• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Папа на покаянном паломничестве в Канаде напомнил, что Христос дал пример примирения через страдание

Проповедь прозвучала на встрече с индейскими католиками в Эдмонтоне

ЭДМОНТОН. Папа на покаянном паломничестве в Канаде напомнил в ходе встрече с индейскими католиками в Эдмонтоне, что Христос дал нам великий пример примирения через страдание, сообщает catholicnewsagency.

Выступая перед собранием индейских католиков в приходе Святого Сердца в Эдмонтоне 25 июля, Папа Франциск еще раз подтвердил свой «стыд и скорбь» в связи с угнетением детей коренных народов в католических школах-интернатах. При этом он отдал должное идее приходской общины как «дома для всех, открытого и привечающего каждого, каким и подобает быть Церкви».

«Мне больно думать, что католики внесли свой вклад в программу ассимиляции и отрыва детей от родных корней, которая прививала им чувство неполноценности, лишала общины и детей культурной и духовной самобытности; отлучала их от наследия предков; привила им однобокое и дискриминационное воспитание; и при этом вся эта неправедность вершилась в системе образования, называвшей себя христианской, – покаялся понтифик. – Во имя Иисуса, пусть такое больше никогда не повторится в Церкви. Пусть проповедь Иисуса звучит так, как Он того желает, в свободе и милосердии. В каждом распинаемом страдальце, которого мы встречаем в жизни, нам надлежит видеть не проблему, которую нам нужно решить; но брата или сестру, которых нужно любить, видеть плоть Христову, которую нужно любить всей душой. Пусть Церковь, как Тело Христово, станет живым телом примирения!”

Папа Римский совершает недельную поездку в Канаду, которую он сам назвал «покаянным паломничеством», поскольку на каждой встрече там смиренно кается за причастность Католической церкви к порочной системе канадских школ-интернатов, учрежденных правительством и переданных католическим и протестантским наставникам. Эти школы известны многочисленными злоупотреблениями при проведении государственной политики ассимиляции коренных народов. За более чем столетнюю историю своего существования, система школ-интернатов внесла большой вклад в уничтожение родной культуры, языка, верований, традиций и основ существования индейцев и эскимосов. Многие бывшие воспитанники этих школ теперь рассказывают о бесчеловечном обращении, которому они подвергались в школах. Дети, лишенные опоры на племенные традиции, язык, культуру и наследие, нередко становились в школах жертвами жестокостей, пороков и болезней – в частности, старейшины возлагают на них вину за эпидемию наркомании и алкоголизма, фактически уничтожившую многие племена. В последние годы на территориях бывших школ активисты постоянно обнаруживают с помощью георадаров безымянные детские захоронения. Эти находки мгновенно обрели скандальную известность в Канаде и побудили племенных старейшин к протестам и требованиям покаяний и возмещений.

Ранее в тот же день понтифик публично каялся в грехах школ во время выступления в Масквацисе, примерно в часе езды к югу от Эдмонтона, на котором присутствовало много «коренных канадцев» (индейцев, метисов и эскимосов). Приход Святого Сердца в Эдмонтоне в 1991 году был объявлен Национальным приходом коренных народов, метисов и эскимосов-инуитов, первым национальным приходом такого рода в Канаде.

«Ничто и никогда не сможет стереть в душах память об оскорблении достоинства, причиненном зле, грехе и предательстве доверившегося нам человека, – скорбно признал папа, выступая в приходе Святого Сердца. –Ничто не может избавить нас от собственного позора, как верующих. Тем не менее, нам нужно всегда начинать все сызнова, ибо Иисус предлагает нам не приятные слова и добрые намерения, а крест. Это крест великой любви и муки, готовой терпеть гвозди, пронзающие руки и ноги, и шипы, терзающие главу. Это наш совместный путь восхождения, по которому нас ведет любовь к Христу, преданному и распятому ради нас; к Христу, распятому во многих несчастных воспитанниках школ-интернатов. Если мы хотим примириться друг с другом и с самими собой, примириться с прошлым, с пережитыми обидами и ранами воспоминаний, с травмирующими нас переживаниями, которые никакое человеческое утешение никогда не сможет исцелить, нам следует обращать взор к распятому Иисусу; искать мир у алтарного подножия его креста. Ибо именно на древе креста печаль превращается в любовь, смерть в жизнь, опустошение в надежду, одиночество в близость, отверженность в единение. Примирение – это не просто результат наших собственных усилий; это дар распятого Господа, это мир, исходящий из сердца Иисуса, это благодать, которую нужно жаждать и искать».

Папа Франциск осудил порочное стремление «навязать людям Бога, вместо того, чтобы позволить им приблизиться к Богу», поскольку такой метод «никогда не работает, ибо Господь действует иначе». «Он не принуждает нас, не связывает и не подавляет; напротив, Он любит, Он освобождает, Он оставляет свободными в выборе, – напомнил понтифик. – Он не питает Духом Своим тех, кто владычествует над другими, кто путает Евангелие нашего примирения с прозелитизмом. Нельзя провозглашать Бога способом, противным самому Богу. Путь католической веры совсем не в том, чтобы решать за других, укладыать каждого в прокрустово ложе наших предвзятых понятий, но в том, чтобы ставить себя перед распятым Господом и перед нашими братьями и сестрами и учиться идти этим путем вместе. Вот чем является Церковь и всегда должна оставаться такой – местом, где реальность всегда выше помысла. Вот чем является и всегда должна быть Церковь – не набором идей и заповедей, которые нужно вдалбливать людям, а гостеприимным домом для всех!»

Храм Святого Сердца украшен изображениями вигвама – традиционного индейского шатра, а в его интерьере вигвам символизируют скрещенные деревянные шесты. Папа Франциск отметил, что изображение шатра несет в себе глубокую библейскую символику как место встреч – встреч как с другими людьми, так и с Богом. «Господь поставил свой шатер среди нас; он сопровождает нас, бредущих через пустыни жизни, – отметил понтифик – Он живет не в небесных обителях, а в нашей Церкви, которую он хочет сделать домом примирения. Господь Иисус, распятый и воскресший, Ты живешь здесь, среди своего народа, Ты хочешь, чтобы Твоя слава сияла в наших общинах и в наших культурах. Возьми нас за руки и проведи пустынями истории, направляя наш шаг на путь примирения. Аминь».

Перед проповедью папы Франциска, два прихожанина из общины метисов – Билл Пердью (Bill Perdue) и Кандида Шепард (Candida Shepherd) – выступили с речами приветствия перед духовным наставником. Они подчеркнули роль храма как места встреч и духовного воспитания не только для коренных жителей и бывших воспитанников школ-интернатов, но и для многих иммигрантов, в том числе из Хорватии и Эритреи. Они также с гордостью отметили, что храм сумел полностью оправиться от двух крупных пожаров за свою историю – в 1966 и в 2020 годах.

26 июля, в день Святой Анны, Папа Франциск отслужил мессу на стадионе Содружества в Эдмонтоне. Позже в тот же день он принял участие в паломничестве в храм Lac Ste. Anne (Святой Анны), который ежегодно принимает тысячи паломников в этот торжественный день, в который отмечается крупнейшее ежегодное католическое событие в западной Канаде. Папа римский также совершил там Литургию Слова. Телевещательная служба EWTN вела прямые трансляции визита папы Римского.

 

Форумы