• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Доктор религиоведения обрушился на «колониальное наследие в британском богословии»

Ему смущает, что Иисуса Христа изображают белым, а в его храме лишь 9 черных на 300 белых

 

ОКСФОРД. Чернокожий директор Оксфордского центра религии и культуры обрушился на «колониальное наследие в британском богословии», возмущаясь тем, что Иисуса Христа в Британии изображают белокожим, светловолосым и голубоглазым, а в его приходском храме насчитывается лишь 9 черных на 300 белых, сообщает christiantoday.

Доктор Энтони Редди (Anthony Reddie) считает, что наследие колониальной и мперии все еще определяет британское сознание и богословие. Он также поведал о чувствах одиночества и отверженности, всегда живших в нем, чернокожем прихожанине британской церкви, среди белого большинства, поклоняющегося «стереотипному светловолосому и голубоглазому» образу Спасителя. Эти его заявления прозвучали в ходе онлайн-семинара «Будущность Живого Бога сейчас» (Living God's Future Now), проведенного движением «Грань сердца» (HeartEdge) 15 июля.

Доктор Редди занимается проблемами религии на стыке новомодной «теологии освобождения черных» (black liberation theology) и практического богословия. Его выступление на семинаре было посвящено «влиянию колониального наследия на общество и теологию в современной Великобритании». «Империя и имперское сознание определяли многие черты жизни британцев на протяжении целого тысячелетия и даже дольше, – говорит доктор Редди. – Многие имперские идеи и образы все еще живут в нас и встроены в нашу теологию и сознание – в систему нашего восприятия нормального, проблемного и упадочного. Если говорить о христианской вере, то она сформирована в нас традициями и Священными Писаниями, живущими не столько будущим, сколько прошлым. Я вижу, что в британском обществе исподволь растет единый «корпоративный» дух, с которым христианству и Церкви приходится вступать в борьбу, цепляясь за свою «славную» историю. Когда мы не можем справиться с бурным приливом современной жизни, у нас всегда возникает искушение схватиться за опору в прошлом».

Преподобный Сэм Уэллс (Sam Wells), в едущий семинара HeartEdge, попросил Редди поведать о том, как Святой Дух «деколонизировал» его веру. «Мы были одной из двух чернокожих семей в нашей церкви, – ответил доктор. – Триста с лишним прихожан собирались в храме воскресным утром и вечером, и среди них нас было всего девять чернокожих». Редди вспомнил «экзистенциальный момент» перелома в его вере, когда он был 11-летним учеником воскресной школы. «Меня завораживал образ Иисуса Христа в храме, – вспоминает доктор. – Красивый светловолосый мужчина с бородой смотрел на меня пронзительными голубыми глазами, и этот взгляд не отпускал меня, куда бы я ни шел, проникая в душу. Однажды я набрался смелости и спросил свою учительницу воскресной школы: «Если все мы созданы по образу и подобию Господа, тогда кто я такой?» Она долго молчала и ответила: «Это не имеет значения, Энтони».

«Этот ответ помог и смутил меня в равной мере, – продолжил Редди. – Помог тем, что я осознал, что моя внешность не имеет значения. Я родился в семье, верившей, что у Господа нет цвета кожи и Он любит каждого, а потому, честно говоря, я никогда не чувствовал себя не любимым Богом или не принадлежащим к телу Христову». Однако позже его постигло прозрение «более конкретного плана», когда он стал молодым служителем храма в Хэндсворте, одной из старейших черных общин Бирмингема, где проживает множество «унесенных ветром» горемык. «Они и здесь столь же бедны, чужды и обездолены, – подчеркивает Редди. – Я служил детям и внукам первопоселенцев, и меня преследовали вопросы «где здесь Господь?», «что делает Бог среди этой бедности?».

«Ужасаясь их отверженности в обществе, я начал искать опоры для Благой Вести об Иисусе Христе в этой среде, – вспоминает теолог. – Храмы делают нужную работу, поддерживая людей духовно, давая им силы для борьбы с бедами и социальными силами, не приемлющими их и стремящимися сломить. И вот только теперь я замечаю признаки намечающегося обновления в Церкви. Я остаюсь верным Господу, ибо в Церкви замечаю искры великого обновления, исходящие от Него. А Он ведь всегда нов, всегда импровизирует, когда призывает нас измениться. Он вселяет в нас надежду, когда тот Иисус, которого мы любим и знаем по Священному Писанию, оказывается живым и новым, а Его образ является в наших собраниях, даже когда нас всего двое или трое, он вдруг явственно мелькает среди нас. Он то и дело подталкивает нас к осознанию, что все мы можем и должны быть разными, ибо каждый из нас несет отражение Его образа».

 

 

Форумы