• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Голландский кардинал побуждает священников четко разъяснять позицию церкви по самоубийствам

Клирики должны напоминать, что врачебная помощь в самоубийстве – смертный грех

 ВАТИКАН. Голландский кардинал побуждает священников четко пояснять верующим, выбирающим самовольное или врачебное самоубийство (добровольную эвтаназию), что тем самым они совершают тяжкий грех, сообщает catholicnewsagency.

По той же причине священник не может присутствовать при добровольной эвтаназии или больничном самоубийстве, а иначе его присутствие может ложно толковаться как молчаливое одобрение греха. Либо его можно понять так, что «эти морально недопустимые деяния оправдываются церковным вероучением в некоторых обстоятельствах», указывает кардинал Виллелм Эйк ( Willelm Eijk) , архиепископ Утрехтский и эксперт по вопросам эвтаназии. Будучи практикующим врачом до своего посвящения в духовный сан, Эйк посвятил свою докторскую диссертацию в середине 1980-х годов законодательству об эвтаназии, а ныне духовно наставляет католическую общину в стране с самым либеральным законодательством об эвтаназии в мире.

Кардинал Эйк проводит некоторое различие между добровольной эвтаназией и врачебной помощью в самоубийстве, поскольку «в случае помощи пациент сам принимает смертельное лекарство, выписанное врачом, а в случае добровольной эвтаназии, смертельное лекарство дает врач по просьбе пациента». В обоих случаях пациент совершает тяжкий грех, поскольку сам принимает греховное решение. Однако врач несет равную ответственность в обоих случаях, ибо «напрямую посягает на высшую ценность собственной жизни, уступая греховной воле пациента и разделяя с ним его греховное намерение. Вот почему даже простейшая помощь в подобном деянии – всегда зло, не менее тяжкое, чем прямое убийство пациента врачом».

Кардинал Эйк признает, что «помощь в самоубийстве, возможно, психологически не столь тяжка для врача. Однако между убийством и такой помощью нет сущностной моральной разницы». Духовный наставник напоминает также о запрете на заупокойные обряды в случае самоубийства и эвтаназии. «Если пациент просит священника свершить таинства (исповеди или помазания больного) и надеется на заупокойный обряд после самовольного или врачебного самоубийства, священник должен отказать ему, – указывает кардинал, – и на то есть три причины. Первая та, что человек может принимать таинства только в возвышенном состоянии духа, а тот, кто противится воле Творца, посягая на высшую ценность своей жизни, не может достичь этого состояния. Вторая причина та, что «приобщающийся к таинству вручает свою жизнь Господу – а самоубийца греховно дерзает распорядиться Господним даром собственными руками. И третья причина состоит в том, что «если священник причащает и планирует таинства для самоубийцы, он сам согрешает, ибо его действия могут толковаться как попущение самоубийству со стороны церкви в определенных обстоятельствах».

Эйк пояснил, что священник может свершить обряд в случае врачебного самоубийства или добровольной эвтаназии только в том случае, когда самоубийца «страдал депрессией или другим психическим заболеванием, а значит, был не вполне волен в своем деянии, а потому его грех можно считать не столь тяжким. Священнику надлежит установить, было ли в том или ином самоубийстве утрата свободы воли, а затем принять решение о допустимости заупокойной службы».

Выступая против эвтаназии, Церковь должна неустанно «напоминать, что Господь сотворил человека по своему образу и подобию во всей его полноте, душе и теле». Конституция Второго Ватиканского Собора Gaudium et Spes определяет человека как «единство души и тела». Это означает, «что тело является сущностной ипостасью человека и частью высшей ценности человека – и потому нельзя жертвовать человеческой жизнью ради прекращения боли», поясняет вероучитель. В этих случаях можно прибегать к паллиативной помощи – она благословляется Церковью, и «есть много христианских или иных религиозных групп, оказывающих паллиативную помощь в различных центрах».

Для борьбы с ширящейся модой на эвтаназию, по словам кардинала, «Церковь должна что-то делать с людским одиночеством. Приходам надлежит развивать сообщества по интересам и социальным связям, поощрять заботы людей друг о друге. В современном предельно индивидуалистском обществе люди часто и безнадежно одиноки, особенно в нашем западном обществе. А ведь одинокому человеку, лишенному внимания и заботы ближних, труднее переносить боль и бороться с недугом». Эйк подчеркивает, что Церковь «провозглашает христианскую духовность и живую деятельную веру, а это означает, что мы можем воссоединиться со страдающим Христом и принять в себя его боль – и с этого момента мы более не одиноки».

 

Форумы