Послание игумена Иосифа Волоцкого епископу Нифонту Суздальскому

Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955
Список источников


«Послание Иосифа Волоцкого Нифонту» — один из важнейших источников по истории новгородско-московской ереси, свидетельствующий о широте и размахе этой ереси. Послание это до сих пор издавалось только по одной редакции. В 1847 г. «Послание Нифонту» было издано по неизвестному списку в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» (№ 1, отд. IV). Ввиду того, что в оригинале (как и во многих списках) за «Посланием Нифонту» следовало (без заголовка) «Послание к брату Иосифа Вассиану», текст последнего послания был включен в состав «Послания Нифонту». В 1880 г. «Послание Нифонту» было вновь издано А. С. Павловым (и переиздано в 1908 г.) в т. VI «Русской исторической библиотеки» (№ 120). Павлов уже не включил в текст «Послание Иосифа к брату», опустив заодно (не оговорив этого в аппарате) и заключительные слова «Послания Нифонту», отмечающие переход к следующему посланию: «И сия о сих».

И в «Чтениях» и в «Русской исторической библиотеке» «Послание Нифонту» было издано по спискам одной и той же редакции. Но в 1950 г. Н. А. Соколов обратил внимание на список ГПБ, Q.XVII.64, дающий иную редакцию «Послания Нифонту», в которой ничего не говорится о еретичестве митрополита (Зосимы).[1] Эта редакция значительно короче ранее известной, и потому мы будем именовать ее краткой, а ранее изданную — пространной.

В настоящее время нам известны следующие списки «Послания Иосифа Нифонту».



Пространная редакция.
Пространная редакция «Послания Нифонту» (соединенная с посланием брату Вассиану) читается прежде всего в сборниках, содержащих «Просветитель» Иосифа Волоцкого Рогожского извода краткой редакции и Синодального извода пространной редакции (см. ниже, стр. 445—446 и 457):

1) БИЛ, Рогожек. № 530; 4°; сер. XVI в. (дата 1557 г.). Л. 15 об. — «Послание Нифонту: л. 27 об. — «Послание Иосифа Митрофану»;

2) ГИМ, Синод. № 453 (Г.—Н., № 187); 4°; втор. пол. XVI в. Л. 1 — «Послание Нифонту», л. 19 — «Послание Митрофану». По этому списку «Послание Нифонту» издано в РИБ, т. VI;

3) ГПБ, F.I.229 (Толст., I, 229); 1°; кон. XVI—нач. XVII в. Л. 1 — «Послание Нифонту» (без начала; от слов: «...нет деи втораго пришествия Христова»); л. 15 — «Послание Митрофану»;

4) ГИМ, Барс. № 357; 4°; сер. XVII в. Л. 18 —«Послание Нифонту»; л. 35 — «Послание Митрофану»;

5) ГПБ, Дух. ак. № 166; 4°; XVII в. Л. 1 — «Послание Нифонту; л. 20 —«Послание Митрофану»;

6) ЦГАДА, ф. 181, Рук. отд. библиотеки, № 748; 4°; XVII в. Л. 41—«Послание Нифонту»; л. 57 об. — «Послание Митрофану»;

7) ГИМ, Синод. № 548; 4°; перв. пол. XVII в. Л. 425 — «Послание Нифонту; л. 433 об. «Послание Митрофану»;

8) БИЛ, Фунд. № 171; 4°; перв. пол. XVII в. Л. 1—«Послание Нифонту; л. 10 — «Послание Митрофану» («Сведения о славянских рукописях, поступивших из Троицко-Серг. лавры» Леонида, вып. 2, М., 1887, стр. 214, № 15);

9) ГИМ, Увар. № 61; 1°; перв. пол. XVII в. Л. 2 —«Послание Нифонту; л. 12 — «Послание Митрофану» (см.: Описание рукописей Уварова, ч. 1, стр. 206, № 240);

10) ГПБ, Погод. № 1132; 1°; втор. пол. XVII в. Л. 1 — «Послание Нифонту; л. 6 об. — «Послание Митрофану»;

11) ГИМ, Барс. № 359; 1°; кон. XVII—нач. XVIII в. Л. 2 — «Послание Нифонту; л. 12 — «Послание Митрофану».

Та же редакция «Послания Нифонту (также вместе с посланием брату) читается и в некоторых сборниках, содержащих «Просветитель» иных изводов.

12) ЦГАДА, ф. 181, Рук. отд. библиотеки, № 458; 4°; XVII в. Л. 5 — «Послание Нифонту»; л. 16 — «Послание Митрофану»;

13) ГИМ, Барс. № 351; 1°; нач. XVII в. Л. 1 — «Послание Нифонту»; л. 8 — «Послание Митрофану»;

14) ГПБ, Погод. № 1135; 4°; сер. XVII в. Л. 19 об. — «Послание Нифонту»; л. 39 об. — «Послание Митрофану»;

15) БАН, 21.8.28; 8°; втор. пол. XVII в. Л. 5 об. — «Послание Нифонту»; л. 16 — «Послание Митрофану»;

16) БИЛ, Егор. № 2019; 4°; кон. XVII—нач. XVIII в. Л. 6 об. — «Послание Нифонту»; л. 23 об. — «Послание Митрофану».

17) ГИМ, Увар. № 837; 4°; XVIII в. Л. 2 —«Послание Нифонту», л. 14 об.— «Послание Митрофану»;

18) ГПБ, собр. Квашнина-Самарина № 14; 4°; XIX в. Л. 4 — «Послание Нифонту»; л. 13 об. — Послание Митрофану».

Отрывок из «Послания Нифонту» (с посланием брату) читается также в списке:

19) ГПБ, Погод. № 1319; 4°; нач. XVII в. Л. 701—вторая половина «Послания Нифонту» (от слов: «... кроме благодати святаго духа ничто же мощно кому сътворити»); л. 703 — «Послание Митрофану».

Текст «Послания Нифонту» в той же редакции, но без послания брату (см. ниже, стр. 433), читается в списке «Просветителя»:

20) ГПБ, Дух. ак., A.II.39; 4°; втор. пол. XVII в. Л. 1 об. — «Послание Нифонту»; л. 25 — «Послание Митрофану».

Примыкают к пространной редакции «Послания Нифонту», составляя особый извод этой редакции, и четыре списка, в которых читается тот же текст «Послания» (с выпадами против митрополита), но обрывающийся на середине. В двух из этих списков обрыв носит особенно резкий характер — текст заканчивается словами: «... их же учиши и паствиши повелением святого духа, словом и у...» (в тексте пространной редакции следует: «...уставом великого архиерея спаса нашего Иисуса Христа, ему же слава и держава во векы», см. ниже, стр. 430). В двух остальных списках (Мазур. № 1054 и Погод. № 1309) приведенная фраза имеет окончание, но иное, чем в пространной редакции: «... словом и учением». Далее следует «Златоуст Маргарит»:

21) ГИМ, Синод. № 791; 4°; сер. XVI в. (запись 1543 г.). Л. 59 —«Послание Нифонту». Подробное описание см.: М. Н. Тихомиров. Летописные памятники б. Синодального собрания. Историч. зап., т. XIII, стр. 283;

22) ГПБ, Q.XVII.50 (Толст., II, № 341); 4°; втор. пол. XVI в. (принадлежала в 1575—1587 гг. волоколамскому игумену Евфимию). Л. 16 — «Послание Иосифа Нифонту»; л. 296 — «Послание Геннадия Нифонту» (см. выше, стр. 312);

23) ЦГАДА, собр. Мазур. ф. 196, № 1054; 8°; сер. XVI в. (см. выше, стр. 305). Л. 418 — «Послание Нифонту»; л. 443 — «Златоуст Маргарит»;

24) ГПБ, Погод. № 1309; 8°; перв. пол. XVII в. Л. 162 об. — «Послание Нифонту»; л. 169 — «Златоуст Маргарит»; л. 169 об. — послание «Фотея митрополита» Ивану III (в действительности — известное «Послание Вассиана на Угру»).


Краткая редакция

Краткая редакция «Послания Иосифа Нифонту» представлена одним списком: 1) ГПБ, Q.XVII.64 (Толст. II, № 68); 4°; сер. XVI в. (принадлежала в 1543— 1554 гг. Новоспасскому архимандриту Нифонту Кормилицыну). Л. 245 — «Послание Нифонту»; л. 249 — «Послание Иосифа Симону» (в связи с делом Серапиона); л. 317 об. — «Послание Геннадия Прохору Сарскому» (см. выше, стр. 309).

Как уже указано выше, краткая редакция не содержит второй половины «Послания» (о действительности или недействительности еретического проклятия). Конец «Послания» в этой редакции совпадает с концом «Послания» в особом изводе пространной редакции и особенно в списках Мазур. № 1054 и Погод. № 1309: «Послание» здесь также оканчивается словами «повелением и властию святаго духа, словом и учением»; далее следует Златоуст. С особым изводом пространной редакции совпадает краткая редакция и в ряде отдельных чтений: как и в особом изводе, здесь говорится о «скверном пастыре» — «укрепится вся его пагубная и сквернаа злодеяния»; в цитате из апостола Павла говорится, что отступников надо убивать «без милосердна» (осн. списки простр. ред.: «милости») и т. д. (ср. разночтения к пространной редакции по списку Б и краткую редакцию).

В пределах совпадающего текста пространной редакцией в целом и краткой редакцией наблюдаются следующие отличия:

1) в начале «Послания» «беда, постигшая Рускую землю» связывается в краткой редакции не с митрополитом, а с еретиками вообще: если в пространной редакции говорится, что «на том же престоле ныне седит скверный злобесный волк, оболкийся в пастырскую одежу», то в краткой — «ныне в том граде иже мудрьствующеи жидовьская, глаголю ж новогородских еретиков»; вместо «жидовству учя» — «жи довству научают»; вместо «отступник Христов» — «отступници Христовы» и т. д.;

2) в краткой редакции отсутствует читающаяся в пространной редакции ссылка на брата Иосифа, Вассиана Санина;

3) в пространной редакции энергичнее, чем в краткой, изложено обращение к самому Нифонту (в пространной редакции «о том стати накрепко некому опроче тебя, государя нашего», в краткой — «о том стати некому»; в пространной редакции «глава бо еси всем», в краткой — «глава еси»);

4) в пространной редакции говорится, что сторонники ереси учатся «от самого того сатанина сосуда и дияволова митрополита, не выходят и спят у него, в краткой — «того сатанина сосуда и диаволова протопопа, и не выходят и спят у него»;

5) в краткой редакции нет фразы, читающейся в пространной редакции: «А иные, господине, говорят: Мы у него не слыхали ничего; и толко, господине, есть на него достоверны свидетели, ино так и сами вы слышели».

Какая же редакция была составлена раньше: краткая или пространная? Вопрос этот представляется нам спорным; на него возможны два ответа.[2]

В пользу признания краткой редакции первоначальной, а пространной вторичной могут быть выставлены следующие аргументы:

1) в краткой редакции вслед за словами «вси о вере пытают... от Протопоповых детей и его зятя и от их учеников», читается «и учатся от них жидовству, того сатанина сосуда и диаволова, протопопа»; в пространной редакции вместо последнего слова стоит «митрополита»; в краткой редакции имеется логический переход от. Протопоповых детей к самому протопопу (Алексею), чего в пространной редакции нет.

2) ссылка на брата Вассиана в пространной редакции может рассматриваться как добавление, связанное с тем, что в этой редакции «Послание» обычно связано с посланием Вассиану;

3) заключительная часть большинства списков пространной редакции (отсутствующая в краткой) представляет собой ответ на какое-то письмо (возможно, самого Нифонта, полученное в ответ на краткое «Послание» Иосифа), содержащее вопрос: как быть, если еретик проклянет христианина («А что еси, господине, ко мне писал...»); о позднейшем характере этой вставки говорит отсутствие связи между нею и основным сюжетом произведения;

4) краткая редакция находится в сборнике волоцкого игумена и Новоспасского архимандрита Нифонта Кормилицына (Q.XVII.64)—самом раннем по времени списке «Послания» (наиболее ранний список пространной редакции — Рог. № 530 — относится к 1557 г.).

Если принят, что краткая редакция «Послания Нифонту» является более ранней, а пространная — позднейшей, то история всего «Послания» в целом представляется следующим образом. «Послание» (краткая редакция) было написано, когда уже состоялось какое-то- соборное заседание о ереси («от прбклятых на соборе»); очевидно, имеется в виду собор начала 1488 г., осудивший некоторых новгородских еретиков. «Послание» обращено к. Нифонту. Автор говорит, что кроме него стать за «христианство» некому. Очевидно, это обращение могло быть сделано только тогда, когда в Москве не было митрополита. Действительно, 27 мая 1489 г. умер Геронтий, а Зосима назначен 12 сентября 1490 г.[3] Очевидно, в течение этого промежутка Иосиф и написал краткое «Послание Нифонту». За это говорит весь текст «Послания». Иосиф в это время был верным учеником и последователем Геннадия Новгородского. Составление «Послания Нифонту» являлось как бы продолжением деятельности Геннадия, который написал обращение к Нифонту и Филофею Пермскому еще в январе 1488 г.

Все «Послание» пропитано страхом за судьбу официальной церкви. Митрополита в Москве нет. Великий князь покровительствует ереси, раз он допустил в Успенский собор, где восседали русские митрополиты, протопопа-еретика Алексея, а в Архангельский— Дениса. Мало того, «ныне же в домех и на путех и на торжищех иноцы и мирстии и вси сомнятся,[4] вси о вере пытают... от еретиков» — «отступиша бо мнози от... веры». Интересно, что Иосиф в этот период не требует категорически смертной казни еретиков, но лишь простого заточения и наказания («не токмо их осужати велено, но и казнити и в заточение посылати, точию смерти предати епископом не повелено есть»). Не случайно и собор 1490 г. решил не казнить еретиков, жестокие меры по искоренению ереси.

В 1504 г. иосифляне резко разошлись с нестяжателями, к которым, как нам представляется, был близок ранее митрополит Зосима.[5] В этой обстановке Иосифом Во лоцким и бьла создана пространная редакция «Послания Нифонту», направленная против Зосимы.[6]

Пространная редакция «Послания Нифонту» отразилась на 12-м «слове» «Просветителя». Вторая часть «Послания», отсутствующая в краткой редакции, по тексту совпадает с 12-м «словом» «Просветителя», но имеет небольшие дополнения. Текст 12-го «слова» начинается после заголовка словами: «Святаго Дионисия Ареопагита: яко аще паче воля божия» и т. д.; в «Послании» эти слова см. ниже, стр. 432. После этой цитаты из Дионисия Ареопагита в «Послании» следуют выдержки из И. Златоуста и Аф. Александрийского; в 12-м «слове» эти выдержки помещены не после цитаты из Дионисия, а ниже. Вместо них в 12-м «слове» идет текст: «Епископ или пресвитер кроме правильныя вины отлучая кого от обещания, сам без причащения да будет, в елико же время разсмотрит святитель, под ним же есть». Далее после свидетельства Анастасия Синайского (до слов «проклинает») в 12-м «слове» помещены:

а) правило 134-е Карфагенского собора («Аще который епископ... не может»);

б) правило еп. Григория («Всем же епископом... святитель есть»); в) правило 4-е собора VII («иже от части сего ради... не подобно»); г) Юстиниана новых заповедей гл. 9 («яко епископ или презвитер... под сим же есть»). После этого в 12-м «слове» дано резюме: «Се же паки глаголю от святых писаний, яко не последует божий суд, ни патриаршескому,, ни епископьскому, не токмо отлучению, но ниже проклятию, яже не по божию волю проклянет кого».[7] Это пересказ начала второй части «Послания Нифонту» пространной редакции. После этого в 12-м «слове» идет отрывок из начала второй части «Послания» («Диоскор убо еретик», — ср. ниже, стр. 431) с небольшой стилистической вставкой (после «от человек» — «понеже не по воли божий прокляша»). Затем после слов «причтен бысть» помещен отрывок из середины второй части «Послания» («Великаго Симиона, иже на дивней горе... Вижь, яко аще хто... свяжеть себе проклянет и свяжет, якоже вси сии проклявшеи святыя сия отца», — ср. ниже, стр. 432; вместо последних семи слов — в послании «яко презвитер»). Далее в 12-м «слове» после небольшой вставки «И довольно сиа на извещение... неповинне проклянет» продолжается рассказ начала второй части слова («Виждь яко не последует. .. но клятва на них возвратися», с небольшой редакционной вставкой после «суд», — ср. ниже, стр. 430). Затем в 12-м «слове»[8] после выдержки из апостола Иуды (до слов «оскверненую ризу») идут отрывки из И. Златоуста и Аф. Александрийского, помещенные в «Послании Нифонту» после приведенных цитат из Ареопагита и Василия (И. Златоуста «Аще повеление развращено» и Аф. Александрийского «Шествующе же»,— ср. ниже, стр. 432). Далее в «Послании» читается выдержка из Анастасия Синайского, приведенная в 12-м «слове» выше. После этого в 12-м «слове» и в «Послании» идет, начиная с выдержки из Соломона («Якоже летающеи птицы»), заключительная часть обоих произведений. Таким образом, вся вторая часть «Послания»[9] в пространной редакции целиком вошла в 12-е «слово», «о кроме нее в 12-м «слове» имеются еще некоторые дополнения. Анализ этих дополнений показывает, что часть текста 12-го «слова» взята из послания Иосифа Санина И. И. Третьякову «на Серапиона» (декабрь 1510 г.—январь 1511 г.).[10] Сходен и порядок в этих произведениях Так в послании «на Серапиона» последовательно помещены: выдержка из Дионисия, Василия Великого, текст «епископ или презвитер» и т. д., цитата из Анастасия Синайского, правило 134-е собора Карфагенского; правило св. Григория, правило 4-е собора VII, глава 9-я Юстиниана в послании помещены перед выдержкой из Дионисия. Таким образом 12-е «слово» «Просветителя» основано на второй части «Послания Нифонту» пространной редакции и на послании «на Серапиона». Поэтому его следует датировать временем не ранее 1511 г.

Если считать, что краткая редакция была составлена в 1489—1490 гг., а пространная— около 1504 г., то следует предполагать, что «Послание» дважды (в обоих своих редакциях) оказало влияние на «Сказание о новоявившейся ереси» (вступление к «Просветителю»): из краткой редакции «Послания» взято описание всеобщих сомнений «в домех, на путех и на торжищех» (читающиеся в обеих редакциях послания), из пространной—обвинения по адресу Зосимы («змий пагубный» и т. д.).[11]

Как уже указывалось выше, возможно и другое решение вопроса о соотношении краткой и пространной редакции «Послания Иосифа Нифонту». В пользу признания пространной редакции первоначальной могут быть выставлены следующие аргументы:

1) Изложение в начальной части «Послания» в пространной редакции последовательнее и яснее, чем в краткой; здесь говорится о том, что престол, который прежде занимали благочестивые митрополиты, теперь занимает митрополит-еретик: «На престоле святем, идеже божественнии святителие и чудотворци Петр и Алексей и ини мнозии велиции и православнии святителие посажени быша, и на том же престоле ныне седит скверный злобесный волк»; в краткой редакции упоминание о «престоле» никак не мотивировано дальнейшим текстом, и самое обстоятельство места повисает в воздухе, не будучи связано с главным предложением: «На престоле святем, идеж божественни святителие и чюдотворцы Петр и Алексей и инии мнозии велиции православнии святителие посаждены быша, и просиаша, яко же солнце, а ные в том граде, иже мудрьствующеи жидовьскаа, глаголю ж новогородских еретиков...»;

2) упоминание «проклятых на соборе» (в обеих редакциях) говорит в пользу того, что «Послание» составлено после собора 1490 г. (о более ранних случаях проклятия еретиков в источниках ничего не сообщается), а между тем еще до этого собора протопоп Алексей умер;[12] другой протопоп, Гавриил, был осужден собором; после 1490 г. еретики не могли «не выходить и спать» у «протопопа»;

3) в краткой редакции нет ссылки на «достоверных свидетелей», знающих о еретичестве митрополита; а между тем ссылка эта логически связана со следующей за этим (в обеих редакциях) цитатой из Моисеева закона, призывающей убивать отступника, «аще будут на него достоверные свидетели»;

4) краткая редакция «Послания», как указано выше, тесно связана с особым изводом пространной редакции; в пользу того, что пространная редакция является первоначальной, а краткая редакция обработкой особого извода, говорит повторение краткой редакцией неудачного оборота (видимо списки) особого извода (отсутствующего в основных списках пространной редакции) — указания, что благочестивый «царь Авраамие повеле убивати не хотевших креститися от жидов»[13] (в пространной редакции «не хотевших креститися жидов»; так и в совпадающем тексте послания Иосифа Митрофану, — см. ниже, стр. 437).

Если считать, что пространная редакция «Послания Нифонту» была первоначальной, то редакцию эту надо будет датировать приблизительно 1492—1494 гг., когда митрополичью кафедру занимал Зосима, но Иосиф уже начал с ним открытую борьбу (бывшую, возможно, причиной почетного, но явно внезапного отказа Зосимы от престола) . Источником «Сказания о новоявившейся ереси» и 12-го «слова» «Просветителя» следует в этом случае считать только пространную редакцию «Послания»; краткая редакция представляется позднейшей (после 1511 г.) обработкой особого извода пространной редакции.[14]

Причина появления краткой редакции «Послания Нифонту» с исключением выпадов против Зосимы — та же, что и причина исключения выпадов против Зосимы из «Сказания о новоявившейся ереси»:[15] через много лет после отставки (почетной) и смерти Зосимы не было никакого смысла упоминать о его еретичестве, компрометируя тем митрополию в целом. Заметим еще, что единственный список «Послания епископу Нифонту», в котором выпады против Зосимы опущены, — это список, принадлежавший Нифонту Кормилицы ну, тому самому человеку, в другой рукописи которого (Q.XVII.15), мы находим прямые и бесспорные следы удаления выпадов против Зосимы (выскребывание, вырезывание страниц, — см. ниже, стр. 449—453).

Мы издаем обе редакции «Послания Нифонту», краткую и пространную. Краткая редакция издается по единственному существующему списку Q.XVII.64. Пространная, редакция издается по списку Рогожск. № 530 (в разночтениях — Р), с исправлениями по спискам Синод. № 453 (С) и F.I.229 (Т) и важнейшими разночтениями по списку особого извода ГПБ, Q.XVII.50 (Б). Текст краткой редакции подготовлен А. А. Зиминым; текст пространной редакции — Я. С. Лурье.

Примечания

[1] Рукописный отдел Музея истории религии и атеизма, ф. № 1, оп. № 1,
ед. хр. 190, л. 4.
[2] В дальнейшем вся аргументация в пользу первоначальности краткой редакции принадлежит А. А. Зимину (см. ниже, стр. 421—423 и примечания на этих стр.); вся аргументация в пользу противоположной точки зрения — Я. С. Лурье (см. ниже, последний абзац стр. 423, стр. 424 и соответствующие примечания).
[3] Вряд ли оно могло быть составлено в сентябре—октябре 1490 г. при Зосиме, до собора 1490 г.: Иосиф Санин не знал, конечно, какую линию поведения изберет Зосима. Открыто обращаться к Нифонту, минуя его, было бы нелепо. В 1490 г. именно к Зосиме написал послание учитель Иосифа Санина Геннадий
[4] В тексте подчистка. Первоначальный текст неясен
[5] О близости Зосимы к нестяжателям свидетельствует, на наш взгляд, не столько упоминание Татищева, неизвестно на каких источниках основанное, сколько половинчатое решение собора 1490 г., проведенного под воздействием Зосимы. Кстати, он после ухода с митрополии оказался в конце концов в цитадели нестяжателей — Кирилловом монастыре. Во Владимирском летописце говорится, что «Зосима остави митрополью по своей воли иде на Симаново, а оттоле к Троице в Сергиев монастырь, а оттоле на Белоозеро» (М. Н. Тихомиров.Из «Владимирского летописца». Историч. зап. кн. XV, стр. 290). Изучение истории вотчины Симонова монастыря показывает, что рост владений симоновских старцев прекратился в то время, когда там был архимандритом Зосима. Это также свидетельствует о нестяжательстве Зосимы.
[6] Нам представляется (вопреки взгляду Я. С. Лурье, изложенному ниже, стр. 444—445), что и та редакция «Сказания о новоявившейся ереси» (Просветителя), которая содержит нападки на Зосиму, является не первоначальной, а вторичной. В пользу этого, по нашему мнению, говорят следующие аргументы: 1) выпады против Зосимы (кроме одного) отсутствуют в списках так называемого Троицкого извода краткой редакции «Просветителя», содержащего, по нашему мнению (см. ниже, стр. 498—499), наиболее раннюю, 10-словную редакцию «книги Иосифа», 2) выпады против Зосимы отсутствуют и в «Сказании» 15-словной редакции (Минейный и Епархиальный изводы), где «Сказание» имеет наиболее древний заголовок «Инока грешного Иосифа сказание о новоявившейся ереси».
[7] Просветитель, стр. 467—468.
[8] Просветитель, стр. 472.
[9] Может быть, вторая часть — особое послание, адресованное даже не Нифонту (ср. характерное «А что еси господине, ко мне писал»); ведь идет же после «Послания» Нифонту особое послание Вассиану. Ведь перед ним помещена концовка («Держава во веки...»); нижеследующие выдержки из Златоуста и др., имеющиеся в пространной редакции (и отсутствующие в краткой редакции), не связаны с текстом «Послания» к Нифонту и может быть к нему не относятся вовсе.
[10] ГПБ, Q.XVII.64, л. 222 и сл. Послание Третьякову написано до примирения Василия III с Серапионом (апрель 1511 г.), так как в этом произведении даже не упоминается об этом примирении. После начала ссоры с Серапионом прошло уже много времени («не отписал о том долго»), ибо Иосиф Санин 2 1/2 года уже болел (начало болезни относится ко времени ссоры с Серапионом). 3 января (очевидно 1511 г.) Иван Головин послание Иосифа Волоцкого уже читал (А. С.Архангельский. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882, стр. 48).
[11] Мы исходим здесь из высказанного выше (см. выше, стр. 422, прим. 4) взгляда, согласно которому более ранняя редакция «Сказания» не содержала выпадов против Зосимы. Эта редакция «Сказания» была, очевидно, составлена до написания пространной редакции «Послания Нифонту» и могла испытать влияние только краткой редакции «Послания».
[12] См. выше, стр. 376.
[13] Впрочем, «от жидов» может быть понимаемо в смысле «из числа жидов».
[14] Против составления пространной редакции «Послания» Нифонту задним числом около 1504 г. говорит также то, что, при анонимном характере выпадов против, митрополита в этой редакции, они звучали бы не как адресованные против уже отставленного в этот момент Зосимы, а как направленные против действующего митрополита Симона (см. выше, стр. 152, прим. 25).
[15] Высказываемая здесь точка зрения непосредственно связана со взглядом, согласно которому в первоначальной редакции «Сказания о новоявившейся ереси» выпады против Зосимы читались, исключение же этих выпадов было произведено после 1511 г. (см. ниже, стр. 444—445 и 449—455).

Послание Иосифово к епископу Нифонту Суждальскому и Торусскому на еретики

I. Краткая редакция.

Господину государю преосвященному владыце Нифонту Суждальскому и Торусскому, грешный чернец Иосиф, нищий твой челом биет.

Ведомо тебе, государю моему, нынешняя великаа беда, постигшиа Рускую землю и все православное христьянство: в велицей убо церкви пречистые богородицы, сияющей якож второе солнце посреди всеа земля Руския, и на престоле святемь, идеж божествении святителие и чюдотворцы Петр и Алексей и инии мнозии велиции православнии святителие посаждени быша, и просиаша, яко же солнце, и ныне в том граде, иже мудръствующеи жидовьскаа, глаголю ж новогородскых еретиков, овехь убо жидовству научают, инех же содомьскыми сквернять, змии пагубныи, отступници Христовы, иже не точию сами отступиша и диаволу прилепишась, но и инех учат отврещися Христа. Первии отступници в нашей земли, антихристовы предотеча, иже антихриста ждут, свинскым житием живут сыны погыбелныи иже сына божиа попраша, и пречистую богородицю похулиша и вся святыа уничтожиша и икону господа нашего Иисуса Христа и пречистую его богоматере и всех святых и всяко нечестие и претыкание и соблазн на непорочную христьянскую веру положиша, и еуангельскаа предания и апостольские уставы и всех святых писаниа отмещают: «Несть, деи, втораго Христова пришествия, и царствиа небеснаго святым; умерь, деи хто, и он то умер, по та места и жил». Ни в древних, господине, еретицех и отступницех таковых злодеев не бывало!

И ныне о том стати некому: аще же ты потщишись за Христа и за пречистую богородицю и за все православное христьянство стати накрепко, и тобою, господине, мнози пользуются и о тебе укрепляются вси: глава бо еси, и на тебе вси зрим, и тобою очистит господь бог церковь свою и все православное христьанство от жидовскиа скверныа и пагубныа ереси. Постинне, государь, сь прьвыми исьповедникы и святители, с Германом и с Никифором и с Мефодием, царствию небесному сподобишися от господа нашего Иисуса Христа. Помни, богопочтенный владыко, колико лет жили есмя, милостию великаго бога и спаса нашего Иисуса Христа и пречистые его матере молитвами и всех святых, в мире и во устроении и во всяком благоденьстве и чти. Аще убо во время мирное порадовахомся со Христом, но и во время гонениа спостраждем с ним; аще во время благоденьства Иисусу любими быхом, и во время ратное да не будем ему врази. Иисус распят бысть нас ради безгрешный, а мы за распятаго нас ради не постражем ли до смерти? Что сего блаженнейши, еже за Христа пострадати и за пречистую богородицу? Аще бо с ним умрем, то с ним и прославимся, Аще ли же ныне не умрем о правде и о благочестии, помале туне умрем.[1] Ныне время купли, время труду, время мене, время течению и подвигом. Въспомяни, богопочтеный владыко, богоносныа отца и учителе, патриархи-исповедники, иже до крови о благочестии подвизавшихся. Зри и вижь, какова ныне слава их и благолепие: почиша бо в мире, и гроби их фимияном мирисают, и мощи их цветут, яко благоуханный цвет, и царствует в них господь, и душа их в руце господни. И яко тогда быша мнози исповедници и мученицы, с радостию и веселием крови своя проливающе за господа нашего Иисуса Христа и за непорочную веру христианскую, ныне же сие до конца оскуде: сего ради подобает о сем паче ныне даже до смерти подвизатися, в последняя сиа лета и во время лютейшая паче всех времен, о нихже рече великий апостол Павел: «В последняя дни настанут времена люта, приидет преже отступление и тогда явится сын погибельный». Се ныне уже прииде отступление: отступиша бо мнози от православныа и непорочныа Христовы веры жидовствуют втайне. Иже преже ниже слухом слышася в нашей земли ересь, отнели же[2] въсиа[3] православие солнце, ныне же и в домех, и на путех и на торжищех иноцы и мирстии и вси сомнятся[4], вси о вере пытают, не от пророк, ни от апостол, ниже от святых отец, но от еретиков и отступников Христовых, и от проклятых на соборе, от протапоповых детей, и от его зятя, и от их учеников, и с ними дружатся, и пиют и едят, и учаться от них жидовь ству, того сатанина сосуда и диаволова, протопопа и не выходят и спят у него. Постинне, прииде отступление: отступиша бо человеци от истинны и от правды, отступиша братолюбиа и нищелюбиа, отступиша целомудрия и чистоты, и на сласти совратишася, зряще на сквернаго пастыря, всегда сквернящагося мерьзскими сквернами, еще же жидовству и отверь жению учаща: се уже прииде отступление; сей есть антихристов предотеча и сынь погибельный, явится во свое ему время. Аще не искоренится ныне той вторый Июда предатель, помале укрепится вся его пагубнаа и скверная злодеания и во вся человеки внидет отступление. Сего ради блажен необленивыйся, ниже разслаблен ныне, яко болши прьвых мученик и славнейши имать быти, якоже рече священномученик блаженный Ипъполит папа римский: «блаженнейши же, иже и о искрених подвизайся». Се убо просит и ищет от нас милостивый и щедролюбивый бог, яко да нами и прочии человецы пользуются и вразумятся и о благочестивей християньстей и непорочней вере подвигнутся даже до смерти.

Ныне же, богоутверженый владыко, о сих тебе пишу, не яко уча и наказуя твое остроумие и богоданную премудрость (ни бо лепо нам забывати своея меры и таковая дрьзати), но яко ученик учителю, яко раб государю воспоминаю тебе, и молю, яко да наказуеши и учиши все православное христианство, еже не приходити к сквернителем онем и отступником, ни благословение от них приимати, ни ясти ни пити с ними. Аще ли же хто к ним приходити начнет, благословенна ради, или ясти с ними или пити, ведая их жидовство, тии на страшнем суде Хри стове о том истязани будут и с ними осужени будут во огнь вечный, яко преступници и отметници апостольских преданий и святых отец писаниа. Великий убо апостол Иоан Богослов глаголет: «Аще кто не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, сей есть льстец антихристов, и не приемлите его в дом, и радоватися ему не глаголите; глаголяй ему радоватися, причащается делех его злых». И святый Апостол Павел глаголет: «Еретика человека отвращайся, ведый буди, яко совратися таковый». И святый Иоанн Златоуст глаголет: «Възлюбленнии, многожды вам глаголах о безбожных еретицах, и ныне молю не совокуплятися с ними ни в ядении ни во питии, ни во дружбе, ни в любви; творя бо сия, чюжа себе творит Христовы церкви. Аще кто и бесплотных житие поживет, а не исповедует православия догматы, отвращаемся и бежим ст них, яко от змия». Занеже еще и во Моисееве законе писано: «Аще хто отврьжется закона Моисеева и начнет глаголати, яко не отверглся есмь, и аще будут на него сведетели два или три, и тако без милосердия убиваем бывает». Свидетельствует божественный апостол Павел и глаголеть: «Отверглеся хто закона Моисеева, без милосердна по двою или трех сведетелех умирает». Колицей мнится сподобится горшей муце, иже сына божиа поправ? Зриши ли, яко ныне горшей муце сподобитися достоин ест, иже сына божиа поправый, паче оного, иже тогда Моисеева закона отвергшагося?

А иные, господине, говорят, что грех осужати еретика: ино, господине, не токмо их осужати велено, но и казнити и в заточение посылати, точию смерти предати епископом не повелено есть; а царие благочести вии и смерти предаша от жидов и от еретиков многих непокаявшихся. Православный царь Ираклий повеление изложи по всему своему царству: аще жидовин не крестится, да убиен будет. Також и амиритский царь Авраамие повеле убивати не хотевших креститися от жидов. По тех же Устин и Тиверие, благочестивейшие царие, повелеша главу отсещи епарху Адду и Елеуферию Самчию, поборником ереси «нетленно мнимыа». Федора же царица и сын ея Михаил благочестивый Анниа еретика, патриарха Констянтинаграда, в заточение послаша, и тамо повелеша ему очи извертети, потом же, умолением патриарха Мефодия, не извертеша ему очи, но повелеша ему дати двесте ран ременьем. Потом же вавилоньский царь Моавия, во святем крещении нареченный Иоан, его же крести святый Феодор, епископ едесский, посла в Едес, повелением святаго Фео дора[5], и повеле несториян и иных еретиков из града изгнати, и манихея ном повеле языки изрезовати. И многа такова обрящеши в божественном писании яже и сам веси, паче нас, богоученною премудростию[6] и многим разумом, по глаголющему словеси: «Даждь премудрому вину, премудрее будеть; сказай праведному, и приложит приимати, и еже разумети закон, помысла есть блага. Сим бо образом, владыко, много поживеши лет и приложит ти лето животу», держащему уставы божественных отец по апостольскому преданию, в честь и в славу и поклонение единосущныа и животворящая Троица, и похвалу православныя веры, со всеми повинующимися тебе Христианы, православныа веры, ихже учиши и паствиши повелением и властию святаго духа, словом и учением.

Златоуст .Маргарит Память бо предвариши их целба бывает хотяши им быти, иже о первыих каеться, вторыми не побежден бывает. Того же. Всем бо злобам виновни греси — греха ради скорби, греха ради смущение, греха ради брани, греха ради недузи. Тои же греха ради скрбь родися, скрбь ж грех погуби, якож червь от древа рожаеть и той паки снедает древо — сице и скорбь родивший от греха погубляет грех покаанием принесена. Сего ради глаголет Павел: скорбь, яже по бозе покаание есть во спасение, подобает согрешающим плакати о согрешении. Блажени плачющеи, яко тыи утешаться, отвещай судьи, дондеж на суд не приидеши или не веси, яко вси хотящеи умолити судию не в тот день испытанна суднаго умолят, но преж внитию на суд или друг или предстоятыи, или неким образом судью умоляют, сицеи о бозе во время суща. Не мощно умолити судью, прежде же судища — мощно умолити. И умолить судью Христа истиннаго бога нашего, ему ж слава ныне и присно и во веки веков — Аминь.

II. Пространная редакция

Господину государю пресвященному владыце Суждальскому и Тору скому, Нифонту, грешный чернець Иосиф, нищий твой, господине, челом бью[1].

Ведомо тобе, государю моему, нынешняя великая беда, постигшиа Рускую землю и все православное христьянство: во велицей убо церкви пречистыа богородица, сияющей якоже второе солнце посреди всея [2]Рускыя земля[2], и на престоле святем, идеже божествении святителие и чудотворци Петр и Алексей и инии мнозии велиции и православнии святителие посажени быша, на том же престоле ныне седит скверный злобесный волк, оболкийся в пастырьскую одежу, иже чином святитель, а произволением Июда предатель и причястник бесом, иже оскверни и святительский великий престол, овех убо жидовству учя[3], инех же содом скыими сквернами скверня; змий пагубный, мръзости запустение на месте святом, отступник Христов, иже не точию сам отступи от Христа и диаволу прилепися, но инех учит отврещися Христа, первый отступник в светителех в нашей земли, антихристов предтечя, иже антихриста ждеть, свиньскым житием живый, сын погибельный, иже сына божия попра, и пречистую богородицю похули, и вся святыа уничижи, и икону господа нашего Иисуса Христа и пречистыа его матере и всех святых болваны нарицая, и всяко нечестие и претыкание и съблазн на непорочную христьянскую веру полагает, и еуангельская преданна и апостольскыа уставы и всех святых писаниа отмеща: «Нет, деи, втораго пришествиа Христова, нет, деи, царства небеснаго святым! Умер, [4]деи, ин, то[4] умер, — по та места и был». Ни во древнах еретицех и отступницех таков злодей не бывал! А сказывал ти и самому государю моему, брат мой Васьян. И ныне, господине, о том стати накрепко некому, опроче тебя, государя нашего; аще же ты подщишися за Христа и за пречистую богородицу и за все православное христьянство стати накрепко, тобою, господине, мнози пользуються и о тобе укрепятся вси: глава бо еси всем, и на тебе вси зрим, и тобою очистит господь бог свою церковь и все православное христьянство от жидовьскыа и пагубныа скверныя ереси. Поистинне, государь, с первыми исповедники и святители, з Германом и с Никифором и с Мефодием, царствию небесному сподобишися от господа нашего Иисуса Христа. Помни, богопочтенный владыко, колико лет жили есмя, милостию великаго бога и спаса нашего Иисуса Христа и пречистыа его матере молитвами всех святых, в мире и во устроении и во всяком благоденьстве и чести. Аще убо во время мирное порадовахомся с Христом, но и во время гонениа постражем с ним; аще во время благоденьства Иисусу любими быхом, и во время ратно да не будем ему врази. Иисус распят бысть нас ради безгрешный, а мы за распятаго нас ради не постражем ли до смерти? Что сего блаженейши, еже за Христа пострадати и за пречистую богородицю? Аще бо с ним умрем, то с ним и прославимъся. Аще ли же ныне не умрем[5 ]о правде и о благочестии, и по мале туне умрем. Ныне время купли, время труду, время мене, время течению и подвигом. Воспомяни, богопочтенный владыко, богоносныя отца и учителя, патриархи-исповедники, иже до крови о благочестии подвизавшихся. Зри и вижь, какова ныне слава их и благолепие: почиша бо в мире, и гроби их фимианом мирисают, и мощи их цветут, яко благоюханный цвет, и царствует в них господь, и душа их в руце господни. И яко тогда беша мнози исповедници и мученици, и с радостию и веселием крови своа проливающе за господа нашего Иисуса Христа и за непорочную веру христьянскую, ныне же сие до конца оскуде: сего ради подобает о сем паче ныне даже до смерти подвизатися, в последняя сия лета и во времена, лютейшая паче всех времен, о нихже рече великий апостол Павел: «В последняя дни настанут въремена люта, приидет преж отступление и тогда явится сын погибелный».

Се ныне уже прииде отступление: отступиша убо мнози от право славныя и непорочныя христовы веры и жидовствуют втайне. Иже преже ниже слухом слышася в нашей земли ересь отнели же восиа православна солнце, ныне же и в домех, и на путех, и на тръжищих иноци и мирьстии и вси сомняться, вси о вере пытают, и не от пророк, ни от апостол, ниже от святых отець, но от еретиков и от отступников христовых, и от проклятых на соборе, от Протопоповых Детей, и его зятя, и от их учеников, я с ними дружаться, и пиют и ядять, и учятся от них жидовству, и от самого того сатанина сосуда и дияволова, митрополита, не выходят и спят у него. Поистинне, приде отступление: отступиша бо человеци от истинны и от правды, отступиша братолюбиа и нищелюбиа, отступиша целомудриа и чистоты, и на сласти съвратишася, зряще на сквернаго пастыря, всегда сквернящагося мрьскими сквернами, еще же жидовьству и отврьжению учяща. Се уже прииде отступление; сей есть антихристов предтечя и сын погибелный, явивыйся во свое время. Аще не искоренится ныне той вторый Июда предатель, по мале укрепиться[6], и во вся человеки внидет отступление. Сего ради блажен необленивыйся, ниже раз слаблев ныне, яко болши прьвых мученик и славнейши имат быти якоже рече священномученик блаженый Ипъполит, папа римскый: «Блаженнейши же, иже и о искреннем подвизаяся». Сие убо просит и ищет от нас милостивый и щедролюбивый господь, яко да нами и прочий человецы ползуются и вразумятся и о благочестивей христьяньстей[7] и непорочней вере подвигнутся даже до смерти.

Ныне же, богоутверженый владыко, о сих тобе пишу, не яко учя и наказуя твое остроумие и богоданную премудрость (ни бо лепо есть нам забыти своеа меры и таковая дръзати), но яко ученик учителю, яко раб государю воспоминаю тебе, и молю, яко да наказуеши и учиши все православное христьяньство, еже не приходити к сквернителю оному и отступнику, ни благословения от него не приимати, ни ясти, ни пити с ним. Аще ли же кто к нему начнет приходити, благословенна ради, или ясти с ним или пити, ведая его жидовство, той на страшнем суде христове о том истязан будет и с ним осужен будет во огнь вечный, яко преступник и отметник апостольских преданий и святых отець писания. Великий убо апостол Иоан Богослов глаголеть: «Аще хто не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, сей есть льстець и антихрист, и не приемлете его в дом, и радоватися ему не глаголете; глаголяй ему радоватися, причащается делех его злых». И святый апостол Павел глаголеть: «Еретика человека отвращайся, ведый[8], яко совратися таковый». И святый Иван Златоуст глаголеть: «Взлюбленнии, многожды нам глаголах о безбожных еретицех, и ныне молю не совокуплятися с ними вь ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви; творя бо сия, чюжа себе творит христовы церкви. Аще кто и бесплотных житие поживет, а не исповедуеть православна догматы, отвращаемся и бежим от него, яко от змиа». А иные, господине[9], говорят: «Мы у него не слыхали ничего»; и толко, господине, есть на него достоверны свидетели, ино так и сами вы[10 ]слышели. Занеже еще и в Моисееве законе писано: «Аще хто отврьжется Моисеева закона и начнет глаголати, яко не отвергъся есмь, и аще будет на него достоверные[11] свидетели два или три, тако без милосердна убиваем бывает». И свидетельствует божественый апостол[12], глаголя: «Отвергъся хто закона Моисеева, без милости[13] по двою или триех свидетелех[14] умирает. Колицей, мнит, сподобится горшей муце, иже сына божиа поправ?». Зриши ли, яко ныне горшей муце сподобитися достоин есть, иже сына божиа поправ, паче оного, иже тогда Моисеева закона отверьгшагося?

А иные, господине, говорят, что грех [15]еретика осужати[15]: ино, господине, не токмо их осужати велено, но и казнити и в заточение посылати, точию смерти предати епискупом не поведено есть; а царие благочестивии и смерти предаша от жидов и от еретиков многих непокаявшихся. Православный царь Ираклий повеление изложи по всему [16]своему царству[16]: аще жидовин не крестится, да убиен будет. Також и амиритьскый царь Аврамие повеле убивати не хотевших креститися[17] жидов. По тех же Устин и Тивирие, благочестивейшие царие, повелеша главу отсещи епарху Адду и Елеферию Самчию, поборником ереси «нетленномнимыя». Феодора же царица и сын ея Михаил благочестивый Анниа еретика, патриарха Констянтиня града, в заточение повеле послати, и тамо повелеша ему очи извертети, потом же, умолением патриарха Мефодиа, не извертеша ему очи[18], но повелеша ему дати двести ран ремением. Потом же вавилоньскый царь Моавиа, во светем крещении наречен Иоан, егоже крести святый Феодор, епископ Едесский, посла в Едес, повелением святого Феодора, и повеле несторьян и иных еретиков из града изгнати, и манихеяном повеле языки изрезывати. И многа такова обрящеши в божественом писании, яже и сам веси, паче нас, богонаученною премудростию и многим разумом, по глаголющему словеси: «Даждь премудру вину, премудрее будет; сказай праведному, и приложить приимати, и еже разумети закон, помысла есть блага. Сим бо образом, владыко, много поживеши лет и приложят ти ся лета животу», дръжащему уставы божественых отець по апостольскому преданию, в честь и в славу и поклонение единосущныа троица, и в похвалу православные веры, со всеми повинующимися тебе христианы, ихже учиши и паствиши повелением и властию святаго духа, словом и уставом[19] великаго архиерея, спаса нашего Исуса Христа, ему же слава и дръжава в векы.

А что еси, господине, ко мне писал: «Аще прокленет еретик християнина, то следует ли ему божественный суд? То еретическое проклятие во проклятие ли, или ни во что?». Ино ты сам, господине, ведаешь, что мнози еретици християн прокляша: не последова им божественый суд, но клятва их на них возвратися. Аще и патриарх, или митрополит, или епископ еретик прокленет, не последует ему божественый суд. И многа обрящеши свидетельства о сем в божественом писании. Диоскор еретик, патриарх Царяграда, с Евтихом собрата собор сь единомудреными себе епископы, и прокляша блаженаго Флавиана, патриарха Царяграда, и не последова им божественый суд, но сами прокляти быша от бога и от человек, а блаженый Флавиан со всеми святыми причтен бысть. Потом же Копроним с патриархом своим и сь единомудреными себе епископы прокляша великаго Германа и всех поклоняющихся святым иконам, и сами прокляти быша, а блаженый Герман с апостолы и патриархи и исповедники причтен бысть. Виждь, яко не последует еретическому проклятию божественый суд, но вси еретици, проклинающе християн, собе проклинають. Аще проклинаяй Авраама проклят, по божественному гласу, колми паче еретик и отметник Христов, проклинаяй християнина, сам прокълят. И мнози еретицы прокляша христиан, и не последова им божественый суд, но сами прокляти быша. Господь нашь Иисус Христос глаголеть к священным своим учеником и апостолом, рече: «Приимете дух свят; им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же дръжите, дръжаться». И паки рече: «Егоже аще свяжете на земли, и будеть связан на небеси; егоже аще разрешите на земли, и будет разрешен на небесех». Зриши ли, яко святым духом и вязати и разрешити, и оставити грехи и дръжати? Кроме благодати святаго духа ничтоже мощно кому сътворити от священных. Еретици же ь себе нечистый дух имеяху сатанин, како могут на небесех и на земли вязати и решити? Великий Иван Богослов глаголеть: «Аще хто не исповедует Иисуса Христа в плоти пришедша, сей есть лестець и антихрист». Богослов антихриста нарек есть еретика, то како имать после довати божественый суд антихристову суду? Потом же глаголеть: «Не приемлете его в дом, и глаголяй ему радоватися, причящается делем его злым». Аще приемля еретика в дом и глаголя ему радоватися, причащаеться делех его злых, какову имут получити милость, иже сь еретиком приобщение имеа и яды с ним? И божественый апостол Павел рече: «Но аще и мы или аггел с небеси благовестить паче, еже благовестах вам, проклят да будет». И паки рече: «Еретика человека отвращайся, ведый, яко съвратися таковый». Великий апостол Петр глаголет: «Быша убо иногда лжепророци в людех, яко же и в вас будут лжеучители, иже внесут ереси и погибели, искуплешего их владыки отметающеся. И мнози последуют им нечистотами, сквернители и подручници, питающеся лестьми своими, очи имуще исполнь любодеяниа и непрестающа греха». Сиа бо не явлено ли о нынешних еретицех рекл есть божественый апостол Петр? И паки глаголеть: «Их же суд искони не коснит и погибель их не воздремлет». И паки блаженый апостол Июда, брат Ияковль, глаголеть: «Возлюбленнии, молю подвизатися вам о преданней вере святым единою. Вопроша бо неции человеци, иже древле прописани в сей грех нечестна, бога нашего благодать прелагающе в скверну, и единого владыки и бога нашего Исуса Христа отметающеся». И паки: «Елика убо не ведят, хулят; елика же по естеству, яко бесловесная животная, ведят, сими сквернятся. Якоже Содома и Гомора и окрестныа сих грады, подобных сим образом соблудивша и вшедшая во след плоти иныа, предлежат в показание огню вечному, суд подъемше; такоже убо и сии, сония видяще, плоть убо сквернят, господства же отметаються». И паки глаголеть: «Вы де, возлюбленнии, овех убо милуйте разсужающе, овех же страхом спасайте, от огня въсхищающе, и обличяйте с боязнию, ненавидящеи яже от плоти оскверненную ризу». Подобает же и некая свидетельства сему еще приложити от божественых писаний. От житиа святаго Симиона, иже на дивней горе: «Великаго Симиона, иже на дивней горе чюдотворца, прозвитер некий, завистию побежен быв, проклят; и абие видев множество бесов, пришедших к нему, и связавше его опаки рукама, яко не мощи ему оттоле и святаго еуангелиа прочитати». Вижь, яко аще хто недостойне прокленет или свяжеть, себе прокленет и свяжет, яко же презвитер. Святаго Деонисиа Ареопагита: «Яко аще святитель паче воля божиа отлучит, не последует ему божественый суд». Великого Василья: «Аще хто творить кого без благословенна быти безвременно, сам да будет без[20] благословения». Иоанна Златаустаго[21]: «Аще повеление развращенно имать святитель, аще и аггел будет, не покаряйся[22] ему». Святаго Афонасиа Александрийскаго: «Шествующе еже не прелестный, живоносный путь, око убо да извержем нечювьственое, но умное, сиречь, аще епископ или презвитер, сущей очи церковныя, неподобно живут и соблажняют люди, подобает изврещи их. Уне есть им без них събиратися в храм молитвеный, неже с ними въврещися, якоже со Анною и Кайафою, в геону огненую». Святаго Анастасиа Синайскаго: «Егда входите в дом, глаголите: мир дому сему. И аще буде ту спас мира, мир вашь почиет в нем; аще ли же не будет достоин, мир вашь к вам возвратится. Аще убо мир паки ко онем възвращаеться, занеже не обрести достойна себе, множае паче неблагословение и клятва возвратиться на главу неправедно[23] ту посылающаго, яко неповинно сущу оному приятию, к нему же послана бысть. Всяк убо всуе не благословляя и проклинаяй, себе не благословляеть и проклинаеть. Глаголеть бо Соломон: якоже летающеи птенци, суетная клятва не вселится ни вь единаго же. Попущающу убо, якоже рехом, богу, настають безумныа на мудрыа, и нечестии на благочестивы, и неправеднии на праведныа, уничижевающе и обидяще». От святых правил: «Иже убо ереси ради некиа приобщения себе отлу чивше епископства, таковии не точию правильному запрещению подлежат, но и подобающая чести православным сподоблени будут. Не епискупом бо, но лжеепископом и ложным учителем зазреша и церковное съединение не раздраша, но раздрания церковная и разделениа подщашася избавити».

Се убо божествении апостоли и священнии учителие, патриарси и святии и седмь святых вселеньскых соборов, в них же бяше две тысущи святых отець, и мнози беша святии поместнии собори, вси еретиков проклятию предаша, и нам такоже повелеша проклинати их и отвращатися от них и бегати. Явьственно показаша нам, яко аще прокленут нас, ничтрже нас вредит, но паче себе проклинают: то какову прииметь милость от бога пияй и ядый с ними и глаголяй, яко последуеть еретическому проклятию божественный суд? Во святых правилех писано: «Аще еретик внидеть в церковь, божественая служба да не поеться, дондеже изыидет». Аще во церковь входити еретиком не повелеша святии отци, то како божественый суд последует им, егда християн проклинают? От святых правил: «Иже в небрежение полагающих священная и божественая правила святых отець наших, да будет проклят». Виждь, яко еретици суть хуляще святых отець правила и тии прокляти суть: и како имать бог послушати еретиков?

Явьственно бо есть, яко егда нас проклинают еретици, тогда есмя от бога благословени, яко же господь наш Исус Христос рече своим учеником и апостолом: «Всяк убиваяй вы, мнится службу приносити богу». Якоже убо тогда июдеи и еллини, убивающе святых апостол, мняху ся службу приносити богу, сиа ради службы осужени быша с диаволом во огнь вечный, святии же апостоли сподобишася небесному царствию с Христом богом, тако же и еретици, проклинающей християн, осуждени быша и осудяться с дьяволом во огнь вечный, и хрестияне же их ради клятвы сподобятся небесному царствию от Христа бога, яко же господь наш Иисус Христос рече: «Блажени есте, егда поносят вы и рекут всяк зол глагол на вас лжуще, мене ради». И паки рече: «Не приидох вложити мир, но рать и нож; приидох бо разлучити человека на отца своего, и дщерь[24] на матерь свою, и врази человеку домашнии его». Се есть рать и нож: егда отець, или мати, или сын и дщи съвратится от правыа веры, подобает ненавидети их, и отвращатися и бегати от них, яко не с ними погибнем. И сиа от сих.

Примечания. Краткая редакция

[1] Последние два слова исправлены на То не умрем ли после.
[2] В ркп онелите.
[3] Лучше розсия
[4] В ркп написано по выскребленному.
[5] Отсюда другой почерк.
[6] Прежний почерк

Пространная редакция

[1] Б бьеть; С так
[2-2] Б земля Рускиа; С так.
[3] Б научаа.
[4-4 ]Б деи и он то; СТ так.
[5] Так СТБ; Р умре.
[6] Б укрепится вся его погубная и сквернаа злодеания; СТ так.
[7] Так СТ; Р христианьстве; Б христианстей.
[8] Б ведый буди; СТ так.
[9] Б господине на Москве; СТ так.
[10] Б вы нет; СТ так.
[11] Б достеверные нет; СТ так.
[12] Б апостол Павел; СТ так.
[13] Б милосердна; СТ так.
[14] Так СТБ; Р свидетех.
[15-15] Б осужати еретика; СТ так.
[16-16] Б царству своему; СТ так.
[17]Б креститися от; СТ так.
[18] Так СТБ; Р очи исправлено на очей.
[19] Первою буквою этого слова оу обрывается текст послания в Б.
[20] Так СТ; Р без нет.
[21] Так СТ; Р недописано Златау.
[22] Так СТ; Р поряйся.
[23] Так СТ; Р неправдено.
[24] Так СТ; Р тщерь

Ссылки по теме
Форумы