Второе соборное послание святого апостола Петра

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания

Как видно из 1 стиха 3 главы этого послания, оно написано было тем же самым малоазийским христианам, как и первое послание. В этом втором послании апостол Петр с особой силой старается предостеречь верующих от развратных лжеучителей, деятельность которых, по-видимому, стала еще более опасной, чем прежде. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в своих так называемых "пастырских посланиях" к Тимофею и Титу. Большое сходство в обличении этих лжеучителей мы находим также с обличениями св. апостола Иуды. Оба апостола совершенно одинаковыми чертами изображают погибельных и развращенных еретиков, лжеучение которых угрожало вере и нравственности христиан (сравни гл. 2 послания Петрова с посланием св. Иуды). Эти лжеучения имели свой корень в безнравственности и языческой гордости.

Время и место написания послания

Для определения этого могут служить слова св. Петра в 14 стихе 1 главы этого послания: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне". Следовательно, послание это написано незадолго до мученической кончинй св. апостола Петра, последовавшей, как гласит предание, в 67 году. А так как это второе послание написано после первого, то его со всей вероятностью можно отнести к 65-66 годам. Последние годы своей жизни св. апостол Петр, по тому же преданию, провел в Риме, где и скончался мученической смертью вместе со св. апостолом Павлом. Отсюда естественно заключить, что второе послание Петрово написано в Риме. Это как бы его предсмертное завещание.

Подлинность сего послания

Второе послание Петрово в древнейшей христианской Церкви, по-видимому, не так было распространено, как Первое, а потому высказывались сомнения в его подлинности. Его не было в сирском переводе Пешито. Но указания и намеки на существование этого послания мы находим уже у таких апостольских мужей, как св. Климент Римский, Ерма, Варнава, Поликарп. Ясные указания на него имеются у Иустина Мученика, Иринея Лионского и Феофила Антиохийского. По свидетельству Евсевия, Климент Александрийский писал даже толкование на это послание. Ориген прямо приводит эта послание, не скрывая сомнений в его подлинности. В IV веке Евсевий помещает его в составе соборных посланий, причисляя его, впрочем, к спорным. Иероним в своем каталоге принимает это послание как подлинное. Дидим Александрийский не сомневается в его каноничности. С IV века все сомнения в его подлинности прекращаются. Большая часть послания несомненно носит на себе отпечаток личности св. апостола Петра, как и первое послание. Если же и есть иногда различие в языке по сравнению с первым посланием, то оно не так значительно и легко может объясняться тем, что св. Петр при простом своем образовании не мог сохранять твердую и строго определенную печать слога во всех частностях и подробностях своих писаний. Общий же характер послания, несомненно, апостольский, и именно Петров.

Содержание послания

Второе послание Петрово имеет всего три главы со следующим содержанием:
Первая глава: Надписание и приветствие (1-2). Врсхождение по добродетелям (3-9). Убеждение в твердости указанием на, кончину (10-15). О Преображении Христовом (16-18). Ветхозаветное пророчество (19-21).
Вторая глава: Лжепророки и лжеучители (1-3). Примеры божественного наказания (4-9). Подробнейшая характеристика лжеучителей (10-15). Пример Валаама (15-16). Продолжение характеристики (17-19). Горе им (20-22).
Третья глава: Лжеучители и лжеучение о втором пришествии Христовом и кончине мира с новым небом и новою землею (1-15). Апостол Павел (16). Последние наставления (17-18).

Экзегетический разбор второго послания Петрова

Первую главу можно назвать наставительной, вторую — предупредительной, а третью — пророчественной.
Первая глава начинается, как обычно, надписанием, в котором автор послания называет себя "Симоном Петром, рабом и апостолом Иисуса Христа", а своих читателей возвышает до себя, как "принявших" с ним "равно драгоценную веру". Впрочем, возможно, что этим выражением апостол хотел только подчеркнуть, что христиане из иудеев не имеют преимущества перед христианами из язычников, что вера и тех и других одинаково драгоценна в очах Божиих (1:1). Во 2 стихе он выражает пожелание: "благодать вам и мир да умножится в познании Бога и (Христа) Иисуса, Господа нашего" — этим он как бы хочет сказать, что изобилие благодати и мира зависит от познания Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: чем это познание больше и глубже, тем более обильные благодатные дарования мы получаем.
Далее апостол начертывает лествицу деятельного восхождения к вершине христианского совершенства. В основание этой лестви-цы апостол ставит веру и указывает, что с верой должны быть связаны усилия доказать ее истинность добродетелями, которые приводят постепенно к вершине христианского совершенства — к любви (ст. 3-8). Кто небрежет об этих плодах истинной веры, "тот слеп" (ст. 9). Предложив лествицу христианского совершенства, св. апостол Петр убеждает восходить по ней: "старайтесь делать твердым ваше звание и избрание" (ст. 10). Апостол беспокоится, пойдут ли наставляемые по начертанной им лествице, а потому считает необходимым повторять им свои наставления, пока он еще находится "в этой телесной храмине", "зная, что скоро должен оставить храмину свою". Апостол увещевает и после его отшествия приводить на память его наставления, ибо он учил их не бездоказательно, а как очевидец — свидетель славы Божественного Учителя Иисуса Христа, которой он удостоился быть зрителем на Фаворе во время Преображения (ст. 10-18). А если и сего недостаточно, то "мы имеем вернейшее слово пророков", которые за долгое время предсказали все то, что мы видели и слышали и чему вас научили (ст. 19). Апостол указывает руководиться этим пророческим словом, которое сияет, как светильник в темном месте, в не просвещенном еще светом учения Христова человеческом сердце до тех пор, пока "не начнет рассветать день и не взойдет утренняя заря в сердцах их" — прекрасный образ просвещения человеческой души, воспрянувшей от греховного сна светом учения Христова. "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" — свидетельство Богодухновенности пророческих писаний.
Во второй главе св. апостол предостерегает от лжеучителей, предупреждая, что как в прежние времена являлись лжепророки, так будут они и теперь. Характерная черта их, что они будут "отверга-ясь искупившего их Господа", то есть отвергнут догмат воплощения Сына Божия. Но осуждение для них, как для нераскаянных, уже уготовано Богом (ст. 1-3). Далее апостол приводит устрашающие примеры для отвращения от лжепророков: в примеры грозного суда Божия он приводит падших ангелов, которые, связанные узами адского мрака, ожидают окончательного суда над собой; затем — наказание грешного человечества всемирным потопом, когда только восемь душ семейства Ноева спаслись, и, наконец, кару, постигшую города Содом и Гоморру, от которой спасся лишь Лот. Из этого апостол делает вывод, что знает Бог, как избавлять благочестивых, а "беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (ст. 4-9). Характеризуя лжеучителей, апостол говорит, что они "идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших": известно, что эти лжеучители с презрением относились к самим апостолам Христовым, не говоря уже о пресвитерах и епископах. Они, как бессловесные животные, руководятся в своей деятельности побуждениями чувственности и корыстолюбия: "оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную". Это Валаам, о котором рассказывается в 22 главе и далее книги Числ и который за мзду хотел совершить неправедное дело — изречь проклятие на Израиля, но был вразумлен Богом через проговорившую человеческим голосом ослицу (ст. 10-16).
Такими чертами изображаются в истории древней христианской Церкви некоторые гностические секты и как бы родоначальники и предшественники их симониане, николаиты и др. В качестве средства для совращения эти еретики, которых апостол сравнивает с "безводными источниками", как вводящими в обман слушателей, употребляют "надутое пустословие", соблазн плотских похотей и обещание свободы. Пустословие, прикрытое льстивыми речами, внешне увлекательными, плотская похоть и обещание свободы — это обычные приманки как древних, так и всех новейших развратителей человечества; будучи в действительности "рабами Тления", то есть находясь в плену у греха, они своим учением о свободе лишь прикрывали плотскую разнузданность (ст. 17-19).
В конце главы апостол отмечает особую преступность этих еретиков, говоря, что "лучше бы им не познать пути правды (ибо тогда самое неведение несколько извиняло бы их, как видно из Евангелия Луки (12:48), нежели познав, возвратиться назад от преданной им святой истины". Апостол сравнивает их с псом, возвращающимся на свою блевотину, и с вымытой свиньей, идущей снова валяться в грязи (ст. 20-22).
В третьей главе, носящей пророческий характер, св. Петр говорит о "наглых ругателях", которые смеются над ожиданием христианами второго пришествия Христова (ст 1-4), а затем повествует о последних судьбах мира: подобно тому как первый мир погиб в водах потопа, хотя тогдашним людям и казалось, что мир вечен и никакая гибель ему не угрожает, так и этот мир сгорит в огне. Мир, созданный Словом Божиим, тем же Словом и сохраняется, но до времени, до "дня суда и погибели нечестивых человеков" (ст. 5-7). Что касается мнимого замедления пришествия Господня, то нельзя говорить о сем замедлении по отношению к Тому, для Кого нет времени и у Кого "один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (Пс. 89:5). А если определение Божие о кончине мира до сего времени еще не исполняется, то причина этого только в Божественной любви к людям и Божием долготерпении: Господь "долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (ст. 8-9). Наступит кончина мира неожиданно: никто не будет знать о времени ее — как тать (вор) ночью, но выражению, употребленному Самим Господом (Мф. 24:43). При этом образе речи как побочная представляется та мысль, что погруженные в сон греховный и беспечные при этом потеряют все, что приобрели и имели, ибо тать похитит все это и погубит (Мф. 13:12; ст. 10). С приходом "дня Господня" последует преобразование мира огнем: "небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" — небо перестанет существовать, как говорил об этом Господь в Мф. 24:35 и Тай-новидец в Апок. 20:11. Под "стихиями" разумеются простейшие составные части природы, каковыми в древности почитались огонь, вода, воздух и земля. Все разрушится, но не уничтожится, а лишь преобразуется и обновится, причем земля и все существующее на ней, все "дела", то есть природа и искусство, древа, растения, минералы, животные, города, дома, оружия и учреждения — все это будет страшным образом разрушено действием огня (ср. Авв. 2:13).
Этот древний мир, имеющий разрушиться огнем, явится затем преображенным и обновленным: как при начале мира из безвидного и бесформенного хаоса в шесть дней творения он был приведен в прекрасный и благоустроенный вид, так и при конце мира из огненного хаоса он снова воззван будет тем же зиждительным словом Творца к еще более прекрасному и совершеннейшему бытию — "впрочем, мы по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда". Еще пророк Исайя говорил от имени Божия: "вот Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут вспоминаемы, и не приидут на сердце" (Ис. 65:17), и еще: "новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим" (66:22). Св. апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что "увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет" (21:1). Там будет обитать правда как полное и совершенное соответствие правды человеческой и правды Божией — справедливость, которой нет на теперешней земле. Это сказано апостолом, несомненно, в утешение верующим, терпящим скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово "правда" можно понимать и в более широком смысле: на этой обновленной земле начнется вечноблаженная жизнь людей праведных, не смущаемая более никакими проявлениями ала и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).
В надежде на это св. апостол убеждает хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14). "И Господа нашего долготерпение почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания" (ст. 15-16) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. апостола Павла и лживо утверждали, что между св. апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2:11), и перетолковывали это, смущая верующих. Поэтому св. Петр называет Павла "возлюбленным братом", желая поднять и утвердить его авторитет. Под "неудобо-вразумительностью" поэтому, конечно, надо разуметь не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей, не утвержденных в вере и поэтому извращавших учение св. Павла, о чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 и 2 Сол. 2:2.
В заключение св. Петр увещевает верующих — беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа, "Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь" (ст. 17-18).

Ссылки по теме
Форумы