В Англии найден рельеф древнеримской эпохи с изображением языческого божества

Фигура обнаженного всадника, найденная в римском форте, может изображать Меркурия или Марса

 

ЛОНДОН. Как сообщает новостное агентство Chronicle Live, Ричи Милор и Дэвид Голдуотер участвовали в ежегодных раскопках на территории Нортумберленда в течение последних 15 лет. В мае, как пишет Live Science, археологи попросили их расчистить мощеный пол в здании четвертого века в форте. Они нашли античный рельеф всего на несколько дюймов ниже верхнего слоя почвы, сообщат сайт Смитсоновского института.

«Мы просто в полном восторге, очень гордимся тем, что стали частью этого открытия, на самом деле это было очень эмоционально», — говорит Ричи Милор. «Независимо от того, найдете вы что-то или нет, мы любим приходить на это место, играть свою небольшую роль в проводимых исследованиях, но эта находка сделала этот день действительно особенным», — отмечает археолог.

Теперь эксперты Благотворительного фонда Виндоланда пытаются определить, что представляет собой рельеф — первый в своем роде, найденный в форте. Согласно видео, опубликованному фондом, на панели шириной 6 дюймов и длиной 12 дюймов нет никаких надписей или опознавательных знаков, поэтому команда археологов обращается к атрибутам скульптуры, чтобы понять ее значение.

«Нагота этого человека [предполагает], что он, вероятно, бог, а не простой кавалерист», — говорит Марта Альберти, одна из археологов, наблюдающих за раскопками в Виндоланде. «У него также есть копье в левой руке, общий атрибут бога войны Марса», — отмечает исследовательница.

Альберти добавляет: «Когда вы смотрите на его голову, две почти круглые детали можно идентифицировать как крылья: общий атрибут Меркурия — бога путешествий. Лошади и ослы также часто ассоциируются с Меркурием как защитником путешественников».

Тот факт, что Милор и Голдуотер обнаружили артефакт возле казарм четвертого века, дополнительно подтверждает идентификацию фигуры как Марса или Меркурия . Солдаты, живущие в форте, могли создать собственное изображение богов или даже некое «синтетическое» божество с характеристиками обоих, как указывает Альберти.

Хотя этот каменный рельеф является уникальным среди артефактов, обнаруженных в Виндоланде, нагота является обычным мотивом в греческой резьбе, которая вдохновляла римских мастеров. Как писал историк Джеффри М. Хервит для American Journal of Archeology в 2007 году, «нагота характеризует фигуры, которые в остальном олицетворяют более чем смертные размеры, мощь и благословенное [превосходство]».

В беседе с Кори Биннсом из Live Science в 2007 году Хервит сказал, что воины и герои «часто, но не всегда» изображались обнаженными — как свидетельство их физического совершенства. И наоборот, в классических изображениях побежденных или умирающих мужчин иногда использовалась нагота, чтобы подчеркнуть слабость.

Загадочная статуя всадника — одно из многочисленных примечательных археологических открытий, сделанных в Виндоланде. Лагерь расположен примерно в одной миле к югу от вала Адриана — 73-мильного заграждения, воздвигнутого около 122 г. н.э., чтобы обозначить край римской Британии и защитить имперскую территорию от вторений со стороны непокоренных племен Шотландии. Римский военный лагерь, в котором нашли скульптуру, предшествует этому знаменитому укреплению.

Как писал Майк Ибеджи для BBC History в 2012 году, Римская империя в конце 80-х годов н.э. создала крепость в качестве постоянного форпоста. Это была важная крепость во время строительства стены Адриана, обеспечивавшая снабжение припасами и рабочими.

По словам Джесси Холта из ARTnews, древние римляне периодически использовали этот форт до 370 г. н.э., когда солдаты навсегда покинули эту военную заставу в рамках ухода Рима из Британии. Это место известно своими деревянными табличками, некоторые из которых содержат записи, написанные римлянами, жившими в форте. Исследователи также обнаружили сандалии, гребни, ткани, мечи, наконечники стрел, керамику, бронзовые статуи, кожаную мышь и боксерские перчатки.

Форумы