• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Американскую католическую журналистку поставили на путь канонизации

Папа написал предисловие к истории ее обращения в католицизм

ВАТИКАН. Американскую католическую журналистку поставили на путь канонизации, а папа Франциск написал предисловие к истории ее обращения в католицизм из атеизма и анархического марксизма, сообщает catholicnewsagency.

История обращения Дороти Дэй (Dorothy Day) показывает великое значение «неустанного поиска поиска Бога», борьбы за справедливость и любви к бедным, пишет папа Франциск в своем предисловии к переводу ее исповеди на итальянский язык. Американская католичка, которую ныне поставили на путь канонизации, причислив к «угодникам Божьим», прославилась как основательница католического рабочего движения и редактор газеты Catholic Worker («Католический работник»). В 2015 году Папа Франциск восславил Дэй как «великую американку» в своем выступлении перед Конгрессом США в ходе папского визита в Соединенные Штаты.

«Чтение этих страниц Дороти Дэй, повествующих о ее духовном пути, приглашает читателя в прекрасное путешествие, весьма живительное для сердца и весьма поучительное для каждого, кто стремится сохранить пробужденный в нас правдивый образ Божий», – пишет папа Римский в предисловии к новому изданию. Это итальянский перевод исповедальной книги Дороти Дэй «От Юнион-сквер до Рима» (From Union Square to Rome, 1938), написанной в форме писем к брату Джону. В этой исповеди Дэй рассказывает историю своего обращения в католицизм из атеистической и анархической формы марксизма. Она начинает с анализа изъянов коммунистической критики христианства в контексте современных проблем американской жизни.

В итальянском переводе книга называется «Я нашла Бога через Его бедных» и снабжена подзаголовком «От атеизма к вере: мое внутреннее восхождение». Книгу выпустило в свет ватиканское издательство Libreria Editrice Vaticana.

«Ее книга свидетельствует, что Церковь растет благодаря больше притяжению, чем прозелитизму, – пишет в предисловии папа Франциск. – Повесть Дороти Дэй о своем приходе к христианской вере показывает нам, что не человеческие усилия и ухищрения направляют и приближают нас к Богу, а скорее благодать, проистекающая из милосердия, красота, проистекающая из свидетельства, и любовь, проявляющаяся в конкретных деяниях».

Дэй вращалась в социалистических кружках и богеме Нью-Йорка 1920-х годов. После своего обращения в католичество в 1927 году она сконцентрировала свои усилия на социальных действиях в помощь бедным. Она прославилась как радикальный критик капитализма, ярая антивоенная активистка и защитница бедных и обездоленных, искавшая и находившая опоры в католическом социальном учении. Очень скоро она стала соучредительницей католического рабочего движения, которое занималось спасением обнищавших американцев во время Великой депрессии, открывало для них бесплатные столовые, предоставляло им помощь и кров. Итоги ее усилий можно видеть по сей день во множестве католических рабочих сообществ по всему миру, которые руководствуются в своей работе библейскими заповедями гостеприимства и помощи нуждающимся.

Дэй стала автором многих прекрасных статей в газете «Католический работник», а также пространной автобиографической книги под названием «Долгое одиночество» (The Long Loneliness). Папа Франциск в предисловии к ее книге «Я нашла Бога через Его бедных», дает высочайшую оценку пожизненной верности Дэй идее социальной справедливости и прав человека, «особенно прав бедных, эксплуатируемых тружеников и обездоленных, отверженных обществом». «Повседневная работа в качестве журналиста и активиста проложила тот путь, на котором Бог коснулся ее сердца, – пишет понтифик. – Она служит всем нам напоминанием о том, что борьба за справедливость – это один из многих способов, которым любой человек, пусть даже не сознавая этого, осуществляет Божью мечту о примиренном человечестве, в котором аромат любви пересиливает тошнотворный дух эгоизма».

Папа Франциск выделяет три главные темы в книге Дэй: неугомонный поиск, Церковь и служение. «В Дороти – неугомонная, ищущая женщина, – отмечает понтифик. – Когда она начала свой путь к исповеданию христианства, ей было меньше 30 лет. Дэй выросла в семье прихожан Епископальной церкви [провинция Англиканского сообщества в США] и в юности был набожной, однако позже отказалась от всякой религиозной обрядности как от «болезненного занятия». В ходе своих духовных поисков она все же пришла к пониманию веры и Бога не как «временного прибежища», а как «истинного и должного, в чем есть полнота жизни и ее цель, а именно стремление к счастью».

«Проблески Бога чаще всего приходили ко мне, когда я была одна, – пишет Дэй в своей книге. – Мне могут возразить, что именно страх одиночества, потерянность и боль заставили меня обратиться к Нему. Но я знаю, что именно в те несколько лет, когда я была одинока и наиболее счастлива, я и обрела Его. Наконец-то я нашла Его через радость и благодарение, а не через печаль». «Дэй учит нас тому, что Бог не просто инструмент утешения или отчуждения для человека в горечи его собственных дней, – пишет Папа Франциск. – Напротив, Он в изобилии наделяет нас стремлением к радости и самореализации. Господь жаждет неугомонно ищущих сердец, а не буржуазных душ, которые довольствуются своим существованием. Бог ничего не отнимает у человечества. Иисус пришел не для того, чтобы провозгласить, что Божья благость заменяет человеческое бытие. Вместо этого он дал нам огонь божественной любви, который воплощает в жизнь все прекрасное, истинное и справедливое, что живет в сердце каждого человека».

«Дороти Дэй говорит о Католической церкви прекрасными словами, хотя она отнюдь не была слепа к недостаткам Церкви, – подчеркивает папа римский. – На ее духовном пути ей многое дал опыт участия в общественной жизни и профсоюзной работе. Ей одно время казалось, что Церковь слишком часто становится на сторону богатых собственников в ущерб требованиям истинной справедливости и социального равенства, звучащим во многих строках Ветхого Завета. Дэй в то время смотрела на Церковь честным и просвещенным взглядом, искренне не понимая, как можно разглядеть тайну за многочисленными и повторяющимися недостатками ее членов. Она пишет в книге «От атеизма к вере»: «Ничто, кроме божественного установления, не могло бы пережить предательство Иуды, отречение Петра, грехи многих из тех, кто исповедовал Его веру, кто должен был служить Его бедным».

«Дэй стала великой свидетельницей веры, милосердия и надежды, – подчеркивает понтифик. – Она не боялась подмечать ошибки духовенства, тем более во времена, когда Церковь навлекала на себя критику, верующие отвращались, а храмы пустели. И все же она приходит к пониманию, что Церковь имеет непосредственное отношение к Богу, ибо принадлежит Ему, а не нам. Это Он хотел ее, а не мы. Это Его инструмент, а не подвластный нам для наших мелких своекорыстных целей. Так она осознала призвание и определение Церкви как божественной, а не человеческой реальности, которая ведет нас к Богу и через которую Бог приходит к нам».

«В жизни Дэй также есть и важный урок для нашего взаимодействия с нехристианами, – отмечает папа римский. – Она свидетельствует, что верующие и неверующие становятся союзниками, когда отстаивают достоинство каждого человека, любят отверженных и служат обездоленным. Недаром она пишет: «Человеческая любовь в лучших своих проявлениях бескорыстна, лучезарна, она освещает наши дни. Она дает нам представление о Божьей любви к человеку. Любовь - это лучшее, что нам дано познать в этой жизни».

 

Форумы