• Источник:
  • Павел Лебедев - специально для Седмицы.Ru

В Дании прошла международная научная конференция по лютеранскому богословию

«Будущее скандинавского богословия творения: Мартин Лютер и Николай Фредерик Северин Грундтвиг»

КОПЕНГАГЕН. В датской столице прошла международная богословская конференция «Будущее скандинавского богословия творения: Мартин Лютер и Николай Фредерик Северин Грундтвиг», сообщается на сайте вуза.

«Скандинавское богословие творения (далее – СБТ) – это обобщающий термин для обозначения влиятельного богословского движения в Дании, Швеции и Норвегии, зародившееся на рубеже XIX и XX вв. Оно до сих пор пользуется признанием как в Скандинавии, так и в Германии, а также странах Северной Америки, в основном среди лютеран», – говорится в пресс-релизе форума.

СБТ представляет собой сочетание принципов богословия вождя Реформации Мартина Лютера, в особенности его учения о творении (это, главным образом его позитивная трактовка творения в целом и крайне негативный, пессимистический взгляд на человеческую природу), с т.н. «мозаично-христианским взглядом на процесс жизни» датского богослова Н.Ф.С. Грундтвига (1783 – 1872).

По контрасту с Лютером Грундтвиг считал, что люди, будучи сотворенные по образу и подобию Творца, никогда не теряли изначальных положительных стремлений и качеств. Поэтому, с его точки зрения, «общечеловеческое первично по отношению к христианскому», и даже нецерковные люди и агностики могут иметь вполне христианский или близкий христианскому опыт веры, надежды и любви. Богослов называет его гуманизмом.

По мысли Грундтвига и мыслителей его направления, творение и тварность имеет самостоятельное значение, и не является, как часто считают, только базисом для Божественного искупления и спасения. Сами факты тварности и естественного состояния человечества содержит в себе мощные духовные потенции, позволяющие ему выполнять замыслы Творца, считает датский богослов.

Организаторы так определили цели конференции: с одной стороны, определить уточнить контуры и различные варианты СБТ (в частности, представленные в работах известных датских богословов, как Р. Прентер, К.E. Лёгструп и т. д.) с другой стороны, – наметить пути раскрытия основных положений СБТ в контексте философских и богословских вызовов современности. Центральными на форуме стали следующие вопросы: отношение СБТ к современным философским движения постмодерна; задачи тринитарного богословия, гендерного богословия, диалога религий в рамках СКБ; трактовка концепции прав человека и благосостояния человека в контексте СКБ.

В научном форуме приняли участие богословы, философы, историки лютеранства из богословских семинарий, университетов и научных центров Дании, Швеции, Норвегии, Канады. Вниманию участников были представлены доклады:

– Скандинавское богословие творение: одновременно секулярное и религиозное;

– Сам по себе или вместе с другими: Лёгструп между С. Кьеркегором и К. С. Льюисом;

– Права человека: переоценка политической повестки СБТ;

– Гендерно ориентированные богословские концепции и СБТ, и др.

Форумы