• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

Оксфордский профессор считает атеизм «безнадежно узким и упрощенным» мировоззрением

Ученый обратился в христианство, поскольку оно «представляет более широкую картину мира»

 

ВЕСТМИНСТЕР. Оксфордский профессор, уверовавший в Иисуса Христа, считает атеизм «безнадежно упрощенным» взглядом на мир – в отличие от христианства, которое «представляет более широкую картину мира», сообщает christiantoday.

Профессор Алистер МакГрат (Alister McGrath) признался, что отказался от атеизма ради христианства, поскольку это вероучение предлагает «более широкую и полную картину мира». В дебатах по соотношению науки и религии профессор Макграт заявил, что атеизм «упрощенне» мировоззрение, в то время как христианская вера предлагает более убедительную основу для научных исследований.

«Я пришел к убеждению, что [атеизм] является безнадежно упрощенческим мировоззрением – по крайней мере, в тех его формах, которые я знаю, – говорит МакГрат. – И теперь мне кажется, что главное, что действительно вовлекло меня в христианскую веру, так это глубокое осознание, что это вероучение дает мне более широкую и полную картину мира. Оно дает мне средства осмыслить себя, свой мир, а также оформить концептуальное пространство для науки. Другими словами, оно дает мне возможность полнее любить науку как действительно великую ценности, и при этом заниматься ей в рамках неких основ, которые меня полностью устраивают».

Профессор МакГрат участвовал в диспуте с американским биологом Бретом Вайнштейном (Bret Weinstein), одним из лидеров общественного мнения в «темной интеллектуальной сети», который не верит в существование сверхъестественной божественной силы. Вайнштейн служил профессором биологии в «Колледже вечнозеленого штата» (Вашингтон) до 2017 года. Он был вынужден уйти в отставку после критики традиционного «Дня отсутствия», когда студентам и преподавателям разрешается прогулять занятия. В том роковом году руководство колледжа разрешило пропустить лекции только учащимся с белым цветом кожи, а всех остальных обязало прийти в аудитории и прослушать лекцию о расовом неравенстве. Вайнштейн выступил против этой расовой инициативы, за что и подвергся жестокой травле со стороны студентов и коллег.

Профессор Вайнштейн не верит в сущетвование высшего божества, однако признает пользу Бога как некоего «мерного инструмента» или эталона, дающего возможность отделить правильное от неправильного, добро от зла. «В католицизме вы можете поступать греховно, и этот грех засчитывается вам в нечто вроде долга, от которого вы можете затем освободиться – при условии, что признаетесь в нем какому-то авторитетному духовному лидеру, который может вас наставить и направить на путь истинный, – говорит Вайнштейн. – Опять же, что это как не эталон? Он учит вас отличать неправильное и греховное с помощью некоего механизма, применяемого к реальной жизни, а для определения нужных смыслов и понятий широко используются метафоры».

Профессор Вайнштейн считает, что невозможно придумать ничего столь же эффективного для оснащения людей действенным «моральным компасом». «Задумайтесь – а можете ли вы, если знаете, что на самом деле никто сверху за вами не следит, не проверяет ваше поведение, написать столь же действенную программу, заставляющую людей вести себя подобающим образом? Вам будет очень сложно это сделать, мягко говоря. С другой стороны, я не уверен, что у нас есть выбор ... Если отказаться от высшей руководящей силы, приходится достигать того же самого через убеждение, понимание и просвещение, а это всегда нелегко».

Профессор МакГрат отвечает на эти доводы, что христианство не просто служит «полезной функцией» или мерилом в обществе, но что само существование Бога придает глубокий смысл представлениям о добре и зле. «Я полагаю, что один из важнейших аспектов нашей веры в праведного Бога – это глубокое ощущение, что когда в обществе что-то идет неправильно, есть некий эталон, которым нас мерят и судят, – указывает МакГрат. – А если мы теперь глянем, например, на Германию конца 1930-х годов, то увидим там возрождение первобытного подхода, который, наверное, правильно было бы назвать «естественным правом». Другими словами, люди искажают право и справедливость по своему произволу – и потому нуждаются в ком-то высшем, кто сказал бы им – «это неправильно». Я вообще думаю, что в жизни есть много признаков некоего великого замысла, и оттого мы, люди, все время пытаемся понять, как мы вписываемся в широкую картину этого замысла, не вполне видимого нам. Если мы попытаемся сформулировать эту картину мироздания в свете существования Бога, то ясно видим себя частью этой широкой, полной картины или замысла, и видение своего места дает нам отдаленное понимание того, кто мы и для чего существуем в этом мире. Вот в этом вся суть и смысл».

Дебаты двух профессоров были сняты в прямом эфире перед аудиторией слушателей в Институте механики в Вестминстере. Эти дебаты войдут в первый эпизод 2-го сезона серии «Большой разговор» в премьере шоу-программы «Невероятное?» христианской радиостанции Christian Radio.

 

Форумы