Картина «Salvator Mundi» Леонардо да Винчи изначально выглядела совершенно иначе

Исследователи утверждают, что в первоначальной композиции фигурировали только голова и плечи Христа

 

ПАРИЖ. Два исследования, одно из которых было проведено учеными из Лувра, предполагают, что Леонардо да Винчи или другой художник добавил руки к изображению Христа на картине «Salvator Mundi» лишь позднее, сообщает интернет-сайт Смитсоновского института (SMITHSONIANMAG.COM). В 2017 году «Salvator Mundi» был продан на аукционе за рекордную сумму в 450,3 миллиона долларов.

Вопросы относительно подлинности «Salvator Mundi», картины с изображением Иисуса Христа, которую приписывают кисти Леонардо да Винчи, преследовали это произведение искусства с момента его рекордной продажи в ноябре 2017 года. Теперь же два отдельных исследования, включая одно, проведенное специалистами из парижского Лувра, добавили к тайне, окружающей картину, предположение о том, что ключевые части ее композиции не были частью первоначального замысла Леонардо.

Как видно сегодня, «Salvator Mundi» изображает Христа в виде кудрявого молодого человека, смотрящего на зрителя и поднимающего правую руку в благословении. В левой руке Иисус держит хрустальный шар, который свидетельствует о нем как Спасителе мира.

Новое исследование предполагает возможность того, что на первоначальной картине Леонардо были изображены только голова и плечи Христа, предполагая, что руки были добавлены позднее. Некоторые ученые ранее утверждали иначе. Так, на своем сайте Дайана Двайер Модестини (Dianne Dwyer Modestini), реставратор, восстанавливавшая «Спасителя мира» перед продажей кратины, пишет, что Леонардо, вероятно, изобразил «голову и первое положение благословения руки» на одной и той же стадии создания работы.

В своем исследовании реставраторы из Лувра Винсент Делевен (Vincent Delieuvin), Мириам Эвено (Myriam Eveno) и Элизабет Раво (Elisabeth Ravaud), исследовавшие картину в 2018 году с разрешения Министерства культуры Саудовской Аравии, заявляют, что верхняя часть правой руки Христа была нарисована прямо поверх черного фона. По их мнению, это «доказывает, что Леонардо не предусмотрел это в начале процесса написания», сообщает издание Art Newspaper .

Хотя исследователи изначально намеревались опубликовать результаты своего открытия в книге, публикация была остановлена, когда владелец картины отказался предоставить ее для выставки работ Леонардо да Винчи в Лувре. Французский музей не может публично комментировать находящиеся в частной собственности картины, которые он еще не выставлял. Интересно, что президент Лувра Жан-Люк Мартинес (Jean-Luc Martinez), как сообщается, заявляет в неопубликованном тексте, что полностью поддерживает атрибуцию работы как принадлежащей кисти великого итальянского мастера эпохи Возрождения.

По сообщению Art Newspaper, команда Лувра утверждает, что Леонардо сам изменил композицию картины, добавив руки и кисти «через промежуток времени», но все еще относительно рано, в творческом процессе.

Второе исследование, однако, предполагает, что новые элементы добавил «явно не Леонардо», сообщает Валентина Ди Лисия (Valentina Di Liscia) для издания Hyperallergic .

Ученый-компьютерщик Стивен Дж. Франк (Steven J. Frank) и историк искусства Андреа М. Франк (Andrea M. Frank) собираются опубликовать свой анализ в журнале MIT Press . Опираясь на алгоритмы искусственного интеллекта, используемые для выявления подделок и неправильно атрибутированных произведений искусства, авторы статьи делают вывод, что Леонардо, вероятно, создал голову и плечи Христа, но не его правую руку и кисть.

«Художники, которые нанимали помощников и обучали учеников (например, Рембрандт), часто заставляли тех, кто мог подражать технике мастера, рисовать «неважные» элементы, такие как руки, либо для эффективности, либо в качестве упражнения», — отмечают Франки в своем исследовании.

Леонардо написал «Salvator Mundi» около 1500 года, возможно, для французского короля Людовика XII, согласно данным аукционного дома Christie’s. Карл I, король Англии, приобрел картину к 1625 году, но, по-видимому, она исчезла в конце XVII века, вновь появившись только в начале ХХ века, когда она была продана как работа последователя Леонардо — Бернардино Луини . Позже историки искусства приписали работу одному из помощников Леонардо — Антонио Больтраффио. Затем в 2011 году Национальная галерея в Лондоне выставила картину как подлинник Леонардо да Винчи, что вызвало споры, которые не прекращаются и сегодня.

Публичный дебют «Salvator Mundi» должен был состояться в филиале Лувра в Абу-Даби в сентябре 2018 года, но музей неожиданно отменил выставку, и с тех пор картину не видели на публике. Это не помешало исследователям работать над раскрытием секретов произведения искусства. В дополнение к двум исследованиям, подробно описывающим композицию картины, ученые предложили объяснение, казалось бы, неточного преломления света стеклянным шаром, и аргументы, приписывающие работу не самому мастеру, а его школе.

«Леонардо работал над картиной, [и] я думаю, что это важно признать», — сказал в 2018 году в интервью CNN Мэтью Ландрус (Matthew Landrus) историк искусства из Оксфордского университета, который, тем не менее, утверждает, что Луини написал большую часть «Сальватора Мунди».

Форумы