В Англии найдена уникальная древнеримская мозаика, изображающая поединок Ахилла и Гектора

Мозаика была обнаружена местным фермером в ходе семейной прогулки по отцовской земле

 

ЛОНДОН. Исключительно ценная древнеримская мозаика, изображающая сцены столкновения Ахилла и Гектора в конце Троянской войны, была обнаружена в Ратленде в Восточном Мидлендсе, Англия. Это одна из немногих сохранившихся мозаик с такого рода мотивом. При этом все остальные подобные изображения находятся в континентальной Европе, тогда как это первая мозаика с изображением Ахилла и Гектора, когда-либо обнаруженная в Великобритании, сообщает Тhe history blog.

Мозаика была обнаружена в прошлом году Джимом Ирвином в ходе семейной прогулки по отцовской земле. Он увидел фрагменты римской керамики на пшеничном поле. Когда он изучил спутниковые снимки этого места, он увидел признаки того, что под поверхностью почвы находится древнее здание. При небольшом раскопе был обнаружен маленький участок мозаики.

После этого Ирвин уведомил совет графства Лестершир, и археологи графства продолжили работу, выкопав небольшую траншею, чтобы лучше исследовать мозаику, находившуюся под поверхностью земли. Они смогли определить, что мозаика находится в хорошем состоянии, и на ней изображены люди, лошади и колесницы.

Такой тип сложных фигурных изображений редко встречается в Великобритании, и эксперты из Археологической службы Университета Лестера были привлечены для документирования мозаики, выявленной в траншее в августе 2020 года.

Затем траншея была расширена, и были обнаружены дополнительные фигуры, изучение которых позволило определить, что мозаика содержит сцены из Троянской войны. После года изоляции находки, во время которой на этом месте было решено не проводить полевых работ, археологи и студенты из Школы археологии и древней истории Университета Лестера вернулись на это место в сентябре этого года, чтобы раскопать весь мозаичный пол.

Он огромен — 36 футов на 23 фута, и, вероятно, был полом большой столовой. Внутри границы с гильошированным узором находятся три панели в стиле своего рода комиксов, показывающие столкновение между греческим героем Ахиллом и «принцем» Гектором Троянским. На верхних панелях изображена битва на колесницах между Ахиллом и Гектором. На средней панели изображен Ахилл, который тащит труп Гектора за своей колесницей, в то время как отец Гектора, царь Приам, умоляет Ахилла вернуть тело для надлежащего захоронения. Третья панель показывает обмен тела Гектора на его вес в золоте. Слуга-троянец балансирует с огромными весами, на одной чаше которых лежит труп Гектора, тогда как чаша с золотом изображена с другой стороны. Приам добавляет к ней еще золотые сосуды, чтобы выполнить требование выкупа.

Эта последняя панель доказывает, что источником сюжета мозаики на самом деле была не «Илиада», потому что в рассказе Гомера о смерти Гектора Приам выкупил тело с телегой, полной богатых даров, после того, как он умолял Ахилла подумать о своем собственном отце и проявить милость. До того, как эта мольба смягчила его сердце, Ахилл говорил, что никогда не вернет тело Гектора даже за его вес в золоте.

История весов с телом Гектора на одной стороне и грудой золота на другой происходит из утраченной пьесы Эсхила («Фригийцы, или выкуп Гектора»), теперь известной только по маргиналиям и фрагментам.

Помещение, которое украшала мозаика, было частью большой виллы, которая использовалась между 3 и 4 веками от Р.Х. Пока раскопаны только комната с мозаикой и еще одно здание рядом с ней. Геофизические исследования обнаружили также множество хозяйственных построек — сараи и круглую конструкцию (возможно, баню). Вероятно, это была вилла богатого человека с классическим образованием. Повреждения от пожара и более поздние захоронения указывают на то, что вилла была повторно использована после того, как была заброшена.

Мозаика очень детализирована, а ее особенности показывают, что это работа высококвалифицированных мастеров-мозаичистов. Диапазон использованных цветов, внимание к мелким деталям и то, как некоторые фигуры выходят за границы гильоше, наводят на мысль, что это мозаичное изображение высокого уровня предположительно могло быть создано на основе композиции миниатюры из иллюминированной рукописи, которая находилась во владении хозяина виллы. Это также повышает вероятность того, что этот человек разбирался в классической литературе и хотел поделиться этими знаниями со своими друзьями и гостями.

В Лестершира 2 декабря пройдет веб-семинар по мозаике, который проведет один из ведущих археологов раскопок, Дженнифер Браунинг.

Форумы