• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Британия фактически вводит второй сорт гражданства для мусульманских мигрантов

Введены дискриминационные положения, целью которых стали главным образом мусульманские выходцы из Южной Азии

ЛОНДОН. Британия фактически сделала гражданами «второго сорта» мусульманских мигрантов, причем основными жертвами новых дискриминационных норм закона стали мусульманские выходцы из Южной Азии, сообщает theguardian.

Аналитики Института межрасовых отношений (Institute of Race Relations, IRR) в своем докладе «Гражданство: от права к привилегиям» доказывают, что британские мусульмане фактически получили статус «второсортных» граждан. Это произошло в результате ползучего расширения полномочий надзорных органов, позволяющих им теперь лишать гражданства «понаехавших» мигрантов. Анализ показывает, что главными жертвами этих норм и правил являются почти исключительно мусульманские мигранты, в основном выходцы из Южной Азии, что усиливает дискриминацию и делит граждан на классы.

Отчет IRR вышел 11 сентября на фоне обострения споров по делу Шамимы Бегум (Shamima Begum). Эта 15 летняя сирийская девочка была незаконно выслана из страны прямо в лапы Исламского государства*. Напряженность и споры в обществе вызывают новая практика применения норм Закона о гражданстве и границах (Nationality and Borders Act), поскольку чиновники теперь имеют право лишать любого человека британского гражданства без уведомления.

«Суть положения о лишении гражданства в версии 2002 года (оно применяется главным образом против британских мусульман южноазиатского происхождения) сводится к следующему: несмотря на британские паспорта, этих людей не считают «полноценными» гражданами, каковыми являются «коренные» британцы, – подчеркивает во введении к докладу Фрэнсис Уэббер (Frances Webber), вице-председатель IRR. – В то время как «коренному» гражданину Великобритании, не имеющему другого гражданства, закон фактически дозволяет совершать самые тяжкие и отвратительные преступления, и не лишает его права оставаться британцем, ни один из примерно 6 миллионов британских граждан, обладающих другими паспортами, не может быть уверен в бессрочном характере своего британского гражданства».

Уэббер напоминает, что закон о лишении гражданства долгое время не действовал на практике. Впервые его использовали против мусульманского проповедника Абу Хамзы (Abu Hamza) в 2003 году, а до этого случая целых 30 лет не было ни одного случая лишения кого-либо британского гражданства. Дело Хамзы открыло ящик Пандоры, и с тех пор правозащитники зарегистрировали не менее 217 случаев лишения гражданства, причем в одном лишь 2017 году, после краха Исламского государства* в Сирии, из Британии было выдворено 104 нежелательных гражданина.

Несмотря на заявления правительства о том, что эти положения закона применяются лишь для выдворения лиц, «представляющих серьезную угрозу для национальной безопасности или совершивших особо тяжкие преступления», авторы доклада доказывают, что отдельные классы граждан фактически теперь имеют «гражданство второго сорта – одноразовое, условное». «Эти классы гражданства были введены для того, чтобы дискриминировать британских мусульман южноазиатского и ближневосточного происхождения, – уверен Уэббер. – Классовое деление служит постоянным напоминанием гражданам из числа этнических меньшинств о том, что они должны быть особенно осторожны и законопослушны. С другой стороны, эта классовая структура укрепляет расистское отношение к «недостойным» расовым группам, не заслуживающим право быть британцами».

Доклад описывает критерии лишения гражданства как «расплывчатые и неопределенные» и предупреждает о риске их использования в политических целях, при этом Уэббер приводит в качестве примера дело Шамимы Бегум. Недавно в СМИ даже появились материалы журналистского расследования и утверждения, что девочку выслали в Сирию не просто так, а ради шпионажа в мусульманской среде по заданию некоего центра канадской разведки. «Возникает вопрос: неужели Бегум лишили гражданства только потому, что западные спецслужбы озабочены в первую очередь сбором разведданных, а не защитой уязвимых девочек, ставших жертвами торговли людьми?», задает Уэббер риторический вопрос в докладе.

В докладе, в частности, анализируется антитеррористическая программа Prevent, которая откровенно используется как прикрытие для слежки за мусульманскими общинами. При этом лишение гражданства используется в этой программе «лишь как один из способов контроля мусульманских общин в Великобритании и за рубежом за последние два десятилетия, а в результате британские мусульмане фактически получили статус «подозрительного сообщества».

Новая практика применения норм Закона о гражданстве и границах, позволяющая легко лишать граждан ряда прав и даже гражданства, вызвало озабоченность и критику британской общественности. Эта напряженность переросла в общественные протесты и кампанию противодействия драконовскому закону, к которой присоединились некоторые депутаты нижней палаты парламента и даже лорды. Министерство внутренних дел в своих оправданиях заявляет, что положения закона не направлены против этнических меньшинств или людей определенных вероисповеданий, и что критерии лишения гражданства в них четко прописаны.

«Нашим высшим приоритетом является обеспечение безопасности Великобритании, – уверяет пресс-служба министерства внутренних дел. – Лишение гражданства производится только после тщательного рассмотрения всех фактов и в соответствии с международным правом. Эта мера применяется против тех, кто получил гражданство обманным путем, а также против особо опасных лиц, в том числе террористов, экстремистов и членов организованных преступных групп, представляющих серьезную опасность для общества. Мы не считаем нужным извиняться за нашу работу, ибо делаем все необходимое для защиты Великобритании от лиц и организаций, представляющих угрозу для нашей безопасности».

 

*запрещенная в РФ террористическая организация

 

 

Форумы