• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Сенаторы штата Коннектикут в США оправдали колдунов и ведьм, казненных более 370 лет

Их потомкам принесли извинения за «судебную ошибку колониального периода»

ХАРТФОРД. Сенаторы штата Коннектикут (США) оправдали колдунов и ведьм, казненных более 370 лет, и принесли их потомкам извинения за «судебную ошибку колониального периода», сообщает apnews.

В присутствии дальних родственников колдунов и ведьм, сенаторы Коннектикута 25 мая проголосовали за оправдание 12 женщин и мужчин, которых власти штата осудили за колдовство и 11 из них казнили более 370 лет назад. Сенаторы также принесли извинения за «судебную ошибку в годы мрачного 15-летнего периода колониальной истории штата».

Оправдательное постановление Сената принято 33 голосами против одного. Решение о невиновности казненных воспринято общественностью как торжество многолетних трудов движения энтузиастов под названием «Проект оправдания ведьм в Коннектикуте» (CT Witch Trial Exoneration Project). В движение вошли местные краеведы, историки и отдаленные потомки осужденных. Некоторые из этих потомков совсем недавно с удивлением узнали благодаря генеалогическим расследованиям и современным ДНК-тестам, что приходятся родней осужденным за колдовство. С тех пор они подавали петиции и всячески лоббировали Генеральную ассамблею штата с требованиями официальных оправданий для своих предков.

«Кто-то может сказать, что мы напрасно заседали сегодня днем и вполне могли бы заняться более важными и современными делами, – сказал сенатор-республиканец Джон Киссел (John Kissel), отвечая на первую критику этой законодательной инициативы. – Однако я считаю, что этот скромный шаг дает нам возможность признать темную страницу нашей истории и очиститься. Сбросив этот груз с совести, мы можем все вместе – демократы, республиканцы, мужчины и женщины – двигаться дальше к светлому будущему».

В постановлении Сената названы по именам девять осужденных колдуний и двое колдунов, преданных смертной казни, плюс одна ведьма, получившая отсрочку исполнения приговора после осуждения. Предварительно все эти жертвы неправедного правосудия были оправданы Палатой представителей 121 голосом против 30. Постановление Сената сразу вступает в силу, поскольку не требует подписи губернатора.

Сенатор штата от Республиканской партии Роб Сэмпсон (Rob Sampson) был единственным проголосовавшим «против». «Я считаю, что мы поступаем неправильно и даже по-детски, присваивая себе право судить наших предшественников и свысока диктовать, что было правильным или неправильным по прежним законам в то давнее время, о котором мы почти ничего не знаем, – заявил инакомыслящий смельчак. – Я не хочу видеть законопроекты, которые справедливо или несправедливо пытаются изобразить Америку мракобесной страной с неправедной историей. Я хочу, чтобы мы сосредоточились не на прошлом, а смотрели вперед, на путь в светлое и лучшее будущее. И я не хочу видеть, как кто-то пытается очернить страну, которую я люблю».

Поборники оправдания возражают на подобные доводы, что давно пора повысить осведомленность общественности о судах над ведьмами в Коннектикуте, которые прошли за десятилетия до печально известных «салемских судов» над ведьмами в Массачусетсе. «Нам очень важно исправить ошибки прошлого, чтобы извлекать из них уроки и двигаться дальше, не повторяя прошлых заблуждений, – говорит Джошуа Хатчинсон (Joshua Hutchinson) из Прескотт-Вэлли (штат Аризона), который восстановил свою родословную от ведьмы, осужденной в Салеме, и ныне ведет популярную программу «Ты не должен страдать: суд над ведьмами».

Сенатор-демократ Сауд Анвар (Saud Anwar), голосовавший за оправдание по поручению избирателя, который недавно узнал, что его предок был обвинителем ведьм, приводит свои аргументы. «Законодатели заслушали показания сторон в ходе публичных слушаний о судебных преследованиях ведьм, которые до наших дней все еще случаются кое-где в мире, – отметил Анвар. – В особенности они характерны для африканских стран, и потому нам необходимо привлечь внимание мирового сообщества к этой проблеме. Эта несправедливость вершится и в наши дни, и надо с ней покончить».

Элс Янг, повешенный 26 мая 1647 года в Коннектикуте, стал первым человеком, казненным в американских колониях за колдовство. Нам это известно из сохранившейся записи в городской хронике Виндзора, которая гласит: «Элс Янг повешен». Этот судебный прецедент открыл шлюзы правосудия, и с тех пор суды в ранних британских колониях Коннектикут и Нью-Хейвен предъявили обвинения в различных преступлениях в связи с колдовством и продажей души дьяволу как минимум 34 ведьмам и колдунам.

Этим оправданием штат Коннектикут следует примеру некоторых других штатов и стран, постаравшихся искупить вину за прошлые преследования невинных за колдовство. Так, в прошлом году премьер-министр Шотландии принес официальные извинения примерно 4 тысячам шотландцам, в основном женщинам, которых осуждали за колдовство вплоть до 1736 года, причем более половины из них (порядка 2500 человек) были преданы позорным и мучительным казням. Эти извинения прозвучали в ответ на призыв шотландского парламентария об их посмертном помиловании и оправдании.

В 2022 году законодатели штата Массачусетс официально оправдали Элизабет Джонсон-младшую (Elizabeth Johnson Jr.), осужденную за колдовство в 1693 году и приговоренную к смертной казни в самый разгар салемских процессов над ведьмами. На основании сохранившихся хроник считается, что Джонсон стала последней салемской ведьмой, приговоренной к смертной казни.

Многие историки ныне считают, что гонения на ведьм были результатом постоянного страха, смутной тревоги и чувства неопределенности среди «религиозно строгих» английских поселенцев-протестантов, поскольку жизнь в неосвоенных землях была очень трудной и поселенцев преследовали многие беды – эпидемии, наводнения, холодные зимы, голод, бандитизм и многое другое. В обстановке постоянной нервозности, суеверные люди искали и находили всевозможные вины в своих соседях. Повод для страшного обвинения мог быть любой – личная неприязнь, ревность, месть, ссора, смерть ребенка или коровы-кормилицы, даже молоко, которое не хотело почему-то сбиваться в масло. Историки с горечью отмечают, что среди женщин, казненных за колдовство, было очень много бедных матерей-одиночек.

Форумы