследования. М., 2012. С. 120–126.

30. О датировке и происхождении двух сербских пергаменных списков Святосавской Кормчей // Славянский альманах. 2012. Т. 2013. С. 43–62.

31. Общественная мысль Сербии конца XII – XIII вв. (власть и общество в представлениях сербских книжников) // Власть и общество в литературных текстах Древней Руси и других славянских стран (XII–XIII вв.). М., 2012. С. 125–168 (в соавторстве с Б. Н. Флорей).

32. Памяти Ольги Александровны Князевской (1920–2011) // Славяноведение. 2012. № 4. С. 121–123.

33. Памяти Риккардо Пиккио (1923–2011) // Там же. С. 123a–126.

34. Кааф // Православная энциклопедия. Т. 29. М., 2021. С. 15.

35. Хорватская глаголица в «Славянской палеографии» С. М. Кульбакина // Hrvatsko glagoljaštvo u europskom okružju: Međunarodni znanstveni skup povodom 110. oblljetnice Staroslavenske akademije i 60. oblljetnice Staroslavenskoga instituta / Program i sažetci izlaganja. Zagreb, 2012. С. 44.

36. Азбучные истины Кирилла и Мефодия // Эхо планеты. Общественно-политический иллюстрированный еженедельник. 2013. № 16(1267). С. 30–33.

37. Был ли переводчик Симеоновой эпохи пресвитер Григорий монахом? // Славяноведение. 2013. № 2. С. 12–16.

38. Житие преподобномученика Антония Супрасльского и славянские жития балканских новомучеников XVI в. (к постановке проблемы) // Hagiographia Slavica. 2013. Bd. 82. С. 265–275.

39. Забытая книга прославленного путешественника и исследователя // Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Святой горы. М., 2013. С. 714.

40. Значение южнославянской рукописной традиции восточнославянских книжно-литературных памятников для истории культуры домонгольской Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53). С. 135–136.

41. К вопросу о палеографической датировке росписей новгородской церкви Успения на Волотовом поле // Храм i люди: збiрка статей до 90-рiччя з дня народження С. О. Висоцького. Киiв, 2013. С. 229–236.

42. К истории библиотеки и скриптория Дечанского монастыря: заметки о рукописях XIV в. // Дечани у светлу археографских истраживања. Београд, 2013. С. 15–33.

43. К истории поздневизантийской церковной иерархии (по данным славянских источников конца XIV – середины XV вв.) // Зборник радова Византолошког института. Кн. 50/2. Београд, 2013. С. 751–760.

44. Как письменность пришла на Русь // Эхо планеты.№ 31(1282). С. 31–33.

45. Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Т. 7.1: Славяно-русские рукописи, хранящиеся в библиотеке и архиве монастыря / Сост. Ермолай (Чежия), мон., ред. Ж. Л. Левшина, А. А. Турилов. Святая гора Афон; М., 2013.

46. «Кроник Псковский» в контексте русской легендарной историографии XVII в. // Археология и история Пскова и Псковской земли. 2013. № 28(58). С. 157–165 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

47. О древнейшей панагии из серпуховского Владычного монастыря (вторая четверть XV в.) // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Материалы VIII международной конференции. Сергиев Посад, 2013. С. 373380 (в соавторстве с Г. В. Поповым).

48. Наум Охридский, св. // Большая российская энциклопедия. Т. 22. М., 2013. С. 147.

49. О датировке и происхождении двух сербских пергаменных списков Святосавской кормчей // Славянский альманах. 2013. Т. 2012. С. 43–62.

50. Памяти Елены Константиновны Ромодановской (1937–2013) // Славяноведение. 2013. № 6. С. 119–120 (в соавторстве с О. В. Беловой и В. Я. Петрухиным).

51. «Революции» в истории славянской письменности и проблемы эффективности палеографического метода // Палеография, кодикология и дипломатика: современный опыт исследования греческих, латинских и славянского рукописей и документов. Материалы международной научной конференции в честь 75-летия Б. Л. Фонкича. М., 2013. С. 318–325.

52. Святые апостолы славян – Константин (Кирилл) Философ и Мефодий, архиепископ Моравии и Паннонии // В начале было слово: Посвящается 1150-летию моравской миссии св. Кирилла и Мефодия / Каталог выставки. М., 2013. С. 11–28.

53. «Киевские листки» // Православная энциклопедия. Т. 33. М., 2013. С. 309310.

54. Киприан, свт., митрополит Киевский и Всея Руси (разделы: «Книжно-литературное творчество, книгописание. Роль во втором южнославянском влиянии», «Почитание» (в соавторстве с Б. Н. Флорей) // Там же. С. 638642.

55. Киприан и Иустина (раздел «Почитание у южных славян и на Руси») // Там же. С. 719720.

56. Сербский ковчег-реликварий св. царя Константина из Благовещенского собора Московского Кремля – датировка и гипотезы о происхождении // Црквене студиjе. Књ. 10. Ниш, 2013. С. 125136.

57. Словенско археографско наслеђе (интервью) // Свет речи: Часопис за српски језик и књижевност. Београд, 2013. № 3536. С. 716 (перевод Снежаны Елесиевич).

58. Хорватская глаголица как алфавит европейского культурного пограничья в Средние века // Glagoljska tradicija u povijesti slavenske pismenosti / Глаголическая традиция в истории славянской письменности / Glagolitic tradition in the history of the Slavonic literacy: Međunarodni znanstveni skup povodom 1150. Oblijetnice moravske misije svetih Cirila i Metoda i stvaranja slovenske pismenosti i književnosti / Program i sažetci izlaganja. Zagreb, 2013. С. 51.

59. Problems and perspectives for the study of the written of Great Moravia // The Cyril and Methodius Mission and Europe – 1150 Yeares Since Arrival of the Thessaloniki Brothers in Great Moravia: Abstracts. [Velehrad], 2013. P. [22].

60. The Serbian Reliquary of st. Emperor Constantine (1415 century) – Hypotesis of Origin and History // Saint Emperor Constantine and Christianity / Book of Abstracts. Ni š, 2013. P. 134.

61. Власть и общество в Сербии последней трети XIII – середины XIV в. в памятниках книжности и права // Власть и общество на Руси и в славянских странах в XIII–XIV вв. М., 2014. С. 159–188 (в соавторстве с Б. Н. Флорей).

62. Еще раз к вопросу о происхождении Торопецкой (Корсунской) иконы Богоматери: гипотеза историка // «В созвездии Льва»: Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Л. И. Лифшица. М., 2014. С. 422–429.

63. Джордже Трифунович как персональный пророк // Ђорђу Трифуновићу на дар: Професору у част поводом осамдесетог рођендана. Београд, 2014. С. 69–71.

64. Исследования по славянскому и сербскому средневековью. Београд, 2014.

65. К изучению великоморавского литературного наследия между двумя юбилеями: промежуточные итоги, спорные вопросы и перспективы // Свети Ћирило и Методиjе: 863–2013. Београд, 2014. С. 1–21.

66. К объяснению одного темного места в «Болгарской апокрифической летописи»: почему «детищ» царь Испор был «ношен три леты»? // Средновековният човек и неговият свят: Сборник в чест на 70-та годишнина на К. Попконстантинов. Велико Търново, 2014. С. 813–816.

67. Каталог памятников древнерусской письменности XI–XIV вв. (рукописные книги) / Отв. ред. Д. М. Буланин. [Сост. в соавторстве с А. А. Романовой, О. В. Твороговым, Ф. Томсоном]. СПб., 2014 (Сер. Studiorum slavicorum orbis. Вып. 7).

68. For research in to the Great Moravian literary heritage: preliminary conclusions, disputable questions and perspectives // The Cyril and Methodius Mission and Europe – 1150 Years since the arrival of the Thessaloniki Brothers in Great Moravia. Brno, 2014.

69. О датировке и происхождении двух сербских пергаменных списков Святосавской Кормчей // Cyrillomethodianum. Vol. 19. Thessaloniki, 2014. С. 4146.

70. Острожская Библия // Большая российская энциклопедия. Т. 24. М., 2014. С. 614.

71. Пахомий Серб (Логофет ) // Там же. Т. 25. М., 2014. С. 481482.

72. Кириак (Иуда) сщмч. (раздел о славянской традиции гомилий о обретении честного и животворящего Креста) // Православная энциклопедия. Т. 34. М., 2014. С. 141142.

73. Кириак Отшельник (раздел «Почитание у южных славян и на Руси») // Там же. С. 153.

74. Кирилл (Константин), равноап. (разделы: «Почитание Кирилла и Мефодия на Руси и в России до XIX в.», «Почитание Кирилла и Мефодия в Сербии и Хорватии» (в соавторстве с Б. Н. Флорей), «Почитание Кирилла и Мефодия на румынских и валашских землях») // Там же. С. 195199.

75. Климент Римский (разделы: «Почитание в Великой Моравии и у южных славян», «Почитание на Руси» (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым) // Там же. Т. 35. М., 2014. С. 455458.

76. Клоцев сборник // Там же. Т. 36. М., 2014. С. 12.

77. Кожухаров Стефан // Там же. С. 243245.

78. Константин Великий (раздел «Почитание у южных славян и на Руси») // Там же. С. 719723.

79. Сербские хождения в Святую Землю в XVII – начале XVIII вв. // Рассказы о путешествиях, паломничествах, миграциях в источниках Средних веков и раннего Нового времени: Материалы XXVII научной конференции памяти В. Д. Королюка «Славяне и их соседи». М., 2014. С. 7379.

80. For research in to the Great Moravian literary heritage: preliminary conclusions, disputable questions and perspectives // The Cyril and Methodius Mission and Europe – 1150 Years since the arrival of the Thessaloniki Brothers in Great Moravia. Brno, 2014. P. 284291.

81. K vyzkumu velkomoravskeho pisemneho dědictvi: předběžne zavěry, sporne otazky a perspektivy // Cyrilometodějská misie a Evropa – 1150 let od příchodu soluňských bratří na Velkou Moravu. Brno, 2014. S. 272279.

82. Osudy nejstaršich slovanskych literarnich pamatek ve středověkych narodně regionalnich tradicich (přeložil Michal Tera) // Parresia. Revue pro vychodni křest’anstvi / A Journal of Eastern Christian Studies. № 7 (2013). Praha, 2014. S. 323340.

83. Две заметки о русской рукописной традиции Пространного жития Константина-Кирилла Философа // ΠΟΛΥΙΣΤΩΡ. Scripta slavica Mario Capaldo dicata. М.; Рим, 2015. С. 338–347.

84. К изучению великоморавского литературного наследия: промежуточные итоги, спорные вопросы и перспективы // Вестник славянских культур. 2015. № 1(35). С. 130–152.

85. К изучению вклада митрополита Киприана в русскую культуру последней четверти XIV – XV вв. (новые факты и гипотезы) // Россия–Болгария: образы духовного единства. София, 2015. С. 112–124.

86. К палеографической датировке двух мощевиков из Благовещенского собора Московского Кремля // Slověne. 2015. Т. 4. № 1. С. 513–527.

87. К юбилею Алексея Владимировича Чернецова // Российская археология. 2015. № 4. С. 206–207 (в соавторстве с В. Я. Петрухиным и И. Ю. Стрикаловым).

88. Кто был владельцем серебряной чаши из Микулина городища – «Князь великий Георгий» или «Кнез влькь Георгий»? // Российская археология. 2015. № 4. С. 180–183.

89. Послание митрополита Григория Цамблака великому князю Тверскому Ивану Михайловичу (1415 г.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 4(62). С. 104–106.

90. Творчество и повседневность русского средневекового художника-бельца: опыт ретроспекции по данным приходной книжки ярославского иконника-старообрядца Макара Сунгурова (20-е годы XIX в.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2015. № 3(61). С. 118–119.

91. Сербская средневековая литературно-книжная традиция в контексте православного славянского единства на Балканах // Русский взгляд на сербский язык, литературу и культуру / Научная конференция славистов в дни Вука Караджича (1971–2015). Белград, 2015. С. 345–351.

92. Константинов дар // Православная энциклопедия. Т. 37. М., 2015. С. 119–131 (в соавторстве с А. А. Королевым, И. Н. Крюковой).

93. Ксиропотам // Там же. Т. 39. М., 2015. С. 220–229 (в соавторстве с О. В. Лосевой, М. А. Маханько, А. Н. Крюковой, В. Г. Ченцовой).

94. Лазарь, мч., князь сербский // Там же. С. 669–675.

95. Леонтий, свт., еп. Ростовский (раздел «Почитание») // Там же. Т. 40. С. 493–494.

96. «Незамеченная» дата в южнославянских кириллической и глаголической палеографиях (к вопросу о времени написания Охридского апостола) // Славяноведение. 2016. № 2. С. 21–28.

97. Деяния княгини Ольги в «Псковском Кронике» 1689 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2016. № 3(65). С. 57–75 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

98. Из истории политических легенд раннего Нового времени: «донесение из Белграда» 1717 г. // История, язык, культура Центральной и Юго-Восточной Европы в национальном и региональном контексте: К 60-летию К. В. Никифорова. Сборник статей. М., 2016. С. 52–57.

99. Каталог славянских рукописей афонских обителей / Сост. А. А. Турилов и Л. В. Мошкова. Изд. 2, испр. и доп. Београд, 2016.

100. Памяти Олега Викторовича Творогова (1928–2015) // Славяноведение. 2016. № 2. С. 126–127.

101. Первоначальное освоение Подвинья и Поморья по Псковскому Кронику 1689 г. // Исследования Арктики в документах, памятниках и собраниях. Материалы Первой заочной научно-практической конференции. 2016. С. 194–201 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

102. Служба Климента Охридского на Богоявление в составе «Николиной минеи» («Минеи Томича») // Славяноведение. 2016. № 4. С. 3–14.

103. Traduzioni antiche e nuove nella cività letteraria slava orientale tra la fine del XIV e il XVI secolo // Traduzioni e rapporti interculturali degli slavi con il mondo circostante. Milano, 2016 (Accademia Ambrosiana. Classe di Slavistica, Vol. 6). P. 39.

104. «Доброго» или «доблестного» архиепископа Мефодия воспевал Константин Преславский? (еще раз к реконструкции акростихов в канонах славянскому первоучителю) // Славянское и балканское языкознание: Палеославистика. Материалы международной конференции. Сер. Славянское и балканское языкознание. 2017. С. 273–282.

105. Заметки о славянской рукописной традиции Хроники Иоанна Зонары // Летописи и хроники. Новые исследования. 2015–2016. Сборник статей памяти О. В. Творогова. М.; СПб., 2017. С. 3–11.

106. К реконструкции комплекта новгородских праздничных миней конца 1250 – начала 1260-х годов // Древнерусский текст: коммуникативные стратегии и языковая вариативность. Тезисы докладов международной конференции. 2017. С. 16 (в соавторстве с Л. В. Мошковой).

107. Митрополит Киприан и русская культура его времени (новые аспекты проблемы – факты и гипотезы) // Славяноведение. 2017. № 2. С. 3–13.

108. Национальная и общеславянская составляющие в «русском возрождении» конца XIV – первой трети XVI в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3(69). С. 141.

109. Следы знакомства с восточным двенадцатилетним циклом в славянской традиции // От Руси до Китая: из новых археологических исследований. Сборник статей к юбилею Ю. Ю. Моргунова. М., 2017. С. 120–126 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

110. Словенски и српски средни век: [Сборник статей]. [Београд], [2017].

111. Михаил (Митяй), нареч. митр. Киевский // Православная энциклопедия. Т. 45. М., 2017. С. 609–613.

112. Милутин, блгв., сербский король // Там же. С. 226–229.

113. Михаил, Христа ради юродивый, Клопский // Там же. С. 552–564 (в соавторстве с Э. П. Р., О. А. Зверевой, Л. А. Корнюковой).

114. Московская епархия (раздел «Книгописание, книгопечатание, образование на московских землях до конца XVII в.» ) // Православная энциклопедия. Т. 47. М., 2017. С. 211–213.

115. Никодим, патриарх Печский // Православная энциклопедия. Т. 49. М., 2017. С. 730–731.

116. Балтиморский служебник: древнерусский служебник первой половины XIV в.: балтиморская и петербургская части / Отв. ред. А. А. Турилов. СПб., 2018 (Письменные памятники истории и культуры России в собраниях зарубежных архивов и библиотек. Т. 6).

117. Евангелие епископа Ионы. Лицевая и орнаментированная рукопись конца XV – первой трети XVI в. в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника // Хризограф. Вып. 4. М., 2018. С. 311–331 (в соавторстве с Э. С. Смирновой).

118. «Ростовской веси селянин» (Гипотеза о составителе «Сборника, именуемого Тверской летописью») // Вертоград многоцветный: Сборник к 80-летию Бориса Николаевича Флори. М., 2018 С. 381–386.

119. Scala paradisi = академику Димитрију Богдановићу у спомен, 1986–2016: примљено на VI скупу Одељења језика и књижевности, од 26. јуна 2018. године, на основу реферата академика Јасмине Грковић-Мејџор и иностраног члана Анатолија Аркадјевича Турилова / Уред. А. А. Турилов, Т. Суботин-Голубовић [и др.]. Београд, 2018.

120. Николай, игумен монастыря Студеница, сербский писатель и книгописец-каллиграф // Православная энциклопедия. Т. 50. М., 2018. С. 307.

121. Одесская минея // Православная энциклопедия. Т. 52. М., 2018. С. 405–406.

122. Грешный «Расоноша» Мартиниан – незамеченный хиландарский каллиграф первой половины 14 в. // Палеославистика-2. Сборник статей международной научной конференции. Сер. Славянское и балканское языкознание. 2019. С. 397–407.

123. К истории «Повесть о новгородском Ропате» – младшая фольклорная (Погодинская или «Фарлукова») редакция сюжета // Славяноведение. 2019. № 2. С. 89–93.

124. Первоначальное государственное освоение Русского Севера и Северного Зауралья в памятнике позднего (недостоверного) летописания // Российская история. 2019. № 6. С. 161–179 (в соавторстве с А. В. Чернецовым).

125. «Шибла слава… к Торнову»: об одном орфографическом аргументе в пользу ранней датировки пространной редакции «Задонщины» // Славяноведение. 2019. № 4. С. 10–14.

126. Орбельская триодь // Православная энциклопедия. Т. 53. М., 2019. С. 89–91 (в соавторстве с М. М. Р.).

127. Острожницкие листки // Там же. С. 471.

128. Параскева (Петка), прп., отшельница // Православная энциклопедия. Т. 54. М., 2019. С. 579–585 (в соавторстве с К. Ивановой, Е. Миневой, М. Антон).

129. К вопросу о датировке «Венского октоиха» («Кодекс Ганкенштейна») // Славянское и балканское языкознание. Вып. 20. Палеославистика-3. М., 2020. С. 284–305.

130. К истории «двухсполовинного» южнославянского влияния – культурные связи восточных и южных славян в конце XV – середине XVI в. и их региональные особенности // Десятые Римские Кирилло-Мефодиевские чтения. Материалы конференции. М., 2020. С. 127–132.

131. Нове чињенице о Светом архиепископу српском Арсенију // Осам векова аутокефалије Српске православне цркве. I. Belgrade, 2020. С. 259–269 (в соавторстве с С. Јелесијевић).

132. Римский сюжет в русской позднесредневековой легенде: Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде // Новгородский исторический сборник. Великий Новгород, 2020. С. 261–277.

133. Погодинская Псалтирь // Православная энциклопедия. Т. 57. М., 2020. С. 21–22.

134. Попов Г. А. // Там же. С. 461–464.

135. Попов А. Н. // Там же. С. 457–460 (в соавторстве с А. П. Пятновым).

136. Порфирий (Успенский), еп. // Там же. С. 539–551.

137. Прокопий, прп., Сазавский // Православная энциклопедия. Т. 58. М., 2020. С. 321–325 (в соавторстве с М. М. Р.).

138. «Пчела» // Православная энциклопедия. Т. 59. М., 2020. С. 86–89 (в соавторстве с Е. А. Кузьминовой).

 


[1] Библиографию более ранних работ А. А. Турилова см.: Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Т. 56. СПб., 2004. С. 675–684; Юбилей Анатолия Аркадьевича Турилова // Вестник церковной истории. 2011. № 1/2(21/22). С. 363–379.

Форумы