• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Нью-Йорке выставили шедевры искусства с испанского галеона, затонувшего в 1622 году с грузом золота и серебра

В экспозиции золотое распятие с изумрудами, перстни, крест с изумрудами и многое другое

 

НЬЮ-ЙОРК. В городе развернули выставку шедевров искусства и сокровищ с испанского галеона, затонувшего в 1622 году с грузом золота и серебра, в том числе золотое распятие с изумрудами, перстни, крест с изумрудами, королевскую державу в виде сферы и многое другое, пишет ancient-origins.

В сентябре 1622 года испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» («Наша Богоматерь Аточа», Nuestra Senora de Atocha) пошел на дно близ кораллового архипелага Флорида-Кис. Он шел замыкающим в составе целой флотилии и вез груз сокровищ, награбленных испанцами у коренных народов, стоимостью 1,1 миллиарда долларов в нынешних ценах.

Эта история начинается 4 сентября 1622 года, когда испанская флотилия сокровищ «Огненная земля» в составе двадцати тяжелогруженых кораблей покинула порт Гавана на Кубе и направилась в Испанию. На следующий день во Флоридском проливе на флотилию обрушился страшный ураган, и восемь судов пошли на дно. Галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» шел в строю кораблей в качестве «альмиранте» («замыкающего», арьергарда) с командой из 265 человек. Его трюм был заполнен бесценными сокровищами, награбленными у индейских племен Колумбии, Перу, Мексики и Венесуэлы. Согласно грузовой декларации, галеон перевозил «24 тонны серебра в 1038 слитках, 180 тысяч серебряных монет, 582 медных слитка, 125 золотых слитков и дисков, 350 ящиков индиго, 525 тюков табака, 20 бронзовых пушек и 1200 фунтов изделий столового серебра».

Помимо официального груза, на судне было множество других незадекларированных ювелирных изделий и личных вещей экипажа. В то время моряки (от последнего юнги до капитана) возили немало ценностей в личных пожитках и в тайниках контрабандой, дабы избежать уплаты налогов. 5 октября налетел второй ураган и еще больше разрушил затонувший на мелководье галеон. Испанские спасатели с тех пор более 60 лет упорно искали галеон, но так и не смогли найти.

В 1969 году флоридский подводник-кладоискатель Мел Фишер (Mel Fisher) с энтузиазмом принялся за поиски сокровищ галеона Аточа, еще не зная, что этим поискам суждено продлиться целых шестнадцать лет. Все эти годы он упорно сохранял бодрость духа и веру в успех, и каждое утро взбадривал себя и команду возгласами: «Сегодня тот самый день! Сегодня нас ждет груда сокровищ Аточи!». В 1973 году, наконец, со дна были подняты первые три серебряных слитка с клеймами и весами, которые полностью совпали с весами и учетным номерами, указанными в грузовой декларации «Аточи», сохранившейся в «Архиве Индий» в Севилье. Кладоискателя не остановила и личная трагедия – его сын Дирк и жена трагически погибли в 1975 году, когда их шлюпку захлестнула волна. В июле 1985 года аквалангистам удалось проникнуть в главный трюм корабля и увидеть, наконец, ту самую обещанную груду сокровищ. В составе груза было 70 фунтов колумбийских изумрудов, 180 тысяч серебряных монет, 24 тонны боливийского серебра, 125 золотых слитков и коллекция венесуэльского жемчуга.

Сегодня множество артефактов и ценностей, поднятых с галеонов «Аточа» и «Маргарита», выставлены в постоянной коллекции некоммерческого Морского музея Мела Фишера (Mel Fisher Maritime Museum). Среди них есть целый ряд драгоценных ювелирных изделий, инкрустированных знаменитыми и поныне колумбийскими изумрудами, добытыми на руднике Музо. В целом стоимость поднятых сокровищ на сегодняшний день оценивается в 1,1 миллиарда долларов.

Многие сокровища галеона провалились в песок сквозь рассевшиеся доски трюма, и все же кладоискателям удалось поднять несколько ювелирных шедевров в почти идеальном состоянии, среди которых особенно славятся королевская держава (сфера), перстни Аточи и кресты Аточи.

Ажурный узорчатый крест Аточи изготовлен из желтого 22-каратного золота (примерно 950-ой пробы, то есть 95%-ной чистоты) и инкрустирован девятью вставками ярко-зеленого изумруда в виде кабошонов. Королевская держава украшена 37 изумрудами из Музо, оправленными в 22-каратное золото. Она также, видимо, происходит из колумбийских ювелирных мастерских. Перстень Аточи украшен граненым водянисто-зеленым колумбийским изумрудом весом около 2,5 карата в оправе из золота высокой пробы. Такие персти изготавливались для испанского королевского двора.

В 2022 году один из перстей с изумрудом из добычи Фишера был выставлен на аукцион по стартовой цене в 60 тысяч долларов, и «ушел» к неизвестному покупателю, уплатившему более миллиона долларов. Глава отдела развития бизнеса в компании-разработчике изумрудов Muzo Emerald Colombia Габби Харви (Gabbi Harvey) дала интервью изданию The Daily Mail. Отвечая на вопрос о стоимости этих предметов, она ответила коротко – «они бесценны». Многие эти предметы теперь хранятся в частной коллекции Музо (Muzo's The Private Collection), которая считается крупнейшим частным собранием изумрудных артефактов с галеона «Нуэстра-Сеньора-де-Аточа».

Сам Фишер считает изумруды Музо одним из чудес Нового Света и «одними из четырех волшебных драгоценных камней», наряду с рубинами Мохока, сапфирами Кашмира и бриллиантами Голконды. «Предметы нашей коллекции не продаются, – поведала Габби Харви в интервью The Daily Mail. – Мы ныне выставляем их на всеобщее обозрение только для того, чтобы провести черту между колониальным прошлым рудника Музо и нынешним подходом его разработчиков, которые придают главное значение устойчивому развитию и помощи местному сообществу. Руководство рудника Музо хочет, чтобы народ видел и понимал историческое наследие рудника и захватывающие события, которые он порождал в прошлом».

Эти впечатляющие старинные ювелирные изделия с изумрудами экспонируются на «Зимней выставке» (The Winter Show) в оружейной палате Парк-авеню в Нью-Йорке до 28 января. Посетители, с благоговением рассматривая их, задумываются о тайнах неизведанных лесов и холмов Колумбии и задаются вопросом, какие еще изумруды и прочие сокровища таятся в их недрах и ждут своего открытия.

 

Форумы