В Норвегии продолжаются раскопки корабельного кургана викингов, исследование которого было начато в 1904 году

Археологи выявили хорошо сохранившуюся структуру древнего корабля викингов

ОСЛО. Раскопки корабля Гьелестад — корабельного кургана викингов, исследование которого проходит в Норвегии с 1904 года, выявили хорошо сохранившуюся структуру древнего корабля, сообщает Тhe Нistory blog.

Раньше археологи видели только его очертания при сканировании с помощью георадара: заостренный овал в середине темного круга, обозначающего окружность холма, который был построен вокруг корабля. Теперь же виден деревянный каркас самого корабля.

Корабль был построен примерно в 9 веке и врыт в яму, поверх которой был насыпан курган. Внутри него был похоронен какой-то очень важный человек. Сооруженный на его вершине высокий курган подтверждает высокое положение покойного.

Когда драккар был новым, он имел примерно 65 футов в длину. Сегодня остается около 63 футов ее длины (и 13 футов ширины), потери сосредоточены в передней и задней частях лодки.

Новые раскопки начались в конце июня, так как время их проведения имеет решающее значение, потому что образцы, взятые из киля, показали, что древесина была разрушена грибками и находилась в плохом состоянии — с непосредственной опасностью распада.

Чтобы сохранить хрупкую древесину после воздействия воздуха, команда археологов покрывает ее перфорированной пластиковой пленкой, покрытой влажным хлопковым полотном. Это предохраняет почву и дерево от высыхания.

Артефакты вывезены в почвенных блоках для раскопок в лабораторных условиях.

Наиболее распространенными артефактами, обнаруженными до сих пор, являются железные гвозди с головками и квадратными пластинами, забитыми до конца, известные как клинкерные пластины. Эти пластины были креплениями — средством, с помощью которого доски кораблей, построенных из клинкера, удерживались вместе.

Поскольку большая часть древесины корабля разложилась в почве, железные гвозди остались, хотя и были повреждены и раздроблены тысячелетней коррозией. В прошлом месяце на южной оконечности корабля был обнаружен целый ряд гвоздей, в том месте, где доски от носа до кормы были прибиты к носу. Соответствующий ряд клинкерных гвоздей был также обнаружен на месте в северной части корабля. Их открытие в исходных положениях даст новую информацию о том, как был построен корабль.

Хотя человеческие останки еще не найдены, в середине корабля были обнаружены кости животных. Их большой размер предполагает, что они принадлежали быку или лошади, которых ритуально хоронили вместе с элитой викингов.

Кости животных находятся в районе лодки, где находится центральная погребальная камера. На этом участке, вероятно, успели побывать грабители, когда гробница была еще сравнительно молодой.

В результате сельскохозяйственной деятельности в 19 веке курган над могилой был разрушен, чтобы освободить место для посадки растений. Верхние части лодки тогда были сильно повреждены, и археологи первоначально опасались, что погребальная камера также потеряна навсегда. Но обнаружение костей животных вселяет надежду, что там все-таки может быть что-то найдено, потому что, хотя верхний слой костей и находится в плохом состоянии, нижние слои сохранились намного лучше.

 

Форумы