• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Музее Библии (Вашингтон) проходит рождественская выставка «Вифлеемские колокола»

Шесть колоколов привезли в Вифлеем крестоносцы в 12 веке, потом их прятали от мусульман в земле, и извлекли на свет лишь в 1906 году

 

ВАШИНГТОН. В американском столичном музее Библии проходит рождественская выставка «Вифлеемские колокола», где можно увидеть шесть колоколов 12 века, привезенных в Святую Землю крестоносцами – их некогда спрятали от мусульман в земле, а вновь отыскали лишь в 1906 году, пишет catholicnewsagency.

Специальная рождественская выставка «Вифлеемские колокола» переносит американских верующих в Святую Землю. Эти бронзовые колокола когда-то украшали древнюю церковь Рождества Христова в Вифлееме, а ныне впервые вывезены за рубеж и пребывают на специальной и единственной выставке в Музее Библии, которая действует до 29 января.

Эти вифлеемские колокола – бессловесные свидетели многовековой христианской истории и традиций в Святой Земле. Они помнят крестоносцев, доставивших их судами в Вифлеем в 12 веке. Вскоре их там, однако, пришлось поспешно снять и закопать в землю в канун вторжения мусульманских полчищ, а место погребения быстро забылось. Вновь их обнаружили и извлекли на свет только в 1906 году. «Эти колокола дают нынешним американцам возможность прочувствовать реальную связь с живой рождественской историей, – поясняет в интервью CNA главный куратор музея Джефф Клоха (Jeff Kloha). – Многим современным американцам, особенно молодым, Рождество иной раз кажется старинной наивной выдумкой, чуть ли не сказочной. Им давно уже чужды и непонятны пастухи, волхвы, ясли и прочий пасторальный антураж. Некоторые из них, воспитанные на комиксах, воспринимают святость поверхностно и примитивно, чуть ли не в карикатурном виде. И вот эти колокола дают американцам возможность ощутить реальную физическую связь с легендарным местом рождения Иисуса».

Точно так же, как современные верующие американцы чувствуют сакральное значение древних колоколов в Музее Библии, воспринимали их святость и средневековые христиане. Их отлили французские мастера, и в средневековье на Святой Земле не существовало подобных им колоколов. «Тот факт, что эти колокола повесили на звонницу храма Рождества Христова именно в Вифлееме, а не в храме Гроба Господня или иной церкви, имеет огромное значение, – убежден Клоха. – Это было свидетельство признания центрального места этого храма для христианского самоопределения во всем тогдашнем мире. Церковь Рождества Христова была местом поклонения непрерывно в течение 1700 лет, иными словами служила главным центром притяжения паломников столь долгое время».

Церковь Рождества Христова старше храма Гроба Господня. Она была построена в 330-х годах и щедро обустроена и украшена сначала Святой Еленой, матерью императора Константина, а затем крестоносцами Иерусалимского королевства. В церкви Рождества эти колокола входили в состав 12-частного карильона. Это механический музыкальный инструмент клавишно-ударного типа, представляющий собой ряды неподвижно закрепленных колоколов, языки которых соединяются с клавиатурой проволочными тягами (как вращающийся вал в органе). Родиной карильона считается Фландрия, в особенности город Малин, от которого и пошло выражение «малиновый звон». В храме Рождества Христова карильон звучал во время божественной литургии.

Вместе с тем колокола – это не просто свидетели ушедших эпох. По словам Клоха, они по сей день питают живую историю веры, святости и поклонения. Ведь, несмотря на свою древность, церковь Рождества Христова продолжает оставаться центром духовной жизни, притяжения и церковных служб. Несмотря на преследования и трудности жизни в этом неспокойном регионе, там все еще существует сильная и деятельная христианская община, по словам куратора музея. Стены выставки сплошь увешаны яркими фотографиями крещений детей и младенцев, а также бракосочетаний молодых пар в церкви Рождества Христова. Клоха указывает на эти многочисленные фотографии в подтверждение того факта, что храм доныне служит не просто историческим памятником, ни и «все еще живым и активным центром служб и обрядов».

Давняя война и угроза вторжения жестоких иноверцев вынудила верующих бережно снять колокола со звонницы. Крестоносцы густо обмазали бронзу бараньим жиром для сохранности и захоронили глубоко в земле близ церкви. Со временем место захоронения стерлось из памяти живущих, и они долгие века покрывались в земле зеленой патиной. В 1906 году, когда монахи-францисканцы, деятельно помогающие хранителям церкви Рождества, затеяли ремонт в своей части церковного комплекса, колокола были обнаружены строителями по счастливой случайности.

Путешествие колоколов в Америку само по себе является свидетельством согласия, которого добились три христианские группы – римско-католическая, православная и армянская христианская – в своих неустанных заботах о храме Рождества Христова. «Эти отношения далеко не всегда были добрыми и сердечными, – напоминает Клоха. – Но на протяжении веков три конфессии все же пришли к пониманию важности совместного труда и согласия ради сохранения столь величественного и святого здания и должного приема огромных масс паломников. Теперь они трудятся в полном добрососедстве. Все три религиозные группы дали свои согласия на отправку колоколов в Америку в первое путешествие такого рода, и для нас это большая честь».

Посетители допускаются в Музей Библии на выставку колоколов по билетам, и в желающих нет недостатка, поскольку это первая и пока единственная возможность увидеть своими глазами столь древние и почитаемые колокола в Америке. Это пока их самое первое и единственное путешествие за пределы Святой Земли. Музей Библии, действующий в Вашингтоне с 2017 года, привлекает посетителей со всей страны и всего мира. На его семи этажах располагаются интерактивные экспозиции – как постоянно действующие, так и временные, специальные, освещающие те или иные аспекты христианской истории и Святого Писания. «Наша миссия состоит в том, чтобы дать возможность каждому, кто жаждет духовности, подключиться к преобразующей силе Библии», - говорит в интервью CNA Шарлотта Клей (Charlotte Clay), директор музея по маркетингу и коммуникациям.

Форумы