• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

На грядущей Венецианской выставке-биеннале по случаю Года Дракона выставят гигантский корабль-дракон

Это символ странствий мигрантов, восходящий к кантонскому мифу о полурыбе-получеловеке, созданный шведской китаянкой

 

ВЕНЕЦИЯ. На грядущей Венецианской выставке-биеннале по случаю Года Дракона выставят гигантскую голову дракона, созданную китаянкой родом из Швеции, – это символ странствий мигрантов, восходящий к кантонскому мифу о полурыбе-получеловеке, пишет artnet.

Изысканная композиция «Корабль-дракон» с головой гигантского дракона займет главное место в павильоне Северных стран на предстоящей Венецианской выставке-биеннале (biannual – проходящей раз в два года). Впервые в павильоне Северных стран будут выставлены работы восточноазиатских мастеров искусств. Композиция по мотивам кантонского мифа о полурыбе-получеловеке задумана и создана Лап-Си Лам (Lap-See Lam), китайской художницей из Швеции. В современной аллегории миф воплощен в ее же опере «Альтерси» (Altersea) ради «исследования экзистенциальных последствий странствий и самоопределения мигрантов». Этот мотив потери старой родины и обретения новой чрезвычайно близок самой Лам, родившейся в семье китайских мигрантов в Швеции.

В композиции объединены работы нескольких художников из всех трех северных стран, в том числе мастера композиций Цзе Ен Хо (Tze Yeung Ho) из Норвегии, тоже гонконгского китайца, как и сама Лам; мастера художественного ткачества Холода Хаваша (Kholod Hawash), иранца из Эспоо (Финляндия); а также Асрин Хайдари (Asrin Haidari), куратора раздела шведского и скандинавского искусства в музее Moderna Museet. В этом году за формирование экспозиции Северного павильона отвечает именно Moderna Museet (Музей современного искусства) из Стокгольма в сотрудничестве с Управлением современного искусства Норвегии (OCA) и Финской национальной галереей современного искусства Kiasma.

По китайскому календарю сейчас Год Дракона, хотя гигантская голова и хвост дракона в павильоне Северных стран имеют богатую предысторию за рамками нынешнего астрологического времени. Первоначально эти изображения украшали трехэтажный корабль-дракон длиной более 33 метров, построенный в Шанхае в 1990-х годах. Корабль долго служил плавучим китайским рестораном «Морской дворец» (Sea Palace) в Гетеборге, Швеция. После закрытия ресторана судно переоборудовали в корабль-призрак в тематическом парке Грена Лунд (Gröna Lund). Там нашла его Лам и разглядела в нем ключевые смыслы и символы оперы Альтерси. Она также щедро черпала вдохновение в спектаклях передвижной кантонской оперной труппы Red Boat Opera Company, которая популяризировала подобное метафорическое искусство еще в 19 веке. Основа композиции «Корабль-дракон» для Венецианской биеннале будет возведена из бамбуковых каркасных конструкций также мигрантом – признанным мастером, недавно прибывшим из Гонконга в Манчестер, Великобритания.

В этом корабле-драконе работы Лам будет демонстрироваться ее фильм, переосмысливающий путешествие Ло Тинга, получеловека-полурыбы из кантонского мифа, который считается символом культурной «земноводной» самобытности Гонконга. По народным поверьям, он был первым поселенцем на самом большом острове Лантау. Свой фильм Лам создала с коллективом художников на основе либретто, которое она написала на борту корабля-дракона. В нем повествуется о мечте Ло Тинга о возвращении в бывший дом «Благоухающую гавань», что на китайском и означает «Гонконг».

В переосмысленном древнем мифе художница изображает встречу двух ипостасей Ло Тинга – прошлой и будущей. Будущий герой пытается изменить судьбу своего рода, направляя свое прошлое «Я» на верный путь. Две ипостаси Ло Тинга в конце концов встречаются на корабле-драконе, случайно вызванном прошлым Ло Тингом в молитве морской богине Ма-Чжоу (также Мацу или Тин Хау, царица Небес), которая и отправляет их в путешествие в Благоухающую гавань. По прибытии они видят, что их родина преобразилась до неузнаваемости. «Когда я начала вникать в смыслы мифов о Ло Тинге, бытующие в Гонконге, я осознала, что это образ, к которому неосознанно стремятся многие ищущие исследователи и художники, – признается Лам. – Этот образ вечного искателя-странника обретает все новые смыслы и воплощения в современном искусстве».

Сама Лам родилась в 1990 году в задней комнате родительского китайского ресторана в Стокгольме, который основала еще ее бабушка, прибывшая из Гонконга. Ее опыт жизни как представителя китайского меньшинства в Швеции воплощен в опере Altersea и перекликается с темой предстоящей выставки «Иностранцы повсюду». «Моя работа посвящена теме потери поколений, – говорит Лам. – Хотя эта работа родилась из моей глубоко личной жажды исследовать собственную судьбу, свои корни и будущее, я стремлюсь придать ей универсальное звучание, чтобы она нашла отклик в каждом сердце, независимо от этноса и родины. Я стремилась создать живую работу, обращенную в общее эмоциональное пространство и говорящую нечто важное всем поколениям до и после меня».

 

Форумы