При новом предстоятеле Старообрядческая Церковь продолжит политику открытости, но менее интенсивно, чем при покойном митрополите Андриане, считает пресс-секретарь РПСЦ

МОСКВА. При новом предстоятеле Русская Старообрядческая Церковь (РПСЦ) продолжит политику открытости, но менее интенсивно, чем при покойном митрополите Андриане. Такое мнение высказал пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт.
Наиболее вероятным кандидатом на первосвятительский престол он назвал архиепископа Костромского и Ярославского Иоанна, который после смерти митрополита Андриана 10 августа был назначен местоблюстителем.
"Самое главное, что мы должны сохранить, - это какую-то преемственность, общий вектор развития Церкви. Думаю, политика открытости будет продолжена, но с большей осторожностью, менее интенсивно, чем при митрополите Андриане", - сказал Вургафт. По его словам, "контакты с властью и Московским Патриархатом – не выдумка владыки Андриана, а насущная потребность церковного развития". Целью начатого процесса Вургафт видит возвращение к тому, чтобы голос Старообрядческой Церкви учитывался во всех сферах жизни российского общества (нравственности, культуры, экономики, политики).
"Владыка Андриан оставил Церковь на перепутье. Частично мы приняли политику открытости, но нельзя сказать, что далеко в ней продвинулись. Пароход уже отчалил, и курс был выбран, но в это время капитан нас покинул", - отметил представитель РПСЦ.
По его мнению, возврат к прошлому маловероятен, потому что люди, избравшие Андриана в минувшем году своим первосвятителем, не могли кардинально изменить своих взглядов и чаяний. "Возможно, они хотели бы внести какие-то коррективы в курс митрополита Андриана, и эти изменения будут обеспечены личностью нового избранника", - добавил Вургафт.
Он полагает, что "при новом митрополите, скорее всего, церковная жизнь будет следовать избранным курсом, но менее динамично в силу того, что ни один из кандидатов на кафедру предстоятеля РПСЦ не сравнится с покойным владыкой Андрианом в энергичности и требовательности к себе и окружающим".
Из восьми архиереев Старообрядческой Церкви бесспорного претендента на митрополичью кафедру пока нет, сообщил представитель митрополии. "Но, думаю, фигурой, которая может консолидировать Церковь, будет нынешний местоблюститель пестола архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн. Он старейший архиерей (родился в 1926 году, стал священником в 1954) и имеет первенство чести, что является весомым фактором в условиях отсутствия такого яркого кандидата, каким был на прошлом Соборе владыка Андриан", - отметил Вургафт. Он убежден, что "этот вариант был бы и наилучшим для РПСЦ, если бы предстоящий Освященный Собор избрал еще энергичного помощника владыке Иоанну из числа епископов".
По характеристике Вургафта, архиепископ Иоанн - "человек соборный", то есть важнейшие решения при нем принимаются соборно, у него "размеренный режим жизни" и "никакой чрезвычайщины". "А когда старт уже дан, не так важна скорость - важнее сохранить вектор", - подчеркнул Вургафт.
Значительно более консервативный курс развития Церкви возможен, если Собор изберет предстоятелем епископа Донского и Кавказского Зосиму. По словам Вургафта, он отличается "фундаменталистскими взглядами, авторитарностью и видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой". "На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости", - отметил представитель РПСЦ. Характерно, что при этом епископ Зосима - единственный из архиереев Старообрядческой Церкви, закончивший духовное учебное заведение Московского Патриархата.
Третий вероятный кандидат на старообрядческую митрополичью кафедру – епископ Киевский Савватий. Он, по словам Вургафта, "ближе к линии покойного Андриана, чем к линии епископа Зосимы".
Епископ Казанский и Вятский Корнилий, рукоположенный только в этом году, по предположению Вургафта, слишком молод как архиерей, чтобы участники будущего Собора могли составить представление о его возможностях в качестве первосвятителя. "Но владыке Корнилию многие симпатизируют, и он может быть востребован в роли помощника первосвятителя, если им будет избран владыка Иоанн. Этот тандем был бы наиболее оптимальным в нынешних условиях", - считает Вургафт.
Еще четыре епископа РПСЦ по разным причинам пока не рассматриваются в качестве реальных претендентов на митрополичью кафедру.
По уставу Старообрядческой Церкви, ее предстоятелем становится кандидат, набравший две трети голосов Освященного Собора - чтобы ни у кого не оставалось сомнений в честности и осмысленности выбора. В Соборе обязательно принимают участие все архиереи, экономы епархий и по два представителя от каждой общины (как правило, это настоятель храма и один из мирян, избранный общиной на собрании). Рогожская, Нижегородская, Казанская и другие крупные общины имеют право направить на Собор до пяти представителей. Освященный Собор РПСЦ, на котором состоятся выборы митрополита, начнется 18 октября.
Вургафт рассказал также о проблемах в жизни РПСЦ. Наиболее острой из них является имущественная. "До революции у нас было более тысячи храмов. Сейчас - менее 300", - сказал представитель Старообрядческой Церкви. По его словам, местные власти часто препятствуют возрождению старообрядческих общин, не выделяют земли под строительство храмов. Такие проблемы существуют в Самаре, Моршанске, Арзамасе, Чебоксарах и еще десятках городов. Лишь в немногих местах митрополиту Андриану, при всей его активности, удалось решить подобные вопросы. "Нам бы хотелось наладить более конструктивные отношения с властью на местах (на федеральном уровне владыка Андриан показал, как надо решать эту задачу)", - добавил представитель РПСЦ.
Он также отметил, что "Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии в большей степени уделяет внимание налаживанию отношений со старообрядцами, чем архиереи на местах, которые бывают негативно настроены к старообрядцам". "Хотелось бы, чтобы наши отношения с РПЦ больше походили на цивилизованные дипломатические отношения двух дружественных государств, чтобы мы вместе участвовали в надконфессиональных органах, таких, например, как Совет по религиозным организациям при президенте, членом которого был митрополит Андриан", - пожелал Вургафт.
Он напомнил также, что митрополит Андриан предлагал создать совместную с Московским Патриархатом комиссию, которая "впервые проанализировала бы реформы при Патриархе Никоне, приведшие в XVII веке к расколу Церкви". "Предложение с нашей стороны сохраняется", - подчеркнул Вургафт.
Из внутренних проблем РПСЦ он выделил нехватку духовенства, неразвитость системы духовного образования и относительную закрытость общин, их "отстраненность" от социального служения, от решения задач в жизни российского общества.
По данным Московской митрополии РПСЦ, в мире насчитывается около двух миллионов старообрядцев всех течений. Половина принадлежит к РПСЦ. Порядка 800 тысяч из них живут в России. Традиционно старообрядческими регионами считаются Поволжье, Центральная Россия, Урал, Поморье и Сибирь, в меньшей степени Дальний Восток, Кавказ и Дон. В настоящее время зарегистрировано 260 общин РПСЦ.
Митрополит Андриан, избранный Предстоятелем РПСЦ на Освященном Соборе 9 февраля 2004 года, скоропостижно скончался 10 августа этого года в Кировской области от сердечного приступа, который начался во время традиционного крестного хода из города Вятки в село Великорецкое.
11 августа Архиерейский Собор старообрядческих епископов большинством голосов избрал местоблюстителем митрополичьего престола архиепископа Костромского и Ярославского Иоанна. 13 августа Совет митрополии на расширенном заседании в Москве определил, что Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви, на котором будет избран новый предстоятель РПСЦ, пройдет в Рогожском поселке в Москве 18 -21 октября.

РИА «Новости»/Седмица.Ru

Форумы