• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В Бельгии прошла международная богословская конференция

Тема конференции - «Аналитическая теология и Триипостасный Бог: тринитарное возрождение в аналитической традиции»

ЛЁВЕН. В Католическом университете Лёвена прошла трёхдневная научная конференция «Аналитическая теология и Триипостасный Бог: тринитарное возрождение в аналитической традиции», сообщается на сайте Института по изучению религии, духовности, культуры и общества, входящего в состав в университета.

«В последнее время внимание философов и теологов, занимающиеся исследованиями в области аналитической философии и теологии, привлекли внимание проблемы, связанные с разными разделами христианского вероучения, такие как доктрины о Воскресении, о Евхаристии, о природе Бога и учение о Троице», – говорится в пресс-релизе конференции.

«В связи с этим в профессиональных кругах, среди представителей аналитической парадигмы, принято говорить о своего рода возрождении традиционной теологической проблематики с целью изучения её посредством инструментария и методологии, выработанных в рамках аналитической традиции».

Традиционное учение о божественной Троице, центральный и существенный элемент христианского вероучения, стал основной темой этого недавнего возрождения. Согласно практически общепризнанной в христианстве тринитарной доктрине есть три отдельные божественные личности или «лица» («ипостаси», «персоны») – Отец, Сын и Святой Дух, каждая из которых является Богом. Это означает, что эти три лица одновременно и различны и идентичны, но с точки зрения философско-аналитической позиции, в этой теологическом концепте нет какой-либо логической последовательности.

Как заявляют представители аналитического направления, трудность при анализе учение о Троице состоит не только в том, что оно таинственно и не заключается в однозначные логические формулировки. Также это учение представляет серьезной философской проблемой. С одной стороны, вызывает дискуссии вопрос о сущности и качествах божественных Лиц. С другой стороны, исследователи признают логическую проблему в концепте Троицы, которую ещё называют дилеммой единичности-троичности. Условно выделяют два направления, в рамках которых христианские мыслители прошлого пытались решить эти проблемы: латинские авторы, обосновывавшие учение о Троице, и греческие авторы, сторонники концепции о взаимообщении в Троице периода поздней античности и раннего Средневековья (их называют ещё патристическими авторам).

Эти два типа тринитаризма, или триадологии, исследуются и обосновываются двумя группами аналитических философов и теологов: греческой версии уделяют особое внимание такие известные современные христианские мыслители, как Алвин Плантинга, Ричард Суинберн, Джеймс Морленд, Уильям Л. Крейг и др.; латинскую версию учения о Троицы изучают Брайан Лефтоу, Уильям Хаскер и Дейл Тагги. Совсем недавно на суд научного сообщества были предложены ещё две модели аналитической трактовки тринитарной доктрины: взаимоотношения идентичностей (Питер Гич, Питер ван Инваген) и органическая модель (Джеффри Броуер, Майкл Реа).

Организаторами форума для обсуждения были предложены следующие основные вопросы, относящиеся к исследованию тринитарных концепций: Каковы предпосылки формирования представлений о Боге как Личности? Что есть «личность»? Каков смысл пространственно-временных метафор при разговоре о Боге? Является ли Бог абстрактным Объектом? Какова логическая возможность монотеизма и политеизма? В чём заключаются логические решения проблемы Троичности? Что означают понятия «ипостась», «природа», «сущность»? В каком отношении три божественные Лица могут быть неидентичными, но одинаково исчисляемыми? Соотносима ли стандартные концепции идентичности с классической тринитарной доктриной?

В лёвенском научно-богословском форуме приняли участие несколько десятков теологов, философов и религиоведов из университетов и научных центров Бельгии, Германии, Франции, Великобритании, США, и других стран. Работа конференции проходила в нескольких тематических секций.

На секции «Вопросы методологии и истории» было представлено несколько докладов, посвящённых истории становления триадологии, а также современным подходам и трактовкам традиционной христианской триадологии:

– Аналитическая теология и историческая теология: трактовка идеи божественной Троицы (проф. теологии Ричард Кросс (Университет Нотр-Дам, США);

– Триадология как аналитическая теология: возможности и риски (проф. теологии Аннемари Майер Католический университет Лёвна, Бельгия);

– Факты, парадокс и таинство (д-р Жан-Батист Гийён, Коллеж де Франс, Франция).

На сессии «Основные модели триадологии» с сообщением выступил исследователь из России – ст. научный сотрудник Института философии и права РАН Павел Бутаков. Его доклад был посвящен анализу представлений о взаимоотношениях внутри божественной Троицы.

Больше всего выступлений и дискуссионных панелей было на сессии по вопросу о том, как можно понимать идею божественного «Лица» (или божественной «персоны, ипостаси»). Здесь свои доклады представили известные ученые, а вместе молодые исследователи и аспиранты. Вот названия некоторых из них: «Теория взаимообщения в Троице – её историческое и философское обоснование»; «К кому обращается Бог? Божественные Лица у Григория Нисского и Уильяма Хаскера»; «Является ли Бог лицом “юридическим”? Академическая метафизика Троицы»; «Аргумент скрытности и идея личного Бога»; и др.

Ряд докладов на разных секциях был посвящён отдельным выдающимся представителям: средневековой философской теологии, занимавшихся вопросами гармонизации веры и разума, таким как, например, Ришар Сен-Викторский (шотландский теолог и философ XIIв., член ордена августинцев), а также современным теологам, использующим и разрабатывающим аналитическую методологию для интерпретации вероучительных положений Христианства, в частности, – Герберту Маккейбу (известный католический теолог и философ религии, член Ордена доминиканцев), Ричарду Картрайту (род. в 1934 г., известный американский теолог), и др.

Форумы