• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Правительство талибов в Афганистане теперь защищает древние изваяния Будды от посягательств

Власти пытаются наладить отношения с Китаем и привлечь инвестиции в разработку природных богатств

 КАБУЛ. Правительство талибов в Афганистане теперь защищает древние изваяния Будды от посягательств – в надежде, что удастся наладить отношения с Китаем и привлечь инвестиции в разработки природных ресурсов, сообщаетapnews.

Комплекс древних сооружений Мес Айнак («родник меди») расположен в 40 км юго-восточней Кабула на высоте более 2 км над уровнем моря над крупнейшим месторождением меди в стране. Древние статуи Будды безмятежно восседают здесь в нишах, высеченных в красновато-бурой породе. Это второй по величине буддийский комплекс в стране (после Хадды). Археологи обнаружили здесь уже более 400 статуй Будды. Многие историки считают Мес Айнак важным перекрестком торговых путей в древности, ключевым перевалочным пунктом на Великом шелковом пути. Здесь обнаружено 19 археологических памятников, в том числе два небольших форта, цитадель, четыре монастыря первых веков нашей эры, буддийские ступы, зороастрийский храм огня, древние медные копи, плавильные мастерские, жилища рудокопов, стеклянные изделия, монеты и инструменты для чеканки.

Правители талибов Афганистана теперь возлагают надежды на Пекин, думая наладить добычу руды и выплавку меди и тем самым облегчить гнет тяжких западных санкций. Сравнительно недавно, всего два десятилетия назад, когда к власти пришли радикальные талибы, они вызвали гнев и возмущение по всему миру варварскими взрывами гигантских статуй Будды в другой части страны – ибо считали их языческими символами, оскверняющими истинную веру. А вот нынешние талибы бдительно сторожат древние памятники над рудником Мес Айнак. Их сохранение является важным условием привлечения миллиардных китайских инвестиций, считает Хакумулла Мубариз (Hakumullah Mubariz), глава службы вооруженной охраны этого объекта. «Когда американцы ушли, мы бросились охранять это место, – говорит Мубариз – Мы знали, что это большая ценность для страны – и для нас, и для китайцев».

Талибы осознают мощный потенциал горнодобывающей отрасли Афганистана. Минеральные богатства страны, по оценкам, стоят не менее 1 триллиона долларов, однако их освоению всегда мешали бесконечные войны и насилия. Сейчас же многие страны, в первую очередь соседние Иран, Россия и Турция, стремятся заполнить вакуум, образовавшийся после бегства войск США.

Однако Пекин пока действует более активно и напористо. Если в Мес Айнак на полную мощь заработает крупнейший завод по добыче меди, он может перекроить геополитическую карту Азии.

В 2008 году власть Хамида Карзая подписала 30-летний контракт с китайским предприятием MCC на добычу высококачественной меди в Мес Айнак, ресурсы которого составляют порядка 12 миллионов тонн руды. Однако проект долго буксовал из-за «проблем логистики» и военных столкновений, пока в 2014 году китайский персонал не разбежался окончательно из-за риска для жизни. Сразу после захвата Кабула в августе прошлого года, исполняющий обязанности министра горнодобывающей промышленности и нефти Шахбуддин Дилавар (Shahbuddin Dilawar) постарался возобновить сотрудничество с китайскими государственными компаниями MCC, China Metallurgical Group Corporation и Jiangxi Copper Ltd. Он провел с ними виртуальные встречи и призвал вернуться к разработкам на условиях контракта 2008 года.

Техническая группа MCC вскоре прибудет в Кабул для согласования условий. Одно из них – перемещение памятников в безопасное место. Кроме того, MCC просит снизить налоги, в частности вдвое сократить ставку роялти (доли правительства в продаже меди), которая сегодня составляет 19,5%. “Китайские компании признают нынешнюю ситуацию идеальной, – говорит Рашиди. – Международных конкурентов здесь нет, а власти оказывают всемерную поддержку». Контракт на добычу меди в Мес Айнак может приносить стране 250-300 миллионов долларов в год прямых доходов (это прибавка в 17% к бюджету), плюс 800 миллионов долларов различных сборов за срок действия контракта. Это существенная помощь стране в условиях роста нищеты и дефицита финансовых средств из-за заморозки афганских активов администрацией Байдена.

Древности Мес Айнака сильно пострадали из-за войн, а мародеры вывезли множество предметов старины с этой территории. Тем не менее, археологи, работавшие здесь в 2004 году, вскрыли частичными раскопками остатки обширного комплекса буддийских сооружений. К удивлению промышленников, нынешний министр Дилавар стремится сохранить древности. Он отверг вариант открытого горнодобывающего карьера, который привел бы к полному уничтожению древнего комплекса. Однако альтернативный вариант шахтной добычи руды оказался слишком убыточным для MCC. Вот почему министерство культуры занимается вывозом древностей – преимущественно в музеи Кабула. «Мы уже перевезли некоторые артефакты в столицу и сейчас завершаем план их вывоза, чтобы можно было начать добычу полезных ископаемых», - сообщил Дилавар агентству Ассошиэйтед Пресс.

Китайцы из MCC пока осторожны в оценках. Есть еще много трудных условий контракта – это строительство железной дороги до границы с Пакистаном в Торкаме, возведение угольной электростанции и социальных объектов для работников – в том числе больницы и школы. Жители снесенных здешних сел все еще ожидают компенсации, обещанные министерством, и надеются на 3-4 тысячи прямых и 35 тысяч вспомогательных рабочих мест на месторождении.

В министерстве толпятся инвесторы с документами, привлеченные минеральными богатствами Афганистана – месторождениями железа, драгоценных камней, лития и многого другого. Среди них есть русские, иранцы, турки, но больше всего китайцев, и все они «очень спешат инвестировать» по словам Рашиди. Власти также обратились к китайской компании CNPCI с просьбой возобновить разведки нефтяных залежей в русле Амударьи близ границы с Туркменистаном, прерванные в 2018 году.

Местным инвесторам и совместным предприятиям – в основном с китайцами и иранцами – уже розданы десятки мелких контрактов. В результате доходы отрасли выросли со 110 миллионов афгани (1,2 миллиона долларов) до 6 миллиардов афгани (67 миллионов долларов) – всего за шесть месяцев после прихода талибов к власти. Отчасти этот доход объясняют «агрессивным налогообложением», в котором «неформальная налоговая экономика» шариата сочетается с государственным хозяйствованием. Растет ли уже фактическая добыча сырья (помимо угля), достоверно пока не известно.

По иронии судьбы, именно талибы более десяти лет препятствовали работам в Мес Айнак.

Горный инженер MCC вспоминает, что дорога к шахте была вечно усеяна самодельными взрывными устройствами, и целый армейский полк охранял китайских инженеров на стройплощадке. Мубариз, нынешний начальник военизированной охраны, был среди тех, кто тогда следил за ними с гор и планировал атаки. Узнав, что теперь талибы гарантируют безопасность работ в карьере, инженер спросил с недоумением – «а кто раньше нападал на нас, разве не вы?» Бородатые автоматчики лишь заулыбались в ответ.

(Талибан - органиация, запрещенная на территории РФ).

Форумы