• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Колумбии и Венесуэле археологи изучили серию наскальных рисунков возрастом 2 тысячи лет

В них предполагают «некий аспект территориальности» - возможно, пограничные знаки

 

КАРАКАС. В Колумбии и Венесуэле археологи изучили серию наскальных рисунков возрастом 2 тысячи лет, в которых предполагают «некий аспект территориальности» - возможно, пограничные знаки, пишет livescience.

Работа началась с того, что археологи полностью нанесли на карту галереи древних наскальных рисунков в Венесуэле и Колумбии (как известных, так и новых), и в том числе «крупнейшую в мире монументальную гравюру», для чего использовали современные методы контрастной фотографии и съемки с беспилотника. Шедевры с «человеческими и животными мотивами» давно известны на видных скальных обнажениях в верхнем и среднем течении великой реки Ориноко, пересекающей весь этот регион Южной Америки.

Исследователи полагают, что рисунки специально высекались в самых видных местах, дабы они издали были заметны путникам, идущим важнейшим торговым, военным и странническим маршрутом того времени через так называемые Атурские пороги (Atures Rapids). Материалы исследования опубликованы в статье за 4 июня в журнале «Древность» ( Antiquity). «Одна из самых вероятных интерпретаций изображений заключается в том, что создатели рисунков обозначали ими некий аспект территориальности, – поясняет в в интервью Live Science ведущий автор Филип Ририс (Philip Riris), старший преподаватель археологического и палеоэкологического моделирования в Борнмутском университете (Англия). – Это был способ обозначения территории, чтобы каждый путник знал границы владений племени, в которые он вступает».

Исследователи не готовы с уверенностью сказать, кто именно высек эти грандиозные наскальные рисунки, самый большой из которых достигает 42 метров в длину. «Однако мы знаем, что некоторые сюжеты, в частности «змеиные мотивы» с изображениями боа-констрикторов и анаконд, играли важную роль в мифах и верованиях местного коренного населения, – гласит статья в Antiquity. – Широко известно, что у многих местных коренных народов анаконды и удавы считались воплощением божества-создателя. Змеи также известны своей смертоносностью, а потому их образы на скалах несли грозное предупреждения чужакам, вторгающимся во владения племен змеи с недобрыми намерениями».

Один большой «змеиный мотив», в частности, привлек внимание исследователей своим разительным сходством с аналогичным рисунком на керамическом сосуде, найденном в этом районе в ходе предыдущих раскопок. Исследователи указывают, что в изображении выделяются характерные рога, спирально скрученный хвост и «четко очерченный зигзаг», и те же самые детали известны в наскальном изображении «змеи Сьерра Паломасона». «Небольшая урна, найденная в пещере на склоне холма, украшена похожим образом змеи, – говорит Ририс. – Не исключено, что мастер запечатлел в керамике образ, хорошо известный ему по наскальному рисунку. Опыт и интуиция подсказывают мне, что гончар, изготовивший [урну], вполне мог быть современником мастера, создавшего наскальные рисунки». Если это предположение верно, и возраст керамики близок к возрасту наскальных рисунков, то он составляет порядка 2 тысяч лет, как определено приборными и типологическими методами датирования керамики.

Большинство наскальных рисунков, сведенных в общую галерею в данном исследовании, найдено различными исследователям ранее, однако в ходе нового картографического проекта удалось обнаружить немало новых камней с рисунками. «Нигде в мире мы не встречаем наскальных рисунков такого грандиозного размера, – подчеркивает Ририс. – В других местах иной раз встречаются единичные крупные образцы наскального искусства, однако лишь здесь мы находим подобные памятники в высокой концентрации, причем расположенные упорядоченно, через определенные более или менее равные интервалы – что, кстати, помогает их обнаружению».

Группа ученых недавно зарегистрировала галерею наскальных рисунков в качестве объекта национального наследия в соответствующих организациях Колумбии и Венесуэлы, и теперь налаживает систему сотрудничества с местными племенами («группами коренных народов», как их именуют на западе ради политкорректности). В идеале племенные активисты будут обеспечивать охрану наскальных рисунков, особенно по мере того, как регион становится все более открытым и доступным для туризма. «Эти памятники остро нуждаются в защите, – считает Ририс. – Мы надеемся, что сможем построить действенное сотрудничество с местными коренными группами для защиты и поддержания памятников в рабочем состоянии. Мы считаем, что местные народы будут лучшими хранителями памятников, созданных их предками».

 

Форумы