В Апостольском дворце в Ватикане завершается реставрация апартаментов Борджиа

В комнатах одного из самых одиозных Римских Пап восстановлены фрески Пинтуриккьо
ВАТИКАН. Реставраторы, которые трудятся над восстановлением роскошных 500-летней давности апартаментах Папы Римского Александра VI, заново открывают выдающегося художника эпохи Возрождения Бернардино Пинтуриккьо, работавшего в период понтификата одного из самых одиозных Римских Пап, сообщило издание Crux.

Знаменитый мастер конца XV века написал фрески в многочисленных итальянских церквях, но его работы над украшением комнат для Папы Римского, известного до своего избрания на папский престол как Родриго Борджиа, стали одной из самых крупных работ Пинтурикьо, которая в настоящее время вновь предстает в своем первоначальном блеске.

Александр VI, который был избран на папский престол в 1492 г., дал Бернардино ди Бетто, более известному как “Pinturicchio”, два года на то, чтобы украсить свои частные апартаменты в ватиканском дворце, где он приветствовал глав государств и праздновал вместе с своими любовницами, которые печально прославили этого Папу Римского, не склонного к целибату.

Александр VI благодаря своей скверной репутации менее известен своим интересом к искусствам и науке, которые заслонили разврат, интриги и непотизм, присущие Папе Борджиа. Но при всем этом он был умным человеком, имевшим юридическое образование, понимал толк в искусствах и науке. Он попросил, чтобы художник отразил его интеллектуальные интересы в ватиканских фресках.

Король Карл VIII Французский, современник Александра VI, был по сообщениям современников, буквально сражен блеском папских комнат, когда он нанес визит в Ватикан.

Между тем, апартаменты Борджиа в Ватикане также стали свидетелями многих важных исторических событий. Дочь Александра VI - Лукреция, по-видимому, была выдана замуж в одной из комнат, а его безжалостный сын - Чезаре, по слухам, убил человека в другой комнате.

Когда Александр VI умер в 1503 г., комнаты были фактически заброшены его преемником - Папой Римским Пием III, который положил конец наследию одного из наиболее спорных понтификатов. Квартира Борджиа в Ватикане оставалась закрытой более чем 400 лет.

Но Мария Людмила Пустка (Maria Ludmila Pustka), главный реставратор Ватикана, считает, что Папу Римского, который стал отцом нескольких детей, современные СМИ и фильмы часто представляют в искаженном свете.

“Александр был очень важным, уникальным характером для политической истории того времени, - сказала Пустка. Он был чужеземцем, испанцем из Валенсии, и он привнес большую открытость в жизнь Святого Престола. Этот Папа Римский действительно заслуживает более подробного анализа, так как он принес большие инновации на культурном и философском уровне”.

Пинтуриккьо и его ученики принимаются за работу в апартаментах Папы Римского, так же, как итальянец по имени Христофор Колумб исследует континент с другой стороны Атлантики.

Реставрационные работы позволили открыть работу Пинтуриккьо "Воскресение", одно из первых европейских изображений коренных американцев из Нового Света.

Александр VI попросил у Пинтуриккьо написать картины, представляющие происхождение религии, и его комнаты украшены сценами из истории древнего Египта и древнего Рима.

Папа Римский Лев XIII вновь открыл для обозрения апартаменты Борджиа в 1889 г., но эксперты полагают, что более ранние попытки реставрации фресок, возможно, нанесли больше ущерба драгоценным изображениям, украшающим стены и потолки.

В 2001 г., после долгих лет пренебрежения, Пустка создала команду экспертов, чтобы восстановить четыре из богато украшенных комнат апартаментов Борджиа.

“Есть много комнат, приблизительно дюжина, в целом. Но в действительности наиболее ценны четыре комнаты”, - сказала Пустка.

На средства, предоставленные американскими и канадскими покровителями Музеев Ватикана, реставраторы начали с так называемого "Зала Таинств Веры" и теперь заканчивают работу в "Зале свободных искусств".

“Сначала мы должны были оценить условия работы и проанализировать проблемы, прежде чем мы подошли в какой-либо степени к искусству”, - рассказывает Федерика Чеккетти, реставратор, которая работала над восстановлением фресок Пинтуриккьо с 2005.

Эксперты воссоздали мельчайшие детали сцен, известных как "люннеты", где в сводчатых откосах стен изображены сюжеты из астрологии, музыки и геометрии, отражающие человеческие знания и развитие культуры.

Также восстановлены лепные фигуры позолоченных быков - геральдическая эмблема семьи Борджиа, которая также украшает потолки во многих комнатах, в то время как стенам возвращены яркие оттенки красного, зеленого и синего цветов.

В аллегорическом "люннете", посвященном музыке, присутствуют фигуры музыкантов, играющих на инструментах, которые были наиболее распространены на испанской родине Папы Римского.

“Пинтуриккьо хотел перенести нас в этот мир”, - шутя, говорит Чеккетти, которая провела в апартаментах Борджиа весь прошлый год, восстанавливая “люннет”, посвященный геометрии. “Каждый день мы здесь перед этими работами, и всякий раз мы обнаруживаем что-то новое, конкретную деталь”, - отметила реставратор.

Фрески прославляют Дом Борджиа, семью Папы Римского, но некоторые картины отражают другие детали той эпохи, включая членов семьи и известного архитектора эпохи Возрождения Донато Браманте.

Реставраторы нашли, что Пинтуриккьо оставил после себя не только свои шедевры. Его отпечатки пальцев и отпечатки его помощников найдены на воске свечей, который они использовали для картушей и медальонов на фризах, украшающих комнаты папских апартаментов.

В отличие от других фресок, которые писались на влажной штукатурке, Пинтуриккьо использовал сухой метод фрески, который сделал его работу менее длительной. Реставраторы работали над тем, чтобы подобрать правильный цвет и структуру краски в соответствии с оригиналом, гарантируя, что они не нанесли дальнейшего ущерба шедеврам.

Реставраторы, как ожидают, закончат восстановление "Зала свободных художеств" в конце января, после чего он откроется для публики.

Форумы