К Рождеству лондонская Национальная галерея представляет недавно отреставрированную картину Пьеро делла Франческа

Кропотливая реставрация картины великого итальянского мастера недавно завершена

 

ЛОНДОН. Новая реставрация картины «Рождество» Пьеро делла Франческа (начало 1480-х гг.) разрешила давнюю загадку: картина не является незавершенной, как долгое время считалось. Скорее, как предполагают в Национальной галерее в Лондоне, эта картина представляет собой глубокое и трогательное видение рождения Богомладенца Христа, увиденное глазами мистика 14-го века святой Бригитты Шведской.

Картина только что вернулась в экспозицию Национальной галереи в Лондоне после 15 месяцев кропотливой консервации и реставрации в мастерских музея, сообщает Тhe Аrt Newspaper.

Картина Пьеро делла Франческа является одним из самых значительных шедевров Национальной галереи по многим причинам: утонченная грация и красноречие ее фигур, богатая мягкость и сияние ее красок (написанных в новой утонченной технике маслом), ее высочайшее равновесие и гармония, ее духовность и сила повествования в сочетании с торжественным величием и одновременно деревенской простотой.

Богородица смиренно преклоняет колени на скалистом мысе, поклоняясь Младенцу Христу, который лежит обнаженным на земле перед ней (защищенный от голой земли раскинутым голубым плащом, которому Она позволила упасть до пояса). Его руки тянутся к Ней — как в видении святой Бригитты — в то время как ангелы обеспечивают полифоническое музыкальное сопровождение. Позади фигур земля исчезает, открывая взгляду извилистый умбрийский ландшафт городка Борго Сан-Сеполькро, родного для Пьеро делла Франческа. Два пастуха являются свидетелями этого видения, равно как и пожилой Иосиф, вол и осел.

Стоит рассказать о сложной истории картины с точки зрения сопровождающей ее богатой документации. Начнем с того, что это не маленький запрестольный образ, как когда-то предполагалось. Документы 1500, 1514 и 1515 годов показывают, что эта довольно большая картина (124,4 см на 122,6 см) висела в спальне весьма внушительного семейного палаццо Пьеро делла Франческа как религиозная работа для личного созерцания. В 1515 году, когда она была частью семейного спора, ей была дана высокая оценка, и она не была названа незавершенной, тогда как две другие картины Пьеро были указаны как незаконченные. «Рождество» оставалось в семье потомков Пьеро делла Франческа до 1825 года, когда оно было отправлено родственнику во Флоренцию. К тому времени картина была уже в плохом состоянии и подверглась перекрашиванию.

В 1861 году Чарльз Истлейк, первый директор Национальной галереи, увидел ее и влюбился в нее, но потерпел неудачу в своих попытках купить ее у коллекционера Александра Баркера, который впоследствии усиленно реставрировал ее. К тому времени, когда Национальная галерея купила картину в 1874 году, деревянная панель была сломана, картина была сильно загрязнена, а пастухи подверглись такой абразивной чистке, что их изображения стерлись до нижнего рисунка. Тем не менее, музей заплатил за картину огромную сумму (2415 фунтов стерлингов — почти вдвое больше, чем он заплатил за «Марас и Венеру» Боттичелли, купленную одновременно).

Тогдашний британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли был вынужден защищать покупку в парламенте в ответ на запрос, в котором цитировалось письмо в «Таймс» от знатока и куратора Джона Чарльза Робинсона, где говорилось, что «рассматриваемая картина, потерпевшая крушение и разрушенная безвозвратно по ветхости, была полностью перекрашена» (Позже именно Робинсон стал инспектором Королевских картин, а также продал «Спасителя мира» Фрэнсису Куку). Дизраэли ответил, что он «поздравил страну с приобретением… картины с самым редким и интересным персонажем, которая, я думаю, будет добавлением к красоте и ценности Национальной коллекции».

Когда картина была отреставрирована в 1884 году, галерея действительно была потрясена ее исходным состоянием, равно как и поврежденным состоянием панели из тополя. В 1949 году была снята тяжелая конструкция, предназначенная для удержания панели, но последующая реставрация 1950 года была слишком интервенционистской, и картина также оказалась чрезвычайно хрупкой. В то время как в ходе работ 1950 года была предпринята попытка справиться с основными потерями красочного слоя, эта реставрация мало что сделала для исправления предыдущей чрезмерной очистки, в ходе которой, в первую очередь, головы пастухов были почти полностью удалены.

Джилл Данкертон, старший реставратор Национальной галереи, получила чрезвычайно сложную и одновременно приятную задачу восстановить картину. Она проделала прекрасный путь, вернув картине ее былое великолепие и сведя свое вмешательство к минимуму. Цвета отреставрированной картины стали еще большим открытием. Картина, по сути, является воплощением небесной музыки, исполняемой ангельским хором и музыкантами (святая Бригитта, по ее словам, слышала пение «чудесной сладости и красоты»), в то время как одежды ангелов в их градуированных оттенках от голубовато-белого до розовато-голубого создают хроматические аккорды.

Одна из самых приятных и удивительных находок реставрации была сделана, пожалуй, в одной из наименее примечательных частей картины – месте, где изображены маленькие серые камни стабильной конструкции за фигурами. Здесь ретушь состарившейся краски выявила пятно более светлых камней в одном месте, что приводит зрителя к пониманию того, что на самом деле это луч света — часть индивидуальной и весьма оригинальной интерпретации Пьеро важного элемента видения святой Бригитты — Божественного сияния сквозь дыру в соломенной крыше конюшни. Именно на это указывает молодой пастырь, давая всем нам указание самим засвидетельствовать этот свет. Отсутствие отбрасываемых теней на картине — ранее считавшееся признаком незавершенности картины — теперь можно рассматривать как усиление этого визионерского аспекта.

«И сами пастухи вовсе не были незаконченными, просто «ужасно истертыми от чрезмерной чистки», — говорит Данкертон. По счастью, «красивый набросок» Пьеро до сих пор сохранился, и Данкертон частично нарисовала пастухов обратно, тонко замазав линии наброска, но не перерисовывая фигуры. Теперь фигуры в своих земных красках отступают, как и должно.

Остальные другие потери были исправлены очень маленькими точными мазками кисти, и краска нарастала «медленно, медленно, медленно», в отличие от вмешательств прошлого. Самым большим открытием для Данкертон стало то, как — благодаря такому подходу — вся картина сложилась воедино, снова раскрывая мастерскую игру света, цвета и пространства.

Данкертон также обратила внимание, насколько тщательно Пьеро уравновешивал композицию и как он исправлял свои собственные ошибки (например, закрашивал рог быка, который столкнулся с грифом ангельской лютни), чтобы сделать картину более разборчивой и понятной. Сорока, сидящая на крыше конюшни, также имеет решающее значение для закрепления композиции.

Наконец она поняла, что картину нужно повесить примерно на уровне плеч — как это было в опочивальне итальянского палаццо. Это чудесным образом позволяет всему пейзажу, от его редкого наклонного переднего плана до его отдаленного очеловеченного пейзажа, занимать огромное живописное и психологическое пространство.

Картина «Рождество» Пьеро делла Франческа снова будет выставлена ​​на всеобщее обозрение в Национальной галерее в Лондоне с 1 декабря 2022 года.

Форумы