• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Школы в Франции отправили по домам девочек, явившихся на первый урок в мусульманских абайах

В стране введен запрет на религиозные одеяния и символы в системе образования

ПАРИЖ. В первый день учебного года французские школы отправили домой многих девочек, которые пришли на уроки в мусульманских абайях, нарушив тем самым запрет на религиозные одеяния и символы в системе образования, сообщает theguardian.

Вопреки запрету на мусульманскую одежду, около 300 девушек пришли в понедельник 4 августа в классы в абайях, сообщил министр образования Габриэль Аттал (Gabriel Attal) в интервью телекомпании BFM. Большинство нарушительниц согласились снять глухие облачения, но 67 отказались и были отправлены домой, по его словам. В прошлом месяце правительство официально объявило о запрете на религиозные одеяния и открытые символы в школах, поскольку их демонстративное ношение считается посягательством на принцип светскости в системе образования. Запрет в первую очередь касается броских мусульманских головных платков на том основании, что они являются прямым и демонстративным символом принадлежности к определенной религии.

Этот официальный запрет вызвал радость у правых политиков и возмущение у либералов, которые усмотрели в нем акт попрания гражданских свобод. «Каждой из нарушительниц школьные администрации вручили официальные письменные разъяснения для их семей, – говорит министр Аттал. – В этих справках мы вежливо разъясняем, что принцип светскости образования является не ограничением их прав, а проявлением свободы. Если кто-то девочек по своеволию или непониманию снова появится в школе в абаях, мы продолжим вежливый диалог и разъяснения».

Поздно вечером в тот же день (4 августа) президент Эммануэль Макрон отреагировал на возмущение мусульман. Он выступил в защиту спорного запрета и указал, что во Франции сформировалось активное оппозиционное «меньшинство», которое «захватывает религию и пользуется ей, чтобы бросить вызов республике и секуляризму», и такие пагубные действия «приводят к самым серьезным последствиям». В качестве примера он упомянул зверское убийство (три года назад) учителя Сэмюэля Пати (Samuel Paty), который показывал ученикам на уроке гражданского образования карикатуры на пророка Мухаммеда. «Мы не можем с тех пор жить и действовать так, как если бы ничего не произошло, не было этого страшного теракта, убийства Сэмюэля Пати», - подчеркнул он в интервью You Tube каналу HugoDécrypte.

Движение «Действие за права мусульман» (Action for the Rights of Muslims, ADM) подало иск в Государственный совет – высший суд Франции по рассмотрению жалоб на государственные органы. В этом иске мусульманские правозащитники опротестовывают судебный запрет на абайю и камис – мусульманские одеяния для женщин и мужчин соответственно. Мусульмане в этом иске заявляют, что запрет на ношение абайи чреват «повышением риска дискриминации религиозных меньшинств». Совет мусульманской веры Франции (Council of the Muslim Faith, CFCM), созданный для защиты интересов мусульман от действий властей, заявил со своей стороны, что тоже рассматривает возможность подачи собственного иска в Государственный совет. «Отсутствие четкого определения этого предмета одежды создает сомнительную ситуацию ввиду правовой неопределенности, – подчеркивают мусульманские правозащитники в своем заявлении. – Возникают опасения в связи с произволом при проверках школьной одежды, поскольку критерии оценки одежды молодых девушек могут прямо или косвенно учитывать их предполагаемое происхождение, фамилию или цвет кожи, а не стиль одежды как таковой».

Закон в защиту светскости школьной формы, принятый в марте 2004 года, запрещает «ношение символов, атрибутов и одеяний, с помощью которых учащиеся могут демонстрировать свою религиозную принадлежность» в учебных заведениях. Под запрет подпадают большие нательные христианские кресты, носимые поверх одежды, еврейские кипы и мусульманские головные платки. В отличие от головных платков, абайи некоторое время пребывали в «серой зоне» правового поля этого закона ввиду неопределенности трактовки, и прямой запрет до нынешнего учебного года их не касался.

Этот спорный вопрос стал доминирующей темой французской политики после летних каникул, когда критики принялись обвинять правительство в попытке с помощью запрета абайи перетянуть на свою сторону электорат «ультраправого» (как они считают) Национального объединения Марин Ле Пен. Объявление о запрете ношения абай в конце августа стало первым крупным шагом министра Аттала с тех пор, как этим летом он обрел министерский портфель. Повышение в должности последовало по результатам его чрезвычайно спорного послужного списка в системе образования. Наряду с министром внутренних дел Жеральдом Дарманеном (Gérald Darmanin), его считают «восходящей звездой» и прочат ему важную политическую роль после ухода Макрона в отставку в 2027 году.

 

Форумы