• Источник:
  • Сергей Игнатов — специально для Седмицы.Ru

В Британии бурно растет спрос на укладку сикхских тюрбанов по мере роста национального самосознания юных сикхов

Укладка свадебного тюрбана, к примеру, по силам только профессионалу

 

ЛОНДОН. В Британии, по мере роста национального самосознания юных сикхов, растет спрос на специальные услуги по укладке сикхских тюрбанов – в частности, секреты укладки свадебного тюрбана в наши дни известны уже только профессионалам, сообщает theguardian.

В дни сезона свадеб в сикхских семьях, Джагдип Сингх Гривал (Jagdeep Singh Grewal) оказывает услуги по намотке и укладке тюрбанов четырем-пяти женихам в день. Это процедура долгая и сложная, а потому он встает до восхода солнца и возвращается домой глубокой ночью. Понятно, что со временем все эти свадьбы сливаются в памяти в одну череду, но одна особенно врезалась в память Джагдипу.

Холодным октябрьским утром он прибыл в дом жениха к 5 часам утра. Мать жениха показала ему портрет человека в тюрбане и попросила точно воспроизвести форму и стиль. Джагдип приступил к работе, натягивая ткань, закрепляя шпильками и стягивая в тюрбан. Во время примерки его потрясли бурные эмоции матери и дяди жениха, когда они увидели, как он похож на портрет своего отца, служившего и погибшего в индийской армии. «Я хорошо понимаю их, – признает Джагдип, – я ведь тоже потерял отца, и я так растрогался, что даже стало трудно работать».

Вместе со своим другом и деловым партнером Бариндером Сингх Батом (Barinder Singh Bath), 32-летний Джагдип основал в Лондоне процветающую фирму Pagh Vala, специализирующуюся в укладке тюрбанов. Это лишь одна из многих подобных фирм в столице, растущих благодаря спросу со стороны молодых сикхов, гордящихся своими корнями, культурой и предками. Это движение отчасти можно объяснить популяризацией сикхизма и его ценностей звездами «Болливуда» (так называют хиндуязычную киноиндустрию индийского города Мумбаи, а нередко и вообще весь индийский кинематограф). «Люди возвращаются к своей культуре и наследию ради чувства общности, – говорит Джагдип. – Мы все больше вливаемся в западную культуру, и многие давно уже не умеют повязать тюрбан правильно. Хорошо, конечно, что мы приобщились к западным ценностям, но при этом нельзя забывать, кто мы есть и откуда». «Раньше тюрбан жениху наматывали старики в семьях, но теперь таких умелых стариков уже не найдешь, – говорит Сахвир Ауджла (Sukhvir Aujla), владелица семейного бизнеса «Укладка тюрбана» в Вульверхемптоне, работающая вместе с мужем Таранвиром Дханда (Taranvir Dhanda).

Возврат к народным традициям не ограничивается только потребностью в тюрбанах. Большим спросом пользуются и услуги невестам – профессионалы подгоняют им сари и готовят женские тюрбаны. Токундо Олудери (Tokunbo Oluderu), служащий в фирме Finetex Creatives, торгующей тканями для африканских женских тюрбанов и предлагающей услуги по их укладке в Лондоне, отмечает: «Едва мы открыли магазин, как к нам пошел поток посетителей – все они покупали ткани, но не имели ни малейшего представления, что с ними делать».

Такую же тенденцию отмечают и владельцы лондонского магазина «Для горцев», торгующего шотландскими мужскими юбками. Городские потомки горцев уже не знают, как их носить, и сотрудникам приходится их этому обучать. «К нам то и дело приходят клиенты, гордо объявляющие себя отпрысками клана Макдональд или типа того, но ни разу в жизни не носившие юбку, – говорит продавец Моника Салапич (Monica Zalapicz). – Мы показываем им, как ее правильно надеть и носить, с какой стороны крепится заколка, а также разъясняем, плед какой расцветки принят в их семейном клане».

«Каждый стремится хорошо выглядеть, – говорит Пит Сингх (Pete Singh), 39-летний учредитель тюрбанного заведения Turban Pro. – Головной убор – это главная часть нашего внешнего вида, он определяет вашу личность на памятных фотоснимках, и потому тюрбан должен выглядеть идеально. Мне нередко приходится работать с требовательными женихами, бдительно следующими модам и стилям не хуже оперных примадонн».

«Старшее поколение в национальных общинах склонно считать, что молодежь не ценит старые традиции, – говорит доктор Джасьит Сингх (Jasjit Singh)из Лидского университета, – но в реальности мы наблюдаем бурный рост интереса молодежи к своим корням и наследию». «Сорок лет назад человек в тюрбане не мог рассчитывать на приличную работу и часто сталкивался с расовой дискриминацией, – вторит ему Наруп Джхути (Naroop Jhooti), 38-летний лондонский фотограф и соавтор книги «Тюрбаны и предания». – По этой причине старшее поколение привыкло носить черные и серые одежды, чтобы выглядеть незаметно и походить на коренных жителей. Однако времена уже изменились. Молодые люди гордятся своими корнями и охотно носят красивые тюрбаны». Сингх признает, что в 1960е годы и позже мигранты ощущали на себе давление общества, побуждавшее их к конформизму, но «те, кто родился и вырос в Британии, уже не видят ничего позорного в том, чтобы быть британцами и носить тюрбан. Это тюрбан не умаляет их патриотизм и верность короне. Однако они уже не готовы поступаться своими семейными традициями и наследием».

Владельцы фирм по укладке тюрбанов радуются растущему патриотизму молодежи, но подчеркивают, что при этом следует уважать глубокие религиозные смыслы этого головного убора. Острой критике, к примеру, недавно подверглось руководство дизайнерской фирмы Gucci за то, что в очередной коллекции представило головной убор, созданный по мотивам сикхского тюрбана.

 

Форумы