Шведские археологи изучили погребение воинов-викингов, которых положили в лодки на пуховых постелях

Погребения в лодках датируются 7 веком

СТОКГОЛЬМ. Воины в двух лодочных могилах железного века в Вальсгарде (Valsgärde), недалеко от Уппсалы в центральной Швеции, были мягко положены на вечный покой на пуховых постелях. Погребения в лодках датируются 7 веком, а их перины — старейшие пуховые одеяла, известные в Скандинавии.

Перьями широко торговали в Средние века, и имеются обширные записи об этой торговле, восходящие к 15 веку. Гагачий пух из «утки святого Катберта» (она же обыкновенная гага) был самым популярным товаром из перьев, который собирали из специально построенных «скворечников» на северном побережье Норвегии и продавали по торговым маршрутам Скандинавии и Европы.

Самое раннее письменное упоминание относится к Охтере из Халогаленда, исследователю викингов, который передал отчет о своих путешествиях к королю Альфреду Уэссекскому в конце 9 века. Он сообщал, что саамы платили ему налоги ведрами, полными перьев.

В археологических находках перья встречаются нечасто, поэтому подстилка в захоронениях в Вальсгарде дает редкую возможность исследовать то, что было очень ценимым и ценным товаром.

Исследователи изучили перья, чтобы определить их происхождение и оценить, могли ли они продаваться на большие расстояния, например, гагачий пух из северной Норвегии.

Захоронения Valsgärde 7 и 8, раскопанные в 1930-х годах, были двумя из 15 обнаруженных на этом месте богато обставленных захоронений воинов в лодках позднего железного века. Две лодки имеют длину 30 футов и не имеют мачт. Это были гребные лодки, достаточно длинные, чтобы вместить четыре или пять пар весел. Мужчины были облачены в богато украшенные шлемы, щиты, мечи и кинжалы, а также использовали такие предметы, как охотничье снаряжение и инструменты для приготовления пищи. Под воинами были найдены остатки набитых перьями подушек и валиков, а также щиты и шлем.

В новом исследовании ученые взяли образцы перьев из нескольких мест в погребениях-лодках и исследовали их под микроскопом, чтобы определить, от каких видов птиц они получены. Показано, что перья были получены от удивительного разнообразия птиц, включая гусей, уток, тетерева, ворон, воробьев, куликов и филинов. Нет никаких указаний на то, что ими торговали из далеких северных краев; их собирали на месте или на близлежащем побережье Балтийского моря.

Большое разнообразие видов дало исследователям уникальное представление о фауне птиц во времена ранних викингов, а также об отношении людей к ней.

«Перья дают возможность по-новому взглянуть на отношения между людьми и птицами в прошлом. Археологические раскопки редко находят следы птиц, кроме тех, которые использовались в пищу», — говорит исследовательница Биргитта Берглунд. «Мы также думаем, что выбор перьев для постельного белья может иметь более глубокое символическое значение. Это увлекательно», — отмечает она.

Берглунд объясняет, что, согласно нордическому фольклору, тип перьев, содержащихся в подстилке умирающего, имел большое значение.

«Например, люди считали, что использование перьев домашних кур, сов и других хищных птиц, голубей, ворон и меха белок продлит смертельную борьбу. В некоторых скандинавских регионах гусиные перья считались лучшим средством для выхода души из тела. […] Примеры показывают, что перья в постельном белье из Вальсгарде, скорее всего, также имели более глубокое значение, чем просто служили наполнителем», — отмечает Биргитта Берглунд.

Исследование было опубликовано в «Journal of Archaeological Science: Reports».

Форумы