• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Католическая церковь признала добродетели бразильского серфингиста, камерунского священника и римского проповедника-мирянина

Тем самым она поставила их на путь к блаженству и святости

 

ВАТИКАН. Католическая церковь признала великие добродетели бразильского серфингиста, камерунского священника и римского проповедника-мирянина, поставив их тем самым на путь к блаженству и святости, пишут catholicnewsagency и fides.

Папа Римский Франциск 20 мая признал героические добродетели бразильского «ангела-серфера» Гуайдо Шеффера (Guido Schäffer) своим указом, подготовленным Дикастерией по делам святых. Этим указом папа Франциск объявил Шеффера «достопочтенным», и это означает, что теперь его могут причислить к лику блаженных, если однажды случится чудо благодаря его небесному заступничеству, и Церковь его признает.

Шеффер родился 22 мая 1974 года в Рио-де-Жанейро, вырос близ знаменитых песчаных пляжей района Копакабана, служил медиком, учился в семинарии и увлекался серфингом. В 2009 году, в возрасте 34 лет, он погиб в волнах в канун своего рукоположения в сан священника. Он успел заслужить известность в родном городском округе, где его прозвали Анджо Серфиста (Ангел Серфингист), поскольку он начинал каждый свой поединок с волнами с молитвы, а еще больше прославился служением тамошним бедным и обездоленным. Он трудолюбиво оказывал им бесплатную медицинскую помощь в местных трущобах (фавелах), вместе с Сестрами-миссионерками Милосердия.

Его отец был врачом, а мать активной мирянкой в «харизматическом движении» обновленцев католического прихода Носса-Сеньора-де-Копакабана. [«Харизма» означает «дар» на греческом языке; а движения возникли в двадцатом веке у протестантов и некоторых католиков, которые верят, что благочестивая жизнь по Писанию вознаграждается дарами Духа Святого – исцеления, пророчества, различения духов, владения языками, чудотворения и пр.] Именно мать привила ему любовь к Священному Писанию и молитве. В период учебы в медицинском училище Шеффер стал активным членом харизматической молитвенной группы Canção Nova («Новая песня»), основанной отцом Йонасом Абибом (Jonas Abib). По окончании училища Шеффер вместе с подругой и отцом Жоржао (Jorjão) учредил молитвенную группу «Огонь Святого Духа» в одном из приходов престижного района Ипанема, славящегося своими пляжами.

В 1999-2001 годах Шеффер проходил медицинскую ординатуру и работал врачом «общей практики» (терапевтом) в больнице Санта-Каса-де-Мизерикордия. Тогда же он стал добровольцем католической группы, занимающейся пастырским служением недужным в больнице. Его вдохновляла в этом служении Библейская истина «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие» (Книга Товита 4:7). Он просил у Бога прощения грехов и молился: «Иисус, помоги мне заботиться о бедных».

Вскоре он познакомился с Сестрами-миссионерками Милосердия Матери Терезы и начал деятельно помогать им в благочестивых трудах, взяв на себя медицинскую помощь недужным в беднейших районах Рио. Он сумел привлечь к этой безвозмездной добровольческой работе некоторых врачей своей больницы и многих единоверцев своей молитвенной группы. Сестра-миссионерка службы Каритас свидетельствует, что Шеффер говорил с каждым своим пациентом о Христе, стремясь «исцелить не только тело, но и душу». «Он обычно молился с каждым из них и за каждого, и всегда призывал их к таинствам Церковным как источнику благодати и общения с Богом, – поведала сестра. – Он прежде всего заботился о спасении души для Бога, направляя каждого на путь общения со Спасителем». В этот период Шеффер обрел источник вдохновения в книге Игнасио Ларраньяги «Брат Франциск Ассизский». Важную роль в его духовном становлении сыграл визит святого Иоанна Павла II в Рио-де-Жанейро в 1997 году, а также паломничество в Европу по случаю беатификации бразильских первомучеников в 2000 году. Он принял судьбоносное решение оставить профессию врача, расстаться с подругой и стать священником.

Шеффер приступил к изучению богословия в семинарии монастыря Сан-Бенту в 2002 году, а свободное время отдавал добровольческой службе в местной больнице. В 2008 году он перешел в Архиепископскую семинарию Сан-Хосе в Рио-де-Жанейро, где посвятил себя евангелизации, не оставляя занятия добровольной медициной и серфингом. Знаменитый серфингист Родриго Ресенде (Rodrigo Resende) поделился воспоминаниями о покойном друге с бразильским изданием Veja Rio. «Меня всегда поражала его великая любовь к бедным и внутренний покой, – говорит Ресенде. – Я никогда не встречал ни в ком такое высочайшее уважение к отверженным. Внутренний покой, который он буквально излучал, производил на всех огромное впечатление».

Шеффер погиб 1 мая 2009 года, когда катался с друзьями на больших волнах в Рекрейо-душ-Бандейрантес в Рио. Могучая волна сбросила, закрутила, оглушила ударом доски-серфа по голове, и он мгновенно захлебнулся. В 2019 году злополучный пляж был официально переименован в его честь и теперь зовется Прайя-ду-Гуайдо. «Я никогда не встречал человека с такой великой верой и в то же время столь скромного и обычного с виду, – пишет отец Жоржао в своей книге на португальском языке. – Однако каждый, кто знал его, мгновенно чувствовал, что он причастен к чему-то от Бога».

20 мая папа Франциск подписал еще два указа, подготовленных Дикастерией по делам святых. Этими указами он признал великие добродетели камерунского епархиального священника отца Симона Мпеке (Simon Mpeke), родившегося в 1906 году в Батомбе и умершего 13 августа 1975 года в Эдеа, и проповедника-мирянина Арнальдо Канепы (Arnaldo Canepa), родившегося 24 сентября 1882 года в Риме и умершего там же 2 ноября 1966 года.

Симон Мпеке, первый «достопочтенный» камерунский клирик, родился в семье земледельцев-язычников племени бакоко. Он окончил школу при католической миссии и крестился 14 августа 1918 года в миссии французских спиритов. По данным Дикастерии по делам святых, он недолго учительствовал, пока не почувствовал в душе призвание к священству. 8 декабря 1935 года он был рукоположен в сан священника, после чего двенадцать лет служил викарием в миссии Нговаянга. В 1947 году он стал приходским викарием, а через два года приходским священником крупной общины в Нью-Белл-Дуале. Он прославился глубиной и цельностью своей духовной жизни и самоотверженностью в пастырской службе. В 1956 году он вступил в Светский институт малых братьев и сестер Иисуса и стал одним из основателей его филиала в Камеруне. Он также стал первым камерунским миссионером fidei donum («дара веры») на севере страны, населенном преимущественно суданскими мусульманами и язычниками. В своих странствиях по горным селениям отец Симон Мпеке прославился среди племен проповедями Евангелия. В племени кирди его трудами очень скоро возникла ревностная христианская община.

Арнальдо Канепа родился в Риме 24 сентября 1882 года в богатой семье. Почти сорок лет он не проявлял особого усердия в вере, но однажды в мае 1921 года его коснулся Господь, вдохнул в него великую ревностность и подвиг на благодетельную христианскую жизнь. Он стал терциарием (послушником) у францисканцем и проповедником, вступил в Конференцию Святого Винсента де Поля и Марианскую конгрегацию. В 1924 году вместе с другими мирянами он благоустроил заброшенный сарай в неблагополучном районе Квадраро, чтобы учить закону Божьему местных детей. Он ревностно учил детей изо дня в день в «оратории» («молельне», лат.), созданной его трудами, и оказывал материальную помощь наиболее нуждающимся. Со временем пастырские инициативы этого вдохновенного слуги Божьего распространились по всем римским пригородам.

В 1943 году праведник Арнальдо основал Федерацию римских ораторий, позднее Центр римских ораторий (Centre of Roman Oratories, COR), действующий на четырех устоях: месса и катехизис; ежедневное ораторское искусство; ежемесячные специальные службы и миссионерское апостольство; и поклонение Богоматери. Благодаря его примеру, к началу 1950-х годов более половины приходов епархии завели подобные молельни. В 1960-х годах против праведника развернулась кампания критики, и в деятельности оратории случился кризис под действием внутренних протестных движений и внешних сил за пределами церковных кругов. Эти невзгоды побудили праведника Арнальдо провести последние годы жизни в бедности и служении. Утешение он находил в постоянном причащении, поклонении и молитвах, а пребывал в скромной палате клиники Санта-Мария-делла-Фидуциа, всегда открытой для единоверцев. Он умер в Риме 2 ноября 1966 года.

 

Форумы