Дохалкидониты Эфиопии демонстрирует самый высокий уровень религиозности среди восточных христиан

За последние сто лет число членов Эфиопской церкви в стране выросло более чем в 10 раз

ВАШИНГТОН. Недавний соцопрос, проведённые крупным исследовательским центром Pew Research Center, показал, что христиане Эфиопской древневосточной церкви относятся к вопросам веры и благочестия намного серьёзнее, чем члены других Восточных церквей.

Сразу нужно пояснить, что эксперты Pew Research Center отнесли Эфиопскую церковь к числу православных, несмотря на имеющиеся у неё вероучительные расхождения с Церквями византийской традиции: различия касаются, прежде всего, христологии. Но это вполне допустимо, так как понятие «православный» имеется в самоназвании церкви Эфиопская православная миафизитская церковь; кроме того, с церквями византийской традиции эта церковь имеет одни культурно-исторические корни, многих святых, аскетическое наследие, а также богословие и общую судьбу как минимум до V века.

Если говорить об общей динамике, то за последние сто лет число членов Эфиопской церкви в стране выросло более чем в 10 раз. Произошло это во многом благодаря естественному приросту населения в Эфиопии, который за период с 1910 по 2010 год составил примерно 1000% (то есть он вполне соотносим с увеличением числа верующих). Рост количества христиан в Восточной и Южной Европе (в регионе сосредоточено 77% от всех жителей планеты, идентифицирующих себя с восточно-христианской традицией) на порядок ниже, чем в Эфиопии.

Для сравнения, в России за тот же столетний период число православных увеличилось приблизительно только в два раза (в 1910 г. – ок. 59 млн. чел., в 2010 – ок. 101 млн), в Украине вообще лишь чуть больше, чем в полтора, в Сербии и Македония – в 3 раза, а в Армении – в 4,5 раза. Основной причиной такой сравнительно низкой динамики эксперты называют исторические и демографические факторы (особенно это касается стран – бывших республик СССР).

В исследовании отмечается, что живущие в странах бывшего Советского Союза, демонстрируют и самый низкий уровень религиозности среди православных. Исследователи предполагают, что, в этом, также, нашло свое отражение наследие атеистической эпохи и преследований за веру.

Что касается христиан Эфиопии, идентифицирующих себя с восточно-христианской традицией, вместе с количественным ростом, наблюдается очень высокий уровень вероучительной сознательности и приверженности религиозным нормам своей церкви. Так, почти все эфиопские христиане говорят, что для них очень важно религиозное измерение жизни, при чём более чем три четверти из них (78%) посещают церковь раз в неделю или чаще, а около двух третей (65%) заявляют, что они ежедневно молятся.

По контрасту с этим, например, в России только 6% взрослых православных христиан заявляют о том, что они посещают церковь не реже одного раза в неделю, только для 15% религия «очень важна» в их жизни, и лишь 18% говорят, что они молятся ежедневно. Другие бывшие советские республики демонстрируют примерно такой же низкий уровень религиозности среди населения. Исключение составляют только Армения, Грузия и Молдова. Где, впрочем, результаты опроса дают противоречивое впечатление. Например, в Армении, с одной стороны, 53% (больше всего на постсоветском пространстве) говорят о важности для себя религии, а 45% о ежедневной молитвенной практике, но вместе с тем только 7% посещают еженедельные богослужения (сходная ситуация и в двух других странах-лидерах). Это, может, свидетельствовать о росте религиозного индивидуализма среди опрошенных христиан восточной традиции этих стран.

Православные христиане Европы за пределами бывшего Советского Союза, демонстрируют несколько более высокий уровень религиозности – в среднем он выше, чем у постсоветских верующих, в 3 раза, – но и они в этом отношении уступают членам восточно-христианской общины Эфиопии. Так, например, в Румынии 50% православных христиан заявляют, что религия очень важна в их жизни, 21% говорят, что они посещают церковь каждую неделю или чаще, и 42% сообщают о ежедневной молитве. В остальных же преобладают характеристики, указывающие опять-таки на религиозный индивидуализм.

Члены древней Эфиопской церкви отличаются высоким уровнем убежденности в существовании Бога. Тогда как в России только 26% респондентов, называющих себя православными, полностью уверены в Его существовании, в Украине – 32% в Сербии – 59%, в Румынии – 64% (больше всех среди европейцев, вне постсоветского пространства) и в Армении – 79% (вообще больше всех), среди эфиопских верующих этот показатель достигает 89%. На вопрос о вере в небесные обители и ад среди православных России положительно ответили около 60%, а о том, что верят в чудеса – 55%. Самые высокие показатели здесь в Грузии – 81 и 80%, в Румынии – около 80 и 70% соответственно. Христиане восточной традиции в Эфиопии, согласно опросу, превзошли европейцев по вопросу о вере в реальность небес и ада – о своей уверенности в этом заявили 97% опрошенных. Впрочем, что касается чудес, то эфиопы в этой сфере настроены более скептично, нежели грузины (77% к 80% у грузин)

С другой стороны, согласно исследованию, в России 61% участников опроса, идентифицирующих себя с Православием, признались в том, что верят в сглаз. В Украине таких опрошенных оказалось 63%, в Беларуси – только 44%, в Румынии – 48%, в Боснии – лишь 31%. В Эфиопии реальность порчи и сглаза признали 35%.

На вопрос о соблюдении установлений Великого поста в России ответили утвердительно 27% респондентов; а тех, кто причащается по большим праздникам (в том числе и на Пасху) оказалось 30%. Сходные данные были получены в ходе опроса в Беларуси – 27 и 34% соответственно. Украина показала чуть более высокий процент – 29 и 38%, а в Армении – 16 и 45%. Молдова превзошла все бывшие республики СССР – 65 и 74% соответственно. В странах Восточной и Южной Европы к Великому посту и к Причащению по большим праздникам относятся гораздо серьезнее. Здесь показатели в среднем в полтора-два раза выше: в Сербии – 64 и 48%, в Румынии – 41 и 58%, в Боснии – самый высокий показатель среди православных Европы – 77 и 65% (делит его с Молдовой). Самый низкий процент постящихся и причащающихся выявлен в Болгарии – 17% соблюдающих Великий пост и только 15% – приобщающихся Святых Таин. Однако христиане Эфиопии превзошли всех в постничестве – пост держат 87% респондентов. (Данных относительно практики Причащения по Эфиопии в исследовании, к сожалению, нет.)

Впрочем, есть показатель религиозности, по которому православные европейцы превосходят христиан восточной традиции Эфиопии. В 14-ти странах бывшего Советского Союза и в других регионах Европы с преобладающим православными населением среднее число верующих, хранящих дома иконы, составляет 90%, в то время как в Эфиопии – это только 73%.

Опубликованный отчет базируется на данных социологических опросов, полученных как самим Pew Research Center, так и другими организациями в течение 2014-16 гг., а также на базе докладов «Глобальное христианство» (“Global Christianity”), 2011 г.; «Будущее мировых религий: прогнозы, 2010-2050 гг.» (“Religious Projections: 2010-2050”), 2015 г.

Форумы