Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 4

Второе видение: видение Бога, сидящего на престоле, и Агнца

Четвертая глава содержит в себе начало нового — второго видения. Изображение нового величественного зрелища, открывшегося перед взором св. Иоанна, начинается повелением ему взойти в отверстую дверь неба, чтобы увидеть, "чему надлежит быть после сего". Отверзение двери означает обнаружение сокровенных тайн Духа. Словами "взойди сюда" повелевается слушающему совершенно отрешиться от земных помышлений и обратиться к небесным. "И тотчас я был в духе", то есть вновь в состоянии восхищения св. Иоанн увидел в этот раз Самого Бога Отца, сидящего на престоле. Вид Его был подобен драгоценным камням "яспису" ("камень зеленеющийся, яко смарагд") и "сардису" (сердоник цвета желто-огненного). Первый из этих цветов — зеленый, по толкованию св. Андрея Кесарийского, означал то, что Божественное естество вечноцветуще, живоносно и пищеподательно, а второй — желто-красно-огненный — чистоту и святость, вечно пребывающие в Боге, и грозный гнев Его к тем, которые нарушают Его волю. Соединение этих двух цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но в то же время всегда готов простить искренно кающегося. Явление Сидящего на престоле было окружено "радугой", подобной смарагду, камню зеленого цвета, что означало, как и радуга, явившаяся после потопа, вечную милость Божию к человечеству. Самое сидение на престоле означало открытие Суда Божия, имеющего открыться в последние времена. Это еще не последний Страшный Суд, но суд предварительный, подобный тем судам Божиим, которые совершались неоднократно в истории человечества над согрешившими людьми (Всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры, гибель Иерусалима и многие другие). Драгоценные камни яспис и сердоник, а также радуга вокруг престола, являющаяся символом прекращения гнева Божия и обновления мира, обозначают, что суд Божий над миром, то есть огненное истребление его, окончится обновлением его. На это особенно указывает свойство ясписа исцелять язвы и раны, полученные от меча (ст. 1-3).
Вокруг престола на 24 других престолах восседали 24 старца, облеченных в белые одежды, с золотыми венцами на головах. Существует много самых разнообразных мнений и предположений, кого нужно понимать под этими старцами. Несомненно одно, что это — представители человечества, угодившего Господу. Многие полагают, основываясь на обещании, данном св. апостолам: "сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19:28), что под этими 24 старцами надо разуметь 12 представителей ветхозаветного человечества — святых патриархов и пророков, и 12 представителей новозаветного человечества, каковыми по праву могут почитаться именно 12 апостолов Христовых. Белые одежды — символ чистоты и вечного празднования, а золотые венцы — знак победы над демонами. От престола "исходили молнии и громы и гласы" — это указывает на то, как страшен и ужасен Бог для нераскаянных грешников, недостойных Его милости и прощения. "И семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь духов Божиих" — под этими "семью духами" надо понимать или семь главных Ангелов, как объясняет св. Ириней, или семь даров Святого Духа, перечисляемых св. пророком Исаиею (11:2). "И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу" — кристальное море, как неподвижное и тихое, в противоположность бурному морю, виденному позже св. Иоанном (13:1), должно означать, по мнению многих толкователей, "множество святых сил небесных, чистое и бессмертное" (св. Андрей Кесарийский), это — души людей, не волновавшихся бурями житейского моря, но, подобно кристаллу, отражающие семь радужных цветов, проникнутые семью дарами благодати Духа Святого. "И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади" — некоторые думают, что под этими животными разумеются четыре стихии и Божие ими управление и сохранение, или Божие владычество над небесным, земным, морским и преисподним. Но, как ясно из дальнейшего описания вида этих животных, это, без сомнения, те самые ангельские силы, которые в таинственном видении св. пророка Иезекииля (1:28) на реке Ховар поддерживали таинственную колесницу, на коей, как царь, восседал Господь Бог. Эти 4 животных послужили как бы эмблемами четырех евангелистов. Множество очей их означает Божественное всеведение, знание всего прошедшего, настоящего и грядущего. Это — верховнейшие и приближеннейшие к Богу ангельские существа, непрестанно славящие Бога.

Ссылки по теме
Форумы