Христология у возражателей Аполлинарию

А.В.Карташев. Вселенские соборы // II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление)


Естественно, что до разработки нового для того времени христологического вопроса y всех больших богословов IV в. мы встречаем большие неточности и сбивчивые выражения, ставшие впоследствии характерными для полярно противоположных ересей.

Например, св. Афанасий Великий говорит ο «целой природе Слова — αλη φυσις του Λογου.» Об образе соединения природ Афанасий говорит — «φυσικη ενωσις — природное единство,» «соединение по природе.» Выражения, звучащие по-монофизитски. И с другой стороны, y того же Афанасия: божество и человечество действуют, συνημμενος, соприкосновенно, связно. И даже (!) человечество называется домом, храмом Божества: «прокаженный, как в созданном храме поклонялся Творцу всего.» Выражения антиохийско-несторианские.

Григорий Богослов дает точное христологическое выражение: «две природы, Бог и человек, но не два Сына и не два Бога. Ибо то, из чего Спаситель есть «другое и другое (άλλο και αλλο),» a не «другой и другой (άλλος και αλλος),» да не будет!» Ho y того же Григория Богослова есть выражения, которые оказались сбивчивыми при дальнейших спорах и углублении вопроса. Например, «обе природы (τα γαρ αμφοτερα),» «едино в слиянии (εν τη συγκρασει).» Иногда — μιξις, συγκρασις, «смешение,» «соприкосновение по сущности (συναφεια κατ’ουσιαν).» «Слияние, смешение» — это звучит по-монофизитски, a «соприкасание» — по-несториански.

У Григория Нисского встречаем также неточности по мерке позднейшей терминологии. С одной стороны, «восприявшая природа Божия возвысила соединенного с ней человека до своей собственной высоты.» С другой стороны, образ соединения обозначается терминами μιξις, ανακρασις, переводимыми как «смешение.» Обожение человеческой природы во Христе обозначается как «преложение.» Терминология монофизитская. Явно, что тонкий и требовательный греческий интеллект не мог на такой неточности остановиться.

Если в триадологическом споре весь Восток в общем противостоял Западу, то в новом споре разделился сам Восток. И разделился по двум философским, a за этим и по двум богословским направлениям, или школам. Школа Антиохийская ответила на вопрос по схеме Аристотеля, a школа Александрийская — по схеме Платона.

Ссылки по теме
Форумы