Первая крупная выставка афро-испанского художника Хуана де Парехи открывается в Метрополитене

Героя портрета работы Диего Веласкеса попытаются представить в духе идеологии BLM

 

НЬЮ-ЙОРК. Первая крупная выставка афро-испанского художника Хуана де Парехи, героя культового портрета Диего Веласкеса, открывается в Метрополитене, сообщает блог Аrthistorynewsreport.

Хуан де Пареха (ок. 1608–1670), афро-испанский художник, ученик знаменитого Диего Веласкеса, предлагает беспрецедентный взгляд на жизнь и художественные достижения Испании 17 века.

Широко известный сегодня как герой культового портрета работы Диего Веласкеса, хранящегося в Метрополитен-музее, Пареха был «порабощен» в студии Веласкеса более двух десятилетий, прежде чем смог стать самостоятельным художником.

Эта выставка, открывающаяся 3 апреля 2023 года, впервые рассказывает его историю и исследует, «как порабощенный ремесленный труд и многорасовое общество неразрывно связаны с искусством и материальной культурой «золотого века» Испании», пишут устроители выставке, ориентирующиеся не столько на реалии 17 века, сколько на современные веяния, характерные для США.

Экспозиция объединяет около 40 картин, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства, а также множество книг и исторических документов из фондов The Met и других коллекций в США и Европе.

«Эта выставка переносит нас в самое сердце испанской живописи 17-го века, чтобы раскрыть невероятную личную историю Хуана де Парехи», — сказал Макс Холлейн, недавно избранный на должность главного исполнительного директора Метрополитен-музея. — «Пересматривая повествование об одной из самых знаменитых работ в истории западной портретной живописи, презентация бросает вызов существующим представлениям об историческом искусстве и объектах и ​​знакомит с выдающимся художником, чье имя может быть знакомо многим, но чьи работы неизвестны и не исследованы глубоко».

На выставке представлены изображения чернокожего населения Испании и морисков в работах Франсиско де Сурбарана, Бартоломе Эстебана Мурильо и Веласкеса. «Их дополняют работы, отражающие повсеместное распространение порабощенного труда», — непременно подчеркивают устроители выставки.

Портрет Парехи из собрания Метрополитена, выполненный Веласкесом в Риме в 1650 году, контекстуализируется другими его портретами этого периода и оригинальным документом об освобождении Парехи.

Выставка завершается первым собранием редко встречающихся картин Парехи, в число которых входит, в том числе, его автопортрет, представленный в качестве фрагмента его обширной картины «Призвание святого Матфея» (Национальный музей Прадо).

Кроме того, коллекция и сочинения деятеля «Гарлемского Возрождения» Артуро Шомбурга, который сыграл жизненно важную роль в восстановлении творчества Парехи, служат нитью, соединяющей Испанию 17-го века с Нью-Йорком 20-го века.

Дэвид Пуллинз, со-куратор выставки и младший куратор отдела европейской живописи Метрополитен-музея, сказал: «Покупка Метрополитеном картины Веласкеса в 1971 году попала в заголовки газет в то время, но ученые и пресса практически ничего не говорили об изображенном человеке. Эта выставка не только проливает больше света на жизнь Парехи, но также делает акцент на его деятельности как творческой силе через его картины, которые долгое время оставались незамеченными. Детализация истории Парехи действует как своего рода клин, который освобождает место для совершенно новых рассказов об искусстве и материальной культуре Испании 17-го века».

Ванесса К. Вальдес, со-куратор выставки и заместитель ректора по взаимодействию с общественностью и профессор испанского и португальского языков в Городском колледже Нью-Йорка, добавила: «Художественное наследие Парехи отражается в канонах западного искусства и африканской диаспоры в наше время. Этот проект идет по стопам Артуро Шомбурга и объединяет усилия ученых, которые продолжают восстанавливать вклад всех народов африканского происхождения, в том числе афро-испанского происхождения, таких как Пареха, чтобы лучше понять всю сложность и богатство глобального опыта чернокожих».

Нью-йоркская история Парехи началась задолго до того, как его портрет появился в Метрополитене. В 1910-х годах, в рамках более широкого проекта по восстановлению свидетельств глобальной истории чернокожих, Шомбург впервые применил новое понимание Парехи.

Черный пуэрториканский интеллектуал и коллекционер, живший в Нью-Йорке, Шомбург путешествовал по Европе, побывав сначала в Севилье, Гранаде и Мадриде, где он провел исследование, реконструировавшее многорасовое общество времен Парехи, в котором люди африканского происхождения играли важную роль.

Первый раздел выставки освещает работу Шомбурга через основную группу заимствований из Шомбургского центра исследований черной культуры Нью-Йоркской публичной библиотеки и других источников, включая его знаковое эссе «Негр раскапывает свое прошлое», фотографии из его путешествий и несколько книг.

Пареха родился около 1608 года в Антекере, Испания, вероятно, в семье порабощенной женщины африканского происхождения и белого испанца. Хотя ни в каких известных документах при жизни Парехи не говорится о его семейном происхождении или цвете кожи, архивные записи из Испании 17-го века предлагают достаточно свидетельств многорасового общества, в котором художники и ремесленники занимались рабским трудом.

Второй раздел выставки освещает «часто скрываемые следы порабощенного труда в сохранившихся предметах той эпохи», якобы демонстрируемые в полихромных деревянных скульптурах и других образцах изделий из дерева, серебра и керамики. Представлены редкие изображения чернокожего и морисков (испанские мусульмане, вынужденные обратиться в католицизм) региона.

В их числе – три сохранившиеся версии картины Веласкеса с изображением кухарки, впервые собранные вместе на этой выставке (из Национальной галереи Ирландии, Художественного института Чикаго и Музея изящных искусств в Хьюстоне), они изображают цветного человека как главного героя композиции.

Третий раздел выставки посвящен путешествию между 1649 и 1651 годами, которое Веласкес и Пареха совершили в Италию, где Веласкес написал свой портрет Парехи.

Выставленное с большим успехом изображение проложило Веласкесу путь к созданию необычайной серии портретов, в том числе портретов папской свиты и друзей. Портрет Парехи, сделанный Веласкесом, обеспечил своему герою особую известность. Он поднимает важные вопросы об отношениях между портретистом и натурщиком, когда один по закону принадлежит другому. Поездка стала поворотным моментом в профессиональной и личной жизни Парехи: его рабский статус извращенно давал ему редкий доступ к памятникам европейского искусства, которые определяли его художественный голос. Веласкес именно в Риме подписал документы об освобождении Парехи (Archivio di Stato di Roma), задокументировав свое решение освободить его четыре года спустя и открыв дверь для выбора Парехи – продолжить свою карьеру художника после их возвращения в Мадрид.

Выставка завершается первым в истории собранием картин Парехи, некоторые из которых имеют огромный масштаб, созданных после его освобождения в 1654 году. Он ведет диалог с группой художников, известных сегодня как Мадридская школа, чьи живые палитры и композиции контрастировали с картинами Веласкеса, мастера придворной трезвости и сдержанности. Пареха выбрал свой собственный творческий путь, а не следовал стилю своего бывшего хозяина.

На выставке представлены картины Парехи: «Призвание святого Матфея» (Национальный музей Прадо), которая включает в себя автопортрет в крайнем левом углу; «Бегство в Египет» (Художественный музей Джона и Мейбл Ринглинг); Портрет Хосе Ратеса (Музей изящных искусств Валенсии); «Крещение Христа» (Национальный музей Прадо). Последняя работа представляет собой trompe l'oeil, «вырезанное» из имени Парехи на камне, что является его самой непреклонной претензией на художественный авторитет.

Сбор этих работ в единой экспозиции знаменует собой новую главу в продолжающемся восстановлении искусства Парехи.

К выставке прилагается иллюстрированный каталог, изданный Метрополитен-музеем и распространяемый издательством Йельского университета.

Форумы