Панихиду по митрополиту Сурожскому Антонию отслужили в день его 100-летия в московском храме свв. Космы и Дамиана в Шубине

Литургия и панихида были совершены 19 июня.

МОСКВА. Литургия и панихида были совершены 19 июня в память о митрополите Сурожском Антонии в день его 100-летия в столичном храме свв. бессребернников Космы и Дамиана в Шубине. В богослужении, которое возглавил клирик церкви священник Петр Коломейцев, приняли участие духовные чада митрополита Антония, переводчик и издатель его трудов Елена Майданович, создатели Фонда митрополита Антония Сурожского и прихожане храма. Вместе с митрополитом Антонием поминали также новопреставленного протоиерея Иоанна Ли, его верного друга и помощника, который скончался накануне, 18 июня в Лондоне после обширного инфаркта.

Перед панихидой о.Петр рассказал прихожанам о своих личных открытиях, связанных с наследием митрополита Антония. «Когда-то мне попала в руки его книга «Беседы о вере и Церкви». Меня поразило, что в этой маленькой книжечке были ответы на все те вопросы, которые мне как пастырю задавали новоначальные христиане. Я стал читать и другие книги митрополита Антония и благодаря ему понял, что не существует разрыва между Церковью, которая принадлежит традиции, и Церковью, существующей сейчас. Митрополит Антоний для меня олицетворяет живое православие… Для него вера всегда была делом самым живым, служба – реальной беседой с Господом здесь и сейчас. Он твердо верил, что Господь – не для решения отдельных, каких-то специальных вопросов; что Он не Господь наших предков, а что Он приходит ко всем, решает наши насущные проблемы, скорбит о наших грехах и несовершенствах», -- сказал священник.

О.Петр напомнил об истории обращения будущего митрополита — юного Андрея Блума, который «был неверующим человеком, имел даже критическое отношение к Церкви», но его внезапная встреча с Живым Христом при чтении Евангелия подобна чуду обретения веры Савлом - будущим апостолом Павлом. «Это было не принятие веры по традиции, через семью, а подлинный опыт встречи с Христом, со Словом Божьим», -- отметил священник.

Он остановился также на богословском значении трудов митрополита Антония, который не имел богословского образования и никогда себя богословом не считал (однако ряд университетов присвоили ему степень почетного доктора богословия). «Удивительно, что, отвечая на вызовы времени, не думая богословствовать, митрополит Антоний положил начало уникальному богословию встречи и общения, которое возникло из самой жизни», -- сказал о.Петр. Он обратил внимание на замечательную параллель: эта «третья линия» русского богословия (первая – неопатристический синтез, вторая – новое русское богословие о.Павла Флоренского, о.Сергия Булгакова) во многом соответствует западному богословию ХХ века. Священник назвал имена кардиналов Ханса Урса фон Бальтазара и Анджело Сколы, о. Луиджи Джуссани. «Они никогда не общались с митрополитом Антонием, однако высказывали одни и те же мысли», -- подчеркнул о.Петр.

Он упомянул также и о миссионерском значении проповеди митрополита Антония, благодаря которой множество людей и в Англии, и в России пришли к православию; о его книгах, которые «пришли в Россию, чтобы нас сплотить, для всей нашей Церкви» -- их можно найти в самых разных православных храмах. «Будем поминать митрополита Антония и молиться, чтобы он когда-то был причислен к лику святых как истинный соработник Господа, как святой, посланный нам в такое сложное время», -- заключил о.Петр.

Форумы