• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Британии фонд исторического наследия пытается сохранить «Распятие» работы известного мастера

Стенная фреска выполнена в технике мозаики

САЛФОРД. Благотворительный Фонд спасения исторического наследия в Британии пытается сохранить фреску работы Джорджа Майера-Мартона (George Mayer-Marton) «Распятие», выполненную в технике мозаики в 1955 году, сообщает catholicnewsagency.

Работа была создана за алтарем храма Святого Розария в Олдхэме – примерно в 20 км к северо-востоку от Салфорда. Храм был закрыт в 2017 году в результате реорганизации епархии. Ценнейшее произведение духовного искусства в настоящее время «никак не защищено от вандализма, кражи и уничтожения при перестройке сооружения», говорится в заявлении фонда «Спасем наследие Британии» (Save Britain's Heritage). В канун закрытия храма Святого Розария, Ассоциация общественных памятников и скульптуры отмечала, что утрата мозаики станет «весьма прискорбным» событием, как сообщалось в изданииThe Guardian.

Мозаичная фреска 8-метровой высоты изображает распятого Христа в золотой мандорле (особая форма нимба или сияние овальной формы в христианском искусстве). Ему предстоят Богоматерь и Святой Иоанн на голубом фоне. Изображение было закрашено грязно-белой краской в 1980-х годах, а недавно проведенные пробы показывают, что «фреска все еще остается нетронутой под краской и ее вполне можно восстановить во всем ее первоначальном великолепии», по данным активистов Фонда спасения исторического наследия. «Это редчайшее, искусно выполненное и важнейшее в культурно-духовном отношении произведение искусства как для Олдхэма, так и для Англии в целом, – говорит Генриетта Биллингс (Henrietta Billings), директор фонда «Спасем наследие Британии». – Фреска была создана известнейшим художником и лектором 20-го века. Ее нужно сохранить и внести в список объектов национального исторического наследия, и наш фонд сделает все возможное для ее охраны и реставрации».

Благотворительный фонд уже подал заявку в Службу исторических памятников Англии о внесении храма Святого Розария в список охраняемых исторических памятников архитектуры как вместилище этого великого произведения искусства. Сотрудники государственной Службы сообщили в интервью службе ВВС, что рассматривают заявку о внесении храма в список и пояснили, что при закрытии храма в 2017 году уже проводилась экспертиза его ценности как объекта архитектуры. Заключение той экспертизы гласило, что «хотя храм и представляет некоторый интерес, все же его историческое значение не столь велико и не соответствует высокому стандарту для включения в список охраняемых послевоенных произведений искусства».

Пресс-секретарь епархии Салфорда заявила службе BBC, что сохранение «Распятия» стало «главнейшей задачей» епархии после закрытия храма. Она подчеркнула, что «епархия приняла меры по охране здания и обеспечению гарантий безопасности работ в нем, и сотрудничает со всеми заинтересованными в нем сторонами», а также «продолжает изучать варианты сохранения этого духовного произведения» и «подыскивает новое помещение» для фрески.

Другая мозаика работы Майера-Мартона, изображающая Пятидесятницу, была перенесена в 1989 году из церкви Святого Духа в Нетертоне в кафедральный собор Ливерпуля. Что касается «Распятия» в храме Святого Розария, то уже несколько групп выразили заинтересованность в его сохранении и реставрации. Так, издание The Mallardсообщало в ноябре 2018 года, что Центр христианского наследия (Christian Heritage Centre) получил благословение епископа Джона Арнольда (John Arnold) Салфордского на сбор средств для переноса мозаики в коллекцию Центра в «Доме Тюдора». В статье говорится, что мозаика будет демонтирована и собрана на новом месте, а стоимость этих работ оценивается суммой порядка 250 тысяч фунтов (330 тысяч долларов). На момент публикации статьи в The Mallard, активистам удалось собрать около 26 тысяч долларов.

Джордж Майер-Мартон родился в Венгрии в 1897 году в семье агностиков еврейского происхождения, изучал искусство в Вене и Мюнхене и заслужил широкую известность как видный венский художник. Он бежал из Австрии в 1938 году после ее аннексии нацистской Германией, поселился с женой в Англии и преподавал в Художественном совете Великобритании, а с 1952 года в Ливерпульском колледже искусств. Умер в 1960 году.

 

Форумы